Цель: Повышение интереса к истории космонавтики, воспитание патриотизма (гордости за достижения своей страна в освоении космоса), развитие творческого мышления, развитие умения решать ТРИЗовские задачи, формирование навыка работы в команде, формирование коммуникативных навыков, навыков самостоятельной деятельности.
Место проведения: Школа-интернат с первоначальной летной подготовкой г. Оренбург.
Возрастная группа: 10-11 классы
План:
I. Открытие недели. Постановка цели, ознакомление с планом недели, получение заданий.
Задания для 11 класса (2 курс): Создание виртуального журнала “Русский космос”.
Задания для 10 класса (1 курс): Подготовка устного журнала “Королев – легенда Российской космонавтики”.
2. Игра по станциям.
3. Брейн-ринг.
4. Защита проектов по теме “Создание исследовательской базы на Марсе”.
5. Конкурс газет, кроссвордов, головоломок, ребусов.
6. Проведение “круглого стола” по материалам заданий 10 и 11 классов.
7. Подведение итогов.
Игра по станциям
Цели:
- Обобщение знаний по гравитационному полю, законам сохранения, небесной механики, экосистемам.
- Обобщение знаний по различным предметам.
- Развитие технического мышления.
- Развитие навыков поиска решения в ограниченные временные рамки.
- Развитие чувства коллективизма, умения работать в мобильной группе.
- Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование:
- Помещения для станций (классные комнаты).
- Маршрутные листы (см приложение).
- Подготовка пакетов с вопросами и заданиями (см. приложения).
- Подготовка необходимого оборудования для практических заданий в соответствии с пакетами заданий по станциям.
Ход игры
Для проведения игры классы делятся на группы, которые одновременно пойдут по станциям (количество групп совпадает с количеством станций).
Кроме участников станции из класса выбирают одного посыльного, который ходит по станциям (в соответствии со своим маршрутным листком) и собирает балы своего класса в одну сводную ведомость. Тот класс, который первым пройдет все станции и построиться получает дополнительные баллы (1-5 баллов, 2-4 балла, 3-3 балла, 4-2 балла и 5-1 балл). Все задания оцениваются по пятибалльной системе. Победу одерживает тот класс, который получает больше всего баллов.
Защита проектов
Цели:
- обучение проектной деятельности;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- развитие навыков решения ТРИЗовских задач;
- развитие технического мышления;
- развитие навыков сбора, обработки и оформления информации;
- формирование умений постановки целей и задач, а так же выбора методов их решения.
1 конкурс (разминка): командам предлагаются поочередно вопросы связанные с физической природой и химическим составом, внутренним строением, составом атмосферы, магнитным полем, спутниками планеты Марс. На обсуждение дается одна минута, затем выслушиваются ответы.
2 конкурс: представление макетов, рисунков, исследовательской базы на Марсе (защита проекта).
3 конкурс: “экспертиза”
Эксперты – учителя школы и преподаватели Оренбургского государственного педагогического университета и Оренбургского института ракетостроения при ОГУ физики, химии, астрономии, биологии, психологии, и информатики задает вопросы, касающиеся устройства, функционирования, а также экономической целесообразности создания таких баз.
4 конкурс: штурманский.
Каждая команда предлагает свою траекторию полета на Марс:
- показывает ее на схеме Солнечной системы;
- предоставляют расчет траектории;
- расчеты расхода топлива на полеты между планетами Земля – Марс и обратно и вид топлива;
- рассчитывают время полета.