Цели:
- закрепить знание таблицы сложения, умение выполнять вычитание в пределах 10;
- умение решать задачи;
- закрепить знание состава чисел 8, 9, 10 из двух слагаемых;
- закрепить умение читать примеры с использованием терминов “слагаемое”, “сумма”, “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”;
- закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет;
- воспитывать любовь к математике;
- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление, математическую речь
Оборудование: картинки зверей, карусели, название станций на карточках, паровозик, домики - состав чисел, числа до 20 в таблице, геометрический материал, ребус.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок и смолк,
Это начался урок! Здравствуйте!
Садитесь! Спины, плечи распрямили,
Ножки ставим ровненько,
Руки сложим по порядку,
Левую на парту, правую наверх.
II. Сообщение целей урока.
Учитель:
Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Во-первых, я буду помогать вам развивать наблюдательность, внимание, память.
Во-вторых, вы должны будете решить примеры.
А еще мы сегодня будем решать интересные задачи.
В конце урока мы подведем итог нашей работы.
III. Закрепление.
Учитель:
Ребята, а кто знает какое сегодня число?
Расскажите все, что вы о нем знаете?
Учитель:
Улыбнемся друг другу. Наступает самая загадочная часть урока. Медленно погружаемся в фантастический мир урока и перемещаемся в сказочный (математический) лес. Итак, мы отправляемся в путешествие.
Учитель:
Как-то раз в лесу густом
Под березовым кустом
Медведь построил карусель,
Пригласил лесных зверей
Покататься на ней.
Лесные звери живут далеко. В разных уголках леса. И им необходимо доехать до карусели.
А на чем они поедут, мы узнаем, поработав с геометрическим материалом.
Учитель: Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите ее цвет.
Ученики: Красный круг.
Учитель: В нижнем правом углу.
Ученики: Желтый овал.
Учитель: А где находится квадрат? Какого он цвета?
Учитель: Что вы знаете о квадрате?
Учитель: А это что за фигура?
Ученики: Оранжевый прямоугольник.
Учитель: Что вы можете сказать об этой фигуре?
Учитель: Какая фигура находится в левом нижнем углу?
Ученики: Синий треугольник.
Учитель: Молодцы! Справились с заданием.
Учитель: Открываем, на чем же звери поедут к медведю в гости, чтобы покататься на карусели?
Ученики: На волшебном поезде.
Учитель: Ребята, но вот беда, поезд не может тронуться с места.
Учитель: Нужно посчитать до 20 в прямом и обратном порядке. Поможем поезду? Молодцы, ребята!
Учитель: Теперь можно смело отправляться в путешествие.
И первая наша станция “Знай-ка”. На этой станции живет, отгадайте:
На ветке не птичка -
Зверек - невеличка,
Мех - теплый, как грелка
Кто же это?
Ученики: Белка.
Учитель: Приготовила белочка, ребята вам листочки.
А теперь внимание, слушаем задание:
Фигуры вы, все назвали верно.
Нарисуйте теперь эти фигуры по памяти у себя на листочках. (Проверка.)
Запишите в треугольник число, которое стоит перед числом 9.
- В квадрат - число, которое стоит за числом 5.
- В овал - число, которое на 1 больше, чем 3.
- В круг - на 1 меньше чем 10.
В прямоугольник - число, которое стоит между числами 4 и 6. (Проверка.)
Учитель:
У резной избушки, на лесной опушке
Бельчата гуляли, шишки считали.
Как называются компоненты сложения? Вычитания?
Села белочка в вагон и поехали они дальше.
Подъехали к станции “Сосчитай-ка” - здесь живет зайка.
Учитель: Нужно помочь зайке назвать состав чисел, чтобы его взяли в путешествие.
(Дети выбегают по одному. Проверка с помощью сигнальных карточек).
Зайка садится в вагон.
Учитель: Итак, поезд приближается к следующей станции “Поиграй-ка”.
И что же видят белочка и зайка. На озере сидят Хрюшка, Кот и Ежик. Они тоже хотят в путешествие, но сначала нужно узнать, кто лучший рыболов.
Учитель: Что значит прибавить 1?
Ученики: Назвать следующее число.
Учитель: Что значит отнять 1?
Ученики: Назвать предыдущее число.
Учитель: Каким способом можно прибавить 2, 3, 4.
Ученики: 2 - это 1 и 1,3 - 2 и 1, 3 - 1 и 2, 4 - 3 и 1, 4 - 2 и 2, 4 - 1 и З.
Учитель: Итак, ловим рыбок, если ответ примера совпадает с числом на поплавке, значит, рыбка поймалась, нужно соединить линией.
Учитель: Молодцы! Кто же лучший рыболов?
Все звери садятся в вагон и продолжают путешествие.
Следующая станция называется “Отдыхай-ка”.
Физминутка:
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх –
Хлопок, другой.Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
Учитель: Следующая станция “Соображай-ка”.
Учитель: А задачи для вас приготовил ... Вы узнаете, если разгадаете ребус
Ученики: Волк.
Перед тем, как отправиться в путешествие, поезд залил 10 л топлива. Он уже израсходовал 6л. Сколько л топлива осталось?
Ученики: 4 л.
Петух зернышки клевал,
Восемь курочек позвал.
А потом еще двоих,
Очень пестрых и худых.
Сколько же накормит Петя
Кур - пеструшек на рассвете?
Ученики: 8 + 2 = 10.
На поляне, не в лесу,
Пять ромашек пьют росу.
Пять пораньше напились,
И на солнце разлеглись.
Желтым глазиком моргают,
Ждут, когда их сосчитают.
Ученики: 5 + 5 = 10.
Учитель: А теперь возьмите разрезные карточки с цифрами и записывайте решение задачи.
Какие компоненты задачи вы знаете?
Ученики: На опушке леса играло 6 лисят, а зайчат на 3 больше.
Учитель: Сколько играло зайчат на опушке?
Ученики: На лужайке летало 5 шмелей и 4 осы.
Учитель: Сколько всего насекомых летало?
Ну, ребята, молодцы
Всем зверятам помогли.
Учитель: А сейчас дадим поезду немного отдохнуть и поработаем в тетради и по учебнику.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Ручку я вот так держу.
Учитель: К нам на урок прилетели синички, они прописали у вас в тетрадях цифры и просят так же красиво их прописать в строчку.
Будем цифры повторять
И красиво их писать.
Синички будут проверять.
Работа в тетради и по учебнику.
Учащиеся прописывают цифры в тетради.
Задача № 7 стр. 37.
Физминутка (проводит ученик).
Игра на внимание.
Учитель: Самостоятельная работа. Отправляемся дальше в путешествие. Станция “Выполняй-ка”. Работа с перфокартами.
3 + 2 =
4 + 3 =
8 – 3 =
5 + 4 =
9 – 3 =
10 – 3 =
(Проверка.)
Итог урока.
Учитель: Ребята, вы такие умные, внимательные, наблюдательные. Звери очень довольны, что добрались до карусели. Они хотят вас отблагодарить и сказать вам волшебное слово.
А чтобы его прочитать, нужно расставить числа в порядке возрастания.
2 4 6 1 3 7 5
П С Б С А О И
Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока.
- Какие задания вам понравились?
- Как вы оцениваете свою работу?