Цели урока:
1. Продолжить работу над четкой дикцией, техникой чтения, анализом стихотворного текста.
2. Знакомство с художественными изобразительными средствами языка. 3.Формировать умение связно рассказывать о своих впечатлениях.
4. Развивать устную речь, воображение память учащихся.
Ход урока
1. Эмоциональное начало. Слово учителя.
У. Зима…Как долго ждали мы ее прихода. Мы все наблюдали, как шла борьба между осенью и наступлением зимы. Вспомните, когда выпал первый снег?
Д. Первый снег выпал в сентябре, но он быстро растаял.
- Я тоже помню. Мы тогда собирали картофель.
У. А что такое снег? (Ответы учащихся).
Д. Снег - это замерзшая вода.
- Когда на улице тепло, с неба падает дождь, а когда холодно- снег.
У. Молодцы! Вы такие наблюдательные.
Дождь и снег, дождь и снег… Можно ли сказать, что зима в этом году наступила внезапно (неожиданно)?
Д. - Да, можно. Вечером шел дождь, а утром везде снег?
- Снег на улице, на крыше, на машине.
- Я сразу вышел на улицу и взял на руки. Он был такой мягкий.
У. Вечером шел дождь. Было тепло… А утром мы проснулись и увидели белый снег пушистый… Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
(Учебники закрыты, учитель читает стихотворение наизусть).
У. Красивое стихотворение?
Д. - Да, очень красивое стихотворение.
- Мне тоже понравилось.
У. Откройте учебники на с. 172.
Читаем заголовок хором “Зима”. (Читают).
У. А теперь тихо-тихо прочитайте его сами. (Дети читают).
II. Вхождение в текст стихотворения:
У. 1) Найдите в тексте понравившиеся строки. Прочитайте. Почему Вами выбраны именно эти строки?
Д.
- Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
Я люблю, когда падает снег.
- Снеговые горы
Строят ребятишки.
Я люблю кататься на санках и лыжах.
- Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Зимой я люблю играть на горке. Папа каждый год делает мне горку. Я тоже помогаю.
У. 2) Найдите иллюстрацию на с. 172. К каким строкам стихотворения она подходит? Прочитайте.
Д.
- Божьи дни коротки
Солнце светит мало,…
- Труженик- крестьянин
Вытащил санишки,- Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
У. 3) Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению, если бы вам предложили иллюстрацию этого стихотворения? Вместе разбираем и устно рисуем картины. (Слушание ответов детей).
Словарная работа со словами ведется по ходу выполнения заданий.
пеленою
принакрылся
непробудно
божьи
труженик- крестьянин
стужа
III. У. А теперь закройте учебники. Кто какие строки запомнил? (слушание учащихся).
IV. Знакомство с языковыми средствами
У. Вы хорошо иллюстрировали словами картины. Какие слова помогали рисовать словесные картины? Найдите эти красивые слова в тексте.
Снег пушистый (снег какой?)
Снеговые горы (горы какие?)
Мороз сердитый, злой (мороз какой?)
Название им – эпитеты.
Эпитеты - это слова, которые называют признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?(Хоровое чтение слова “признаки” переводится на родной язык).
Как вы думаете, для чего нужны в тексте эпитеты?
Д. - Они делают нашу речь красивой, выразительной.
- Эпитеты - понятные, необычные слова.
У. В тексте есть еще другие языковые средства сравнения. А сравнения мы знаем по родной литературе. (Переводится на родной язык). Найдите. (Учащиеся выполняют задания).
Д. - Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Поле пеленкой покрыл.
- Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной
Снег, как шапка на деревьях.
У. С какими языковыми средствами мы познакомились?
Д.- Эпитетами, сравнениями.
IV. Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения.
- Жужжание - чтение.
- Чтение про себя.
- Чтение по цепочке вслух.
- Конкурс чтецов. Выходят 3 ученика читают. Выбирается один, кто выразительнее прочитал.
V. Закрепление.
У. А теперь проверяю вашу память. Кто что запомнил из стихотворения? Закройте учебники. (Слушание чтения наизусть учащихся. Поощрения).
VI. Итог.
У. Ребята, вы обратили внимание, кто написал это красивое стихотворение?
Д. И.З. Суриков.
У. Да. Это стихотворение было написано более 100 лет тому назад. Если бы И.З. Суриков был жив, что бы Вы сказали ему об этом стихотворении.
Д. - Спасибо за такое красивое стихотворение.
VII. Домашнее задание.
У. Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?
Д.- Выучить наизусть, сделать иллюстрации к стихотворению.
У. Спасибо за урок!