Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
В настоящее время остро ощущается необходимость воспитания уже с детского возраста культуры межнационального общения и систематической работы школы в этом направлении.
Задачами школы, говорится в законе Российской Федерации о народном образовании, является формирование общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, становление самостоятельной свободной и нравственной личности. В связи с этим в настоящее время перед системой образования жизнь ставят такие актуальные задачи:
- считать основополагающей идеологией школы педагогику развития;
- слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс;
- учить детей без принуждения;
- сделать учение радостным.
Решению этих задач способствует интеграция методической науки и практики.
Система Л.В. Занкова, по которой я работаю, направленная на интеллектуальное, волевое и эмоциональное развитие личности ученика, позволяет решить эти задачи.
Я работаю по учебнику Е.В. Саплиной и А.И. Саплина “Введение в историю”, 3 класс (1 - 4), к которому прилагается тетрадь творческих заданий. Особое внимание авторами уделено реализации цели - исследованию человеческой личности в минувшие эпохи, реконструкции повседневного быта людей прошлого.
Наряду с этим в течение 10 лет я преподаю художественный труд по программе академика РАО Б.М. Неменского, главными целями которой является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношения, понимаемой как культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, то есть приживлением молодых людей к. корням культуры.
Возникла идея на основе этих двух программ создать комбинаторную программу интегративного курса, целями которой являются;
- объединение истории и художественного труда;
- раскрытие истории развития и становления культуры и быта бурятского народа;
- показ взаимосвязи истории и культуры в рамках пропедевтического курса;
- воспитание культуры межнационального общения.
Система обучения и воспитания, созданная самим народом, основанная на народных началах, по глубокому убеждению К.Д. Ушинского, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных целях или позаимствованных у другого народа. Национальная культура всегда питается другими культурами и наоборот. “От родного порога - в мир общечеловеческой культуры” - так сформулировал идею своей программы и академик Б.М. Неменский.
В рамках предлагаемой программы искусство будет делиться на виды и жанры, произойдет осознание учениками их связи с личной жизнью человека. Каждый ребенок начнет осваивать три крута ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.
Данная адаптационная программа составлена для учащихся 2 класса (1 -3) или для 3 класса (1 - 4) и рассчитана на один учебный год (34 часа), т.е. на 1 час в неделю. Календарный план связан с прохождением материала по истории.
Предшественником этой программы является программа но художественному труду, составленная группой ученых во главе с академиком РАО Б.М. Неменским,
Предлагаемая мною программа должна органически войти в указанную выше программу, развивая ее мысль об истоках искусства и неразрывной связи с традициями и бытом бурятского народа.
Продолжателем же моей программы может стать интегративный спецкурс “Введение в историю и художественный труд”, но уже для 3 класса (1 - 3) или 4 класса (1 - 4), который любой заинтересованный учитель может разработать сам, либо можно продолжить обучение художественному труду по программе Б.М. Неменского.
Основные задачи курса
Обучающие;
- показать историческую динамику жизни человечества с. разных сторон:
- лингвистической, музыкальной, художественно-эстетической;
- научить детей видеть историю “вокруг себя”: в домах, которые нас окружают, в предметах быта и т.д.;
- помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизации, в том числе и бурятского народа
Развивающие;
- развивать любознательность, активность мысли, творческое воображение, умение размышлять, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать эмоциональную сферу ребенка средствами искусства;
- формировать художественно-творческую активность, участие детей в создании эскизов, набросков
Воспитывающие!
- развитие понимания неразрывной связанности всей своей жизни с деятельностью пластических искусств в повседневном окружении;
- развитие понимания роли каждого из “Братьев-Мастеров” в создании любого предмета, окружающего человека в разные времена и эпохи;
- воспитание уважительного отношения к труду художника, создавшего и запечатлевшего неповторимые образы памятников культуры;
- воспитание любви и уважение к национальным промыслам, корням культуры, наследию предков.
Общие рекомендации
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего мира, знакомства с его историческими корнями через среду обитания. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметом, объектов, произведений искусств, в создании которых участвовали его предки, родители.
