Цели:
- обобщить знания учащихся по теме “Индия и Китай в древности”,
- приобщить учащихся к культуре древних народов,
- вызвать интерес к богатой истории этих стран.
Оборудование:
- Конверт с заданиями.
- Раздаточный материал для аппликации.
- Синий ящик.
- Предметы: лист бумаги, коробка из под чая, рис, сахар.
- Конверт с разрезанными афоризмами Конфуция.
Условия игры.
- Класс делится на четыре команды по шесть человек.
- Каждая команда получает задание, выполняет его, по очереди отвечает.
- За правильные ответы команда получает жетон с изображением символа Ян-Инь.
- Победителем объявляется та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов.
Вступительное слово учителя.
Индийская и китайская цивилизации являются одними из величайших цивилизаций древности. Народы Индии и Китая были очень трудолюбивы. В этих странах были сделаны удивительные изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор. И сейчас во время конкурса, вы еще раз вспомните историю Древней Индии и Древнего Китая. Каждая команда за правильный ответ будет получать жетон с изображением символа Ян-Инь. (Приложение, рис. № 1) Это символ Великого Предела в китайской философии. Он представляет сосуществование и взаимопроникновение двух полярных факторов жизненного процесса. Ян - это небо, солнце, тепло, мужское начало, левая сторона и т.п. Инь – полярная противоположность.
Разминка “Всякая всячина”.
Каждой команде предлагается ответить на пять вопросов без подготовки.
Вопросы для первой команды.
- Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города. (Инд.)
- Тонкая, воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. (Шелк).
- Замкнутые группы людей, на которые делилось индийское общество. (Касты).
- Как называлась письменность в Китае? (Иероглифы).
- В какой стране верили в переселение душ? (В Индии).
Вопросы для второй команды.
- Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. (Джунгли).
- Главные реки Китая. (Хуанхэ, Янцзы).
- Одна из мировых религий, которая возникла в Древней Индии. (Буддизм).
- Где расположен Китай? (Юго-восточная Азия).
- Кого в Китае называли “Сыном Неба”? (Царя).
Вопросы для третьей команды.
- Знаменитым китайским мудрецом был... (Конфуций).
- Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела. (Брахма).
- Правитель Китая, который объединил государства Китая под своей властью. (Цинь Шихуан).
- Мог ли индиец перейти из одной касты в другую? (Нет).
- С какими кочевыми племенами пришлось воевать Китаю. (С гуннами).
Вопросы для четвертой команды.
- Царь, объединивший под своей властью почти все индийские царства. (Ашока).
- То, что учтивый китаец снимает с ног при входе в дом. (Туфли)
- Какому священному животному в Индии поставлен памятник. (Корове).
- В каком году Цинь Шихуан объединил Китай в единое государство? (221 г. до н.э.).
- Как звали в Индии бога с головой слона? (Ганеша).
Конкурс “Загадочный”.
Каждой команде предлагается отгадать загадку.
Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды белый.
К концу же жизни
Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали,
Жить в деревне запрещали.
Те в лачугах жалких спали,
На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)
Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили ее строить,
Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
Загадка № 4.
Узнал Китай чрез много лет,
Как много может человек,
Из книг, на наши не похожих.
На связку дров скорее схожих.
Чтоб книгой стать,
Прошел чрез много мук
В Китае — расщепленный то... (Бамбук)
Конкурс “Синий ящик”.
По описанию нужно узнать предмет, который находится в синем ящике.
- Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
- Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
- То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
- Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Конкурс “Аппликация”.
Рядом с изображением частей Будды приклеить рисунок с изображением представителя касты и цвет одежды, которые они носили. (Смотри Приложение)
Конкурс мудрецов.
Каждая команда составляет афоризм Конфуция из слов, написанных на отдельных листочках.
- Что себе не пожелаешь, того не делай и другим.
- Лишь та ошибка, что не исправляется.
- Человек может сделать путь великим, не путь делает человека великим.
- Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знаниям.
Конкурс “Конверт для любознательных”.
В большом конверте задания по теме “Китай и Индия в древности”. После подготовки команды по очереди отвечают на вопросы.
Задание № 1.
Количество иероглифов в Китае первоначально было невелико, но оно непрерывно увеличивалось. Во время восстания “желтых повязок” число иероглифов возросло до 18 тысяч. Однако школьникам Древнего Китая не нужно было заучивать все иероглифы, чтобы читать книги. Предположите: почему?
Задание № 2.
В древнеиндийской поэме “Махабхарата” сказано: “корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул (помесь осла с лошадью) - эти семь считаются домашними животными”. Почему человек назван домашним животным? О каких людях идет речь? Какие товары при продаже назывались “четвероногими”, а какие “двуногими”?
Задание № 3.
Мы называем их арабскими, потому что заимствовали у арабов. А сами арабы признавали, что они получили их от древних индийцев. Дайте ответ: о чем идет речь?
Задание № 4.
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь?
Литература.
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. “История древнего мира”. Учебник для 5 класса. М.. 2003.
- Крючкина Н.Б. “Дидактические игры, тесты, загадки, по истории древнего мира”. Методическое пособие. М., 2003.
- Дидактические материалы. История древнего мира и средних веков. 5-6 классы. М..2000.
- Шейнина Е.Я. “Энциклопедия символов”. М., 2003.