Цель: совершенствование математических навыков через знакомство с профессиями родителей.
Задачи:
- cовершенствование вычислительных навыков в решении изученных видов примеров, умений решать задачи, выбирать способы решения;
- решать геометрические задачи; умения сравнивать и преобразовывать единицы стоимости и длины.
Развитие логического мышления, наблюдательности, речи. Развитие умения работать в группе.
Воспитание уважительного отношения к труду через знакомство с профессиями родителей. Развитие познавательной активности.
Форма работы: урок с элементами групповой формы работы.
Оборудование:
- слово ПРОФЕССИЯ;
- предметы парикмахера с наклеенными на них числами, среди них фрукт, на котором наклеено лишнее число;
- изображение денежных единиц с наклеенными на них верными и неверными равенствами;
- 6 комплектов шифровок для групп учащихся, родителей и на доску.
- 5 треугольников;
- различные способы решения задачи;
- 24 бумажных круга с числами и буквами на обратной стороне;
- 4 задачи для групповой работы;
- картины природы нашего края;
- кроссворд, включающий все профессии мам.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается необычный урок!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас очень необычный урок математики. Он посвящён вашим мамам, самым близким и дорогим людям на свете. Мы узнаем, чем занимаются ваши мамы на работе, познакомимся с их профессиями. Что обозначает слово “профессия”?
- Чтобы узнать, какими профессиями владеют наши мамы, надо отгадать кроссворд. Чья же профессия зашифрована первой?
3. Устный счёт.
А) Игра “Найди лишнее”.
- Посмотрите на эти предметы и числа.
- Среди данных чисел найдите лишнее и обоснуйте.
- А какой предмет лишний? Почему?
- К какой профессии относятся данные предметы?
Открытие первой профессии “ПАРИКМАХЕР”.
- Чья мама парикмахер? Егор, чем занимается твоя мама?
Б) Игра “Найди верное равенство” (см. Приложение 1).
- Перед вами хорошо знакомые вам предметы следующей профессии – единицы стоимости. Чтобы узнать слово, вам нужно найти верное равенство.
(преобразование единиц стоимости)
- Как называется профессия, связанная с расчётами денежных средств, финансовыми документами? Открытие второй профессии “ФИНАНСИСТ”.
- Чья мама финансист? Юра, что ты видел у мамы на работе?
- Родственной профессией является пр. “БУХГАЛТЕР”. Алёна, что делает твоя мама на работе?
- Еще одной родственной профессией является профессия “ТЕХНИК-СМЕТЧИК”. Мама Сони учитывает количество времени, отработанное каждым рабочим. Поэтому эти три профессии мы объединим в одну: “ФИНАНСИСТ”.
В) Разгадывание “Шифровки” (см. Приложение 2).
- Третью профессию мы сможем расшифровать, если будем верно и дружно считать!
- На каждой парте – шифровка, ниже – ключ. Вычислив значение выражения, вы найдете нужное число на шифровке и подставите под него букву. Помните, скорость и правильность выполнения зависит от каждого члена группы! Приступайте!
- один ребенок покажет результат на доске. “ПЕРЕВОДЧИК”
- Чья мама переводчик? Вероника, что ты знаешь о профессии своей мамы?
Г) Геометрическая задача (см. Приложение 3).
- Когда вы посчитаете количество треугольников на данной фигуре, мы сможем узнать номер следующей профессии, которую имеют сразу две наших мамочки! (9)
- (перед тем, как открыть…) Ребята, может, кто-то уже догадался, чья профессия связана с выполнением чертежей, проверкой схем?
“ИНЖЕНЕР”
4. Загадки профессий.
А) “Старинная профессия”
- Эта профессия существует очень давно. В прежние времена помещение, где находились представители этой профессии, назывались “дома мудрости”, “дома табличек”, “приюты мысли”, “аптеки для души”, “книгохранительные палаты”. О какой профессии идёт речь? Сразу две мамы имеют эту профессию. “БИБЛИОТЕКАРЬ”
б) “Угадай профессию”
- Теперь каждая группа попробует отгадать профессию по предметам труда, спрятанным в конверте. Время на обсуждение – 30 секунд, полминуты. Приступайте!
Открываются профессии “ЛАБОРАНТ” (Игорь и Антон), “УЧИТЕЛЬ” (Галя), “МАШИНИСТ” (Алёна), “ДИРЕКТОР магазина” (Маша).
- Ребята, слова “директор” нет в нашем кроссворде, потому что директор – это должность. В любой организации, будь то магазин, завод, больница или школа один из профессионалов становится директором, чтобы организовать работу всего предприятия.
5. Решение задач.