Особое внимание нужно обратить на роль художников - “Мастеров Изображения, Украшения, Постройки” - в создании среды обитания человека и каждой вещи в этой среде,
В итоге дети должны понять и почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться вопросами: “А что было бы, если бы “Братья - Мастера” не участвовали в создании окружающего вас мира, дома, улицы и т.д.?” Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни и ее неразрывная связь с историей возникновения тех или иных предметов быта должно стать открытием для детей.
При изучении темы “Музеи искусств” и “Искусство на улицах твоего города (села, улуса)” нужно направит внимание детей на то, что они живут в Республике Бурятия, которая имеет свое историческое прошлое, свои памятники искусства и архитектуры, свои национальные особенности, которые необходимо знать, ценить, уважительно к ним относиться и хранить для будущего.
Учащиеся к концу года должны знать:
- что прошлое, настоящее и будущее бурятского народа нашло отражение как в истории, так и в искусстве, и связь эта неразрывна;
- что искусство отражает жизнь людей, исторические события разных времен;
- что в содержании разных предметов для дома, школы, села, города важную роль играют национальные традиции, качество и красота материалов, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
- что лучшие произведения искусства хранятся в музеях, художественных галереях и т.д.;
- что в создании любой вещи, объекта, окружающей нас среды принимали участие “Мастера Изображения, Украшения, Постройки”;
- новые термины: живопись, архитектура, пейзаж, портрет, натюрморт, подлинник, репродукция, интерьер, иллюстрация.
Учащиеся к концу года должны уметь:
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ;
- владеть элементарными навыками работы гуашью, восковыми мелками, пластилином, бумагой для конструирования и аппликации;
- владеть элементарными приемами изображения глубины пространства, наблюдаемой перспективой с элементами загораживания, передачи величины предметов;
- конструировать из бумаги конусов юрт, зданий;
- передавать элементарные пропорции фигуры человека и животных.
Примерное тематическое планирование
№ | тема урока | кол. часов |
1. | Путешествие в прошлое | 1 |
2. | Путешествие в настоящее | 1 |
3. | Путешествие в будущее | 1 |
4. | Моё имя | 1 |
5. | Портрет моей семьи | 1 |
6. | Иллюстрация бурятской сказки | 1 |
7. | Выставка работ | 1 |
8. | Панорама родного города, села, улуса | 1 |
9-10 | Я строю юрту | 2 |
11. | Твои игрушки. | 1 |
12. | Твоя посуда | 1 |
13. | Твоя одежда | 1 |
14. | Создание интерьера бурятской юрты | 1 |
15-16 | Памятники архитектуры - наследие предков | 2 |
17-18 | Памятники исторические | 2 |
19. | Образ богатыря-батыра | 1 |
20-21 | Мои друзья - кони | 2 |
22-23 | Танец моего народа | 2 |
24-25 | Народный праздник | 2 |
26-27 | Интерьер музея | 2 |
28. | В музеях хранится оружие | 1 |
29. | В музеях хранятся старинные вещи | 1 |
30. | В музеях хранятся портреты | 1 |
31. | В музеях хранятся пейзажи | 1 |
32. | В музеях хранятся натюрморты | 1 |
33. | В музеях хранятся скульптуры | 1 |
34. | Выставка работ за год. Праздник искусств | 1 |
Используемая литература
- Изобразительное искусство и художественный труд, 1 - 4 классы. Москва, “Просвещение”, 1991
- Изобразительное искусство (начальная школа). Программно-методические материалы. Москва, “Дрофа”, 2000
- Изобразительное искусство (5 - 9 классы). Программно-методические материалы. Москва, “Дрофа”, 2000
- История (5 - 9 классы). Программно-методические материалы. Москва, “Дрофа”, 2000
- Методические рекомендации по составлению авторских программ, Улан-Удэ,
- Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов. Москва, “Просвещение”, 1998
- “Г.Г. Васильев” (репродукции). Ленинград, “Художник РСФСР”, 1986
- “Д.-Н, Дутаров”, монография М.В. Хабаровой. Ленинград, “Художник РСФСР”, i986
- “Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях”, ЗА. Богатеева. Москва, “Просвещение”, 1986
- “Отчий край”, сборник стихов бурятских поэтов. Улан-Удэ, 1981
- “Певцы родной земли” (этюды о бурятских поэтах). Улан-Удэ, 1985
- Журнал “Начальная школа” № 2, 2001 г., №10, 2006г.