В настоящее время образование в целом, и школьное образование в частности, находится в процессе модернизации и подвергается существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности и дарования и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный социальный выбор и нести за него ответственность, способную отстаивать свою гражданскую позицию. [4]
Одной из целей обучения иностранному языку в школе является формирование у обучающихся самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.
Реализация поставленных целей невозможно без использования современных образовательных технологий и методов, к которым относятся технология “Дебаты”. Согласно “Толковому словарю” С.И. Ожегова и “Словарю иностранных слов”, дебаты – это “прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании”. [1,2]
Однако “Дебаты”, как технология и метод имеют свои особенности. Это не просто свободный обмен мнениями, по какому-либо вопросу. Данный метод представляет собой формализованный спор по определенным правилам и носит рамочный характер. Для дебатов обязательным условием является наличие двух оппонентов, которые пытаются убедить третью сторону (судей) в правоте своей позиции. В споре побеждает та сторона, которая более аргументированно защитит свою позицию. [3]
Следовательно, можно сказать, что целью “Дебатов” является наиболее полная всесторонняя проработка какой – либо темы, выработка критического мышления, умение отстаивать свою точку зрения.
“Дебаты” учат толерантно относиться к чужому взгляду на проблему. Так как участники спора убеждают не друг друга, а третью сторону и защищают точку зрения, выпавшую им по жребию, это позволяет им сохранять уважительное отношение к оппонентам.
Метод “Дебаты” универсален по своему характеру, так как может быть наполнен любым содержанием, использоваться при изучении любого предмета, в том числе и иностранного языка, так как он является одним из способов развития иноязычной коммуникативной компетентности с одной стороны, так и навыков социального взаимодействия с другой. Это можно представить схематично. <Рисунок 1>
Однако специфика иностранного языка накладывает на него свои особенности. Давайте рассмотрим критерии оценивания спора:
- аргументированное представление точек зрения;
- умение задавать проблемные вопросы;
- поведение участников дебатов.
При оценивании же дебатов на иностранном мы считаем необходимым учитывать также речь учащихся, то есть:
- соблюдение речевого этикета;
- грамотность;
- наполнение вокабуляром по изученной тематике;
- фонетическое оформление. [5]
Изучив имеющиеся в нашем распоряжении материалы, мы составили следующую схему реализации данного метода на практике:
definition of the situation;
- preparation for the debate (discussion in groups);
- report of team A;
- questioning: team B – team A;
- report of team B;
- questioning: team A – team B;
- discussion of information heard (in teams);
- arguments “against” (team A);
- questioning: team B – team A;
- arguments “against” (team B);
- questioning: team A – team B;
- decision making (jury);
- analysis of the debate;
- conclusion;
Приведенная выше схема очень подробная, пошаговая, но ее можно представит и в более общем виде, следующим образом:
- определение проблемы (вопроса);
- обсуждение вопроса в группе или команде;
- первичное выступление команд с аргументами “за”;
- обсуждение полученной информации;
- второе выступление команд с аргументами “против”;
- принятие решений;
- рефлексия;
- вывод.
Хочется обратить особое внимание на обязательный самоанализ учащихся, выявление трудностей, с которыми они столкнулись в процессе работы, так как они дают информацию о том, каким образом следует корректировать работу учителя (планирование, повторение и т.д.), а также и самостоятельную работу учащихся при подготовке последующих заданий. Мы считаем наиболее целесообразным использовать дебаты в старших классах, хотя в зависимости от уровня сформированности коммуникативных и социальных навыков, и в 8, 9 классах на заключительном этапе изучения какого-либо материала или темы, после чего можно давать письменное задание творческого характера.
Так в режиме дебатов можно обсудить такие темы, как “Проблемы окружающей среды”, “Взаимоотношения с друзьями”, “Воспитание ребенка в семье”, “Преступление и наказание” и другие.
В данной статье приведены в качестве примера дебаты по теме “Воспитание ребенка в семье”.
And now let us put it into practice and see how it works. First of all let divide into two groups and choose the jury.
Члены жюри получают следующую схему оценивания.
Teams | Arguments (context “for”) | Arguments (context “against”) | Questions | Politeness conversions | Grammar | Vocabulary | Phonetics | Physical behavior | Decision |
Brits | |||||||||
Americans |
(The group is divided into two groups and the teacher distributes the information for the discussion, list of phrases of politeness conventions, some paper, pens or pencils)
1. Stating the Problem
The topic under debate is “Family Relations: treating children in the family”.
We all know that different peoples treat children in the family in their own specific way. There are different approaches to this problem in British and American families too. If you had to adopt the manner of treating children which one would you choose?
2. Discussing the problem in groups
- You are provided with some information:
- Read it
- Discuss in teams/groups
- Choose a person to speak “for” during 1,5 – 2 minutes
You have 5 minutes to do the task
(in 5 minutes)
3. Presentation of arguments “for”
- Team “Brits” is invited to take the floor
- Team “Americans” questions the speaker of Team A
- Team “Americans” takes the floor
- Team “Brits” questions the speaker of Team “Americans”
4. Discussion of the Information Listened to
Both teams have listened to some arguments supporting their viewpoint on the problem.
- Discuss the information in teams and think of some arguments “against” the ideas you’ve listened to
- Present your arguments in front of the class in 1,5 minutes
You have some minutes to do the task
5. Presentation of arguments “against”
6. Decision making
Jury discusses the arguments provided and carries out the decision which manner of treating children to adopt British or American.
7. Analysis
Jury analyses:
- Arguments
- Manner of speaking
- Behavior
Students analyze difficulties experienced:
- Context
- Grammar
- Vocabulary
Politeness conventions
8. Conclusion (what to improve):
- Vocabulary
- Grammar
- Logic of speech
- Politeness conventions (behavior)
Thank you ever so much. Now we know what to do and what to improve to sound profoundly and keep polite.
Итак, сегодня мы с вами ознакомились с дебатами и как видите, предложенный метод универсален по характеру, самым непосредственным образом нацелен на развитие коммуникативной компетентности и формирует как речевые, так и социальные навыки учащихся.
Хотелось бы подчеркнуть, что приведенная выше схема является только одним из вариантов использования данного метода, возможны и другие варианты работы.
Литература:
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под. ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой – 20-е изд., стереотипное. М: Рус. яз., 1989. – 750 л, с. 126
- Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. Яз., 1988. – 608 с., с. 147
- Дебаты: Учебно-методический комитет. – М.: “Бонфи”,2001
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.:АСТ. Астрель, 2006 г. – 380, (4) с.
- “Иностранные языки в школе” - Просвещение, 2006, №3, 110 с. – с. 45.