А) Коллективное решение задачи.
- Чтобы понять, что обозначает следующая профессия, нужно решить задачу:
В магазине на 1 полке стояло 20 сувениров, на другой – 15. За день продали 30 сувениров. Сколько…? Продолжите вопрос, чтобы этот текст стал задачей.
- О чём идёт речь в задаче?
- Сколько сувениров было сначала в магазине?
- Что изменилось? Стало больше или меньше?
- Выберите из данных выражений те, которые могли бы быть решением этой задачи. Докажите.
- Сформулируйте ответ.
- Кто же занимается выбором и закупкой самых лучших сувениров и различных товаров для последующей продажи в своём магазине?
- “ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ” (Рита)
б) ФИЗМИНУТКА
Задание: - Профессия ещё одной вашей мамочки очень необычна, она состоит из 24 букв. Сейчас каждый из вас получит круг с определённым числом, ваше задание – выстроить свои числа в порядке увеличения. Это непросто, ведь вас много, и каждый должен встать правильно, чтобы получить название следующей профессии. Успех зависит от умения помогать друг другу, видеть и слышать другого человека.
Построение детей, проверка.
- Переверните другой стороной свои круги, прочитайте название профессии мамы Маши Агеевой!
“АППАРАТЧИК-ГИДРОМЕТАЛЛУРГ”
- Маша, ты сможешь вспомнить, с чем мама работает?
- Ребята, а на что похожи эти круги, выставленные в один ряд?
- Садитесь, круги положите на стол.
- Для чего женщины украшают себя бусами? (для красоты)
- Чем ещё могут украшать себя наши мамы?
- Вот мы подошли к ещё одной профессии одной из наших мам. Вы догадались, о ком идёт речь? “КОНСУЛЬТАНТ ПО КРАСОТЕ” Влад, чем занимается твоя мама?
в) Самостоятельное решение задач по группам.
- А сейчас мы познакомимся сразу с четырьмя профессиями наших мам. Каждая группа получит задачу для коллективного решения. Кто-то один должен прочитать задачу, все вместе подумать, как её решать, обговорить решение, записать на листочке, назвать ответ. Чтобы не путались, объясню сразу – СПЕЦИАЛИСТ- это человек, очень хорошо выполняющий свою работу.
- Приступайте! Как только вы решите задачи, мы узнаем, чьи же это мамы!
“Специалист по организации труда подсчитал, что Иванов работал 6 часов, Петров – 4 часа, а Сидоров- столько, сколько Иванов и Петров вместе. Сколько часов работал Сидоров?” (Яна)
“Специалист по оздоровлению и отдыху направил рабочих отдыхать. На море отправились 50 человек. Из них 25 человек поехали на Чёрное море, а остальные - на Азовское море. Сколько человек поехали на Азовское море?” (Паша)
“Специалист по работе с персоналом, оценив работу нескольких рабочих, решил дать 7грамот, а ценных призов – на 3 больше. Сколько всего наград дали рабочим?” (Лёша)
“Секретарю поступило много документов. До обеда он напечатал 40 документов, а после обеда – 60 документов. Сколько всего документов он напечатал за весь день?” (Вилюс)
6. Краеведческий компонент.
- Все четыре профессии, с которыми мы познакомились, встретились на одном огромном предприятии нашего северного города. Как называется это предприятие? Заполярный филиал компании “Норильский Никель”, который добывает из недр земли полезные ископаемые – никель, кобальт, медь. К сожалению, это производство наносит большой вред окружающей природе. Природа нашего края удивительна, неповторима. Посмотрите на фотографии. В нашем классе есть бабушка, которая строго следит за тем, чтобы все вредные выбросы комбината не попадали в окружающую среду. Как называется такая профессия?
Открываем профессию “ЭКОЛОГ”.
7. Заключительная часть.
Ребята, осталась последняя профессия. Её имеют сразу две мамочки. Я специально оставила эту профессию на десерт, так как она напрямую связана с десертом. Результаты труда этих людей любят и дети, и взрослые. Догадались, кто это? “КОНДИТЕР”.
- Как вы думаете, если бы кондитер не очень старался, мы бы покупали тортики, пирожные, булочки? Почему?
- В каждой профессии очень важно, чтобы человек очень старательно выполнял свою работу! Тогда его труд будет нужен всем. Уважаемые родители, вы со мной согласны?
8. Подведение итогов.
- Наш урок подходит к концу. Посмотрите, как много профессий мы сегодня узнали! А что ещё мы делали на уроке? Что нового вы узнали? Благодарю вас за отличную работу по математике, родителей за таких старательных детей, гостей за доброжелательность.