Цели:
- образовательная: изучение нумерации двузначных чисел; сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд (закрепление правил); сравнение двузначных чисел.
- развивающая: формирование вариативности мышления, развитие умения анализировать, классифицировать, рассуждать по аналогии.
- воспитательная: создание благоприятной среды для развития учащихся, формирование познавательных мотивов учения, развитие коммуникативных качеств личности.
Оборудование:
- изображение медвежонка Винни-Пуха, праздничного пирога, свечей;
- конверт с письмом от Королевы математики;
- набор геометрических фигур для графического изображения чисел;
- опорные схемы;
- сигнальные карточки;
- рисунок букета цветов, цветы синего и красного цвета;
- аппликации животных из частей квадрата;
- учебник-тетрадь “Математика 1 класс”. Часть 3. Л.Г. Петерсон
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. - Проверьте, дети, свою готовность к уроку математики. |
Проверяют наличие тетрадей, наглядных пособий, схем задач и др. |
II. Математический диктант. | |
- Какое сегодня число? Расскажите, что вы знаете о числе 15. |
15 апреля - оно двузначное, - в нем 1 десяток 5 единиц, - соседи 14 и 16. |
- А я вам, ребята хочу сообщить, что это число тем замечательно, что 15 апреля день рождения … Винни-Пуха (вывешивается изображение медвежонка). | |
- Вы узнаете, сколько он пригласил гостей, если уменьшите число 10 на 1. | Выкладывают карточки с цифрами. - 9. |
- Когда Винни-Пух заказал праздничный пирог узнаем, если назовем число, в котором 1 дес. 3 ед. | - 13. |
- Разность чисел 15 и 4 – это число, когда именинник отправил приглашения своим гостям. | - 11. |
- Расставьте ответы в порядке возрастания. | 9, 11, 13, 15. |
- Установите закономерность и продлите ряд на 3 числа | Каждое последующее число больше
предыдущего на 2. … 17, 19, 21. |
- Какое число “лишнее”? Почему? | - “Лишнее” число 9, т.к. оно не двузначное, а остальные числа двузначные. |
- Какое число мы называем двузначным? | - Двузначное число – число, которое записывается двумя цифрами, левая показывает число десятков, правая – число единиц. |
III. Постановка учебной задачи. | |
- Мы встречались с этими числами на прошлом уроке. | |
- Что мы учились делать с двузначными числами ? | - Складывать и вычитать двузначные числа. |
- Сегодня на уроке мы продолжим тему “Сложение и вычитание двузначных чисел”. | |
- А ваши знания помогут Винни-Пуху справиться с заданиями, которые необходимо выполнить, чтобы его день рождения состоялся, на праздничном пироге зажглись свечи. Сама Королева математики прислала Винни-Пуху письмо. В нем ключи к нашей теме. Что же в письме? Попробуем догадаться. | |
- Изобразите графически число 31, 4. эти числа нужно сложить. Как это сделать? | На доске. Надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам - единицы. |
IV. Применение знаний. | |
- Откройте учебник на странице 70 № 1 (а). Изобразите графически сумму чисел 31 и 4. | На доске и в тетрадях. |
- Какое число получили? Запишите его. | 35 |
- Посмотрите на схему выражения под буквой (б). | Число 4 заменили числом 40. |
- Что заметили? | Вместо 4 единиц надо прибавить 4 десятка (число 40). Сама. |
- Зарисуйте сумму 31 и 40, запишите ее числом. | |
- Каким правилом пользовались? | Сумма равна 71. |
- Ребята, давайте “оживим” это правило.
