Необходимость создания программы воспитательной работы с классом возникла на переходном этапе, когда старая советская система перестала отвечать требованиям времени, а новой не появилось. Каждый день в класс приходили дети, которые доверчиво смотрели на своего учителя, ждали от него ответов на свои многочисленные вопросы. Вопросы эти касались, в том числе, и их жизни в классном коллективе.
7–10-летние дети имеют свои психологические особенности. Они хотят чувствовать себя самостоятельными, но не имеют такого опыта. Им хочется романтики при выполнении будничных каждодневных дел, и чтобы каждый оценил его работу. Кроме того, поступая в первый класс, дети незнакомы друг с другом, между ними нет дружеских привязанностей. Для многих становится проблемой , найти себе товарища в классе.
Психологи отмечают, что если в группе находится 7 и более человек, то неизбежно возникновение конфликтных ситуаций. Поэтому встает необходимость разбить класс на группы по интересам, сплотить детей при выполнении общих поручений. При этом надо создать условия для самореализации каждого ребенка на основе его природосообразности.
В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям.
В программе “Дерево дружбы” изложена концепция подхода к работе с детьми, а формы работы меняются от класса к классу, зависят от контингента детей, их уровнем социального развития, возможностей и потребностей.
Основные положения работы по программе “Дерево дружбы”.
1. В первом классе формируются группы – пятерки по желанию детей. Один из учеников, который не является лидером в классе, называет группу детей, с кем бы ему хотелось работать. В течение года можно перейти из одной группы в другую, хотя это не приветствуется: надо стараться найти общий язык со всеми участниками игры в этой группе.
2. Каждая группа выбирает себе командира, который работает 2 месяца. По истечение срока, группа дает характеристику своему командиру. Таким образом, каждый из детей побывает в роли командира и подчиненного, ему надо научиться командовать и подчиняться. Если группа назвала недостатки в его работе, у него есть возможность исправить их на другом сроке командира.
3. Группы выбирают себе поручение, которое выполняют в течение недели, а потом отчитываются о проделанной работе. Если класс считает, что они работу выполняли в полном объеме, самостоятельно и качественно, то группа имеет право повесить на дерево листок, который является их символом.
4. У каждой группы есть свое название, свой листок, например, дубовый, кленовый, березовый и т.д.
5. За выполненные дела, не связанные с недельным поручением, группа имеет право повесить на дерево свой “Плод хороших дел”, например, помидор, банан и т. д.
6. Если кто-то из членов группы грубо нарушил школьные правила, то один лист с дерева снимается.
7. В конце учебного года подсчитываются листочки и плоды на дереве.
Группа, набравшая наибольшее число листочков, объявляется победителем. Ее отмечают грамотой от имени совета класса.
1. Обязанности командира класса.
- командир класса является помощником учителя в организации праздников, общих дел, походов и других мероприятий в классе.
- командир класса организует дежурство в классе, следит за очередностью и правильностью выполнений поручений.
- командир класса посещает совет школьного актива и рассказывает одноклассникам о тех мероприятиях, которые будут проходить в школе.
- в случае конфликтных ситуаций учитель обращается к командиру с просьбой помочь разобраться в ситуации
- командир класса дает оценку работы командирам групп.
- по окончании срока полномочий, командир класса должен отчитаться о проделанной работе и выслушать мнение ребят своего класса о том, как он справился с ней.
2. Обязанности командиров групп.
- командир группы организует всех детей своей группы для выполнения общего поручения.
- командир группы распределяет обязанности между членами группы, проверяет ход работы и ее результат
- командир группы должен активно участвовать при выполнении общего поручения, быть примером для всех ребят.
- по окончании срока полномочий, командир должен отчитаться о своей работе и выслушать мнение ребят о том, как он справился с ней.
3. Обязанности учителя.
- учитель должен создать в классе атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопомощи среди ребят
- учитель может высказать свое мнение в виде пожелания, не навязывая его, но в случае конфликтных ситуаций учитель старается разъяснить, помочь детям разобраться в сложившейся ситуации.
- учитель должен проявить максимум терпения и такта, позволив детям самостоятельно принимать решения.
Памятка для выполнения поручения.
Если ты дежурный, то
- проверь, не оставил ли кто-то свои вещи в классе
- организуй ребят, чтобы они проверили, в каком состоянии оставляют свои рабочие места после рисования и трудов
- сотри с доски, помоги учителю убрать наглядные пособия на место.
- если есть мусор на полу, то подмети его
Если ты ухаживаешь за цветами, то
- следи за тем, чтобы земля в цветах не пересохла, но и не была залита водой.
- убирай засохшие листья, рыхли землю, протирай крупные листья от пыли.
- следи за тем, чтобы поддоны у цветов были чистыми.
Если ты раздаешь тетради, то
- делай это внимательно, чтобы тетради попали к своему хозяину.
- следи за тем, чтобы тетради не мялись, лежали аккуратно.
- лишние тетради отдавай учителю, следи, чтобы ни одна тетрадь не потерялась
- помоги учителю пересчитать, переложить или собрать тетради по его просьбе
Если ты следишь за учебниками, то
- каждый день проверяй у своих товарищей, в каком состоянии у них учебники, нет ли в них пометок
- проверяй, пользуются ли ребята закладками
- добивайся того, чтобы все ребята бережно относились к своим учебникам
- помогай учителю собирать и сдавать учебники в библиотеку
Если ты следишь за дисциплиной, то
- организуй игры на перемене
- следи за дисциплиной, если учителя нет в классе
- помогай учителю следить за дисциплиной в столовой, в раздевалке, на экскурсиях
- будь для других ребят примером в поведении
Если ты отвечаешь за связь с библиотекой, то
- проверяй, нет ли среди ребят задолжников, своевременно напоминай им сдавать книги в библиотеку
- интересуйся у библиотекаря, регулярно ли дети посещают библиотеку
- организуй работу, если надо подклеить книги
- следи за тем, чтобы книги в классной библиотеке всегда были в порядке, стояли на своих местах
- рекомендуй ребятам прочитать интересные книги
- помогай учителю работать с читательскими дневниками ребят
Ожидаемый педагогический результат.
1. Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе. В ней заложены принципы толерантности, воспитания самостоятельности и саморазвития ребенка в условиях концепции “Я - человек”.
2. В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.
3. К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.
4. Учитель должен создать условия, при которых бы максимально проявлялась самостоятельность и ответственность детей при принятии решений. Дети должны усвоить, что от каждого члена коллектива зависит, какой будет атмосфера в классе, как сложится их учеба в пятом классе и в дальнейшей школьной жизни.