Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий.
Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю – перспективу профессионального роста, руководителю – более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением.
В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.
Информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Чтобы помочь педагогу сориентироваться в современном информационном пространстве, в школе создана творческая группа педагогов, занимающаяся внедрением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в учебный процесс и внеурочную деятельность.
Цель работы группы: Анализ и структуризация потребностей педагогов в использовании информационных технологий, и поэтапное внедрение информационных технологий в учебный процесс согласно выявленным потребностям.
Задачи:
- Обеспечить повышение квалификации в сфере информационных технологий педагогами школы без отрыва от производства.
- Обеспечить, путем рационального распределения времени работы компьютерного класса, проведение уроков с использованием информационных технологий педагогами-предметниками.
- Обеспечить информационную и техническую поддержку педагогов при подготовке к занятиям и различным видам внеурочной деятельности.
План работы:
- Анкетирование. По результатам анкетирования
определить:
- Уровень владения информационными технологиями педагогами школы.
- Уровень использования ИКТ в учебном процессе.
- Потребности педагогов в повышении квалификации по использованию информационных технологий.
- Этапы внедрения ИКТ:
- Скомплектовать группы из педагогов, выбравших повышение квалификации по месту работы, т.е. в школе, по выбранным направлениям и организовать их работу;
- Составить график проведения уроков в компьютерном классе для педагогов-предметников;
- Выделить время в компьютерном классе для внеурочной деятельности педагогов с обучающимися;
- Выделить время для подготовки раздаточного материала, публикаций, создания собственных электронных разработок, работы в сети Internet.
- Предоставлять текущую информацию педагогам о курсах повышения квалификации по информационным технологиям в выбранных ими учебных заведениях.
- Подведение итогов:
- Сравнить статистические данные по использованию информационных технологий педагогами-предметниками на начало и конец года.
- Проанализировать и обсудить результаты мониторинга использования ИКТ в учебной деятельности педагогами-предметниками.
Для выявления потребностей педагогов в информационных технологиях была составлена анкета (см. приложение 1).
Результаты анкетирования показали следующую картину:
Таким образом, видно, что педагогами школы используется в основном текстовый редактор Microsoft Word для подготовки наглядных пособий и раздаточного материала.
Программа Microsoft Excel применяется только учителями математики для обработки табличных данных, построения графиков и диаграмм.
С помощью программы PowerPoint создаются презентации для последующего показа во время выступления на семинаре или конференции, подготовке раздаточного материала для учащихся и для сопровождения уроков-лекций. Чаще всего используются презентации как одна из форм представления творческих работ учеников.
В школе также работает группа педагогов, прошедших курсы по изучению программы Captivate, при помощи которой они создают обучающие и контролирующие тесты.
В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. К сожалению ещё мало педагогов используют эту возможность для повышения уровня преподавания.
Анкетирование позволило выявить и проанализировать потребности учителей нашей школы:
Согласно данным запросам, было организовано обучение преподавателей в своей школе, без отрыва от производства по следующим направлениям:Word, PowerPoint, Excel, Captivate (см. приложение 2). Занятия проводит учитель информатики.
За ноябрь-декабрь была обучена группа из 9 преподавателей основам работы в текстовом редакторе MS WORD.
Педагогам оказана помощь в подготовке и проведении учебных занятий в компьютерном классе (см.приложение 3). Только в ноябре-декабре проведено 32 учебных занятия учителями-предметниками с использованием информационных технологий в урочное и во внеурочное время (математика, ин. яз, география, литература, начальные классы, дизайн интерьера и др.).
Регулярно предоставляется информация о курах повышения квалификации по использованию ИКТ педагогам школы, что позволяет им, по необходимости, повышать свою квалификацию вне школы.
В ходе работы группы были выявлены следующие проблемы:
Нехватка времени для проведения занятий в компьютерном классе (спрос превышает технические возможности компьютерного класса).
Решение: необходимость обновления оборудования второго компьютерного класса, приобретение компьютеров с проектором в кабинеты учителей-предметников, использующих ИКТ в учебной деятельности.
Отсутствие выхода в глобальный Internet через скоростной канал. Имеется выход только в региональную сеть. Решение: перезаключение договора и дополнительное финансирование.
Сочетание различных видов работы на уроках с использованием ИКТ является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, решить извечную проблему “слабый-сильный ученик в одном классе”.
Внедрение в образование новых информационных технологий на базе компьютерной техники – это требование времени.