Мальчики выполнят роль десятков, а девочки -
единиц. Мальчики I вариант. Девочки II вариант. Какое число получилось? |
Десятки прибавляем к десяткам… У доски выполняется сложение: 31 + 4 и 31 + 40. Выходят по рядам. |
- Ритмичный счет десятками до 100 и обратно (в парах стоя). | |
- Вот теперь мы можем посмотреть, что же внутри письма от Королевы математики. | |
- Ребята, что это? | - Схемы выражений. д е + е д е + д е д е + д |
- Какие же схемы мы уже повторили? | |
- Кто может вспомнить правило для двух других схем? | Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы. |
- Молодцы, зажглась одна свеча на пироге! (На рисунок пирога прикрепляется одна свеча). | д е - е д е - д е д е - д |
V. Самостоятельное применение знаний. | |
- Пользуясь этими схемами, я предлагаю выполнить следующие выражения в № 1 с. 70 с помощью графического изображения чисел. | Все выполняют № 1 |
- Тем ребятам, кто может без графического изображения чисел выполнить сложение и вычитание двузначных чисел, предлагаю № 2 с. 70. | Все выполняют № 2 Встанут те, кто выбирает № 1 и те, кто № 2. |
- У кого возникнет затруднение, выставляем знак “проблема”. | ? |
- Выполняем проверку, зажгли свечу. (Ответы вывешиваются на доску). |
Опора на схемы. |
- Какими правилами пользовались? | |
VI. Геометрический материал. Игра “ Танграм”. |
|
- Эти ответы для Винни-Пуха принесли животные, которые получились у вас при составлении аппликаций из частей квадрата. | |
- Это гости Винни-Пуха. | |
- Вывесите свои работы на доску, кто хочет. | |
- Те ребята, которые составили фигуры по своему замыслу, подарят свои аппликации имениннику. | Вывешивают на доску аппликации, выполненные дома по заданию из учебника № 5 с. 69. |
- Выйдем и посмотрим на работы друг друга. Это было очень интересное задание. | “Зажигают” свечу. |
Физкультминутка. - Попробуем изобразить как двигаются эти животные: кенгуру – прыгаем, страус – наклоняемся (прячет голову), журавль – летит из теплых стран. |
Дети изображают движения животных. |
VII. Сравнение двузначных чисел. | |
- Посмотрите на с. 70 учебника, кто спешит в гости к Винни-Пуху? | Пятачок и ослик ИА |
- Мы должны помочь им доставить подарки. Для этого прочитаем задание № 3. | |
- Что такое равенство? | Выражение, левая часть которого равна правой. |
- Попробуем составить эти равенства из чисел: 40, 8, 48 | На доске изображение весов 48 = 40 + 8 |
- Кто может составить другое равенство из этих чисел? | 48 - 8 = 40 |
- Кто может сам составить двумя способами, выполните задание под (б) в № 3 в парах. | Работают в парах, составляют равенства. |
- Кому трудно, поднимите сигнальную карточку (учитель оказывает индивидуальную помощь). Проверка у доски, “зажигаем” свечу. | Дети, которые затрудняются, выполняя
задание, поднимают сигнальную карточку. ? |
- Какое правило помогло справиться с этим заданием? | Схемы 1 – 4. |
Физкультминутка (Идем в гости
к Винни-Пуху). “Кочка” - присесть, “стог” - встать, “тропинка” - руки в стороны, “дорожка” - руки вперед. Мы шли-шли-шли – землянику нашли, Раз, два, три, четыре, пять – мы идем искать опять. |
Дети выполняют соответствующие движения.
Шагают, приседают. |
VII. Решение составных задач. № 4 с. 71. | |
- Послушайте задачу и подберите схему к этой задаче. | Показывают схему задачи. |
- Откройте с. 71 № 4 и проверьте себя. | |
- Заполним схему. | |
- Как решить задачу. | Известно, что с одной грядки собрали 27
кг клубники, а со второй – на 15 кг меньше. Надо
узнать сколько клубники собрали с двух грядок. - Чтобы это узнать, надо сложить клубнику, которую собрали с I грядки и со II грядки. |
- Почему? | - Ищем целое. Сразу мы это сделать не можем, т.к. неизвестно сколько клубники собрали со II грядки. Чтобы это найти надо из 27 вычесть 15, т.к. ищем меньшее число. |
- Какое же будет I действие? | 27 – 15 = 12 (кг) |
- Какое же запишите II действие? | Вторым действием надо сложить 27 кг и 12 кг. |
- Запишите решение в тетрадях. | 27 + 12 = 39 (кг) |
- Назовите ответ задачи. | Ответ: 39 кг клубники собрали с двух грядок. |
“Зажгли” свечу. | |
IX. Домашнее задание. | |
- Какие правила помогли сосчитать
значения выражения в задаче № 4? - Составьте, пожалуйста, кто хочет 4 выражения к этим схемам и найдите их значения. |
Схемы 1 – 4 озвучивают. |
- Ребята, посмотрите: все свечи на праздничном пироге Винни-Пуха зажглись и гости собрались, но конверт который прислала Королева математики не пуст. Хотите узнать, что в нем осталось? Справитесь с заданием? Что это? | Схема задачи. |
- Посмотрите на нее внимательно. Похожа она на ту задачу, которую мы решали на уроке? | - Да, ищем целое. - Неизвестно меньшее число. |
- А чем отличается? | - Первым действием находим первую часть, а не вторую. |
- Составьте, пожалуйста, задачу к этой схеме и решите ее те, кто хочет. | |
Х. Самооценка. На день рождения Винни-Пуху подарим букет цветов: кому сегодня удалось понять задания Королевы математики и было интересно прикрепите красный цветок, а кому было трудно и не интересно – синий. |
Дети выбирают нужный цветок и прикрепляют на незаконченный рисунок букета. |