Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Обновление содержания образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей свободы, добра, справедливости и других.
Мы считаем, что решению вышеозначенных задач способствует работа методических объединений.
Актуальность работы. Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Исходя из этого тема нашей работы “Организация работы методического объединения учителей начальных классов”.
Объект: Методическое объединение учителей начальных классов.
Предмет: Организация деятельности методического объединения.
Цель: Выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию личности младшего школьника.
Задачи:
- обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся;
- постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
- проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
- выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
- создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работы коллектива.
Гипотеза: Если правильно организовать учебно-методическую работу можно добиться повышения качества образования.
Работа руководителя методических объединений строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый год, плана проведения общешкольных мероприятий, планов учебно- воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:
Работа МО
- проведение заседаний МО
- выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО
- знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО
- подготовка и проведение предметных недель
- подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.
- проведение интеллектуальных марафонам
- подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам МО
- посещение учебных и кружковых занятий по предметам МО.
В современном образовании приоритетными стали проблемы творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.
Тема нашего МО “Формирование творческой личности через учебно-воспитательный процесс” .
Наше объединение работало над реализацией следующих целей:
- Формирование общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
- Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
- Развитие ребенка как субъекта отношений между людьми, с миром, с собой.
- Для достижения этих целей учителя начальных классов ставили перед собой задачи:
- Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
- Обеспечить взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе и во внеучебных занятиях.
- Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться.
- Создать условия для творчества во всех видах деятельности.
- Систематизировать экологическую направленность учебно-воспитательного процесса.
- Возобновить работу кустового методобъединения.
В качестве методологической основы темы методическое объединение опирается на труды великого русского физиолога Павлова И.П., виднейшего советского психолога Эльконина Д.Б., автора ТРИЗ Альтшуллер Г.С., педагога-новатора Волкова И.П. и других. По утверждению Селевко Г.К., доктора педнаук: “Творчество – понятие условное, может выражаться ыв создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта)…
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии”.
Формирование творческого потенциала младших школьников возможно при наличии следующих условий:
- введение в учебный план образовательных компонентов “Окружающий мир”, ОБЖ, “Информатика в играх и задачах”;
- наряду с традиционными формами обучения использование новых педагогических технологий;
- совершенствование внеурочной, кружковой работы, способствующей развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся;
- укрепление взаимодействия семьи – школы - социальных учреждений.
Ориентирами педагогической деятельности учителей начальных классов являются модель выпускника начальной школы, разработанный самим коллективом, и модели личности учителя и руководителя, разработанные Аввакумовым Н.И.
Воспитательно-образовательную работу у нас ведут – 14 учителей начальных классов
1 организатор ОДД “Кэнчээри”
1 библиотекарь
Основные направления деятельности методического объединения учителей начальных классов.
- Работа по преемственности дошкольного, начального и основного образования
- Внеурочная воспитательная работа
- МО
- Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй
- Работа с родителями
- Повышение профессионализма
Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень на курсах.
Учителя работают по разным программам “Обновление традиционная система “Школа-2100”, Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова.
Организовано взаимопосещение уроков учителей. На заседаниях, семинарах учителя выступают с отчетами, делятся с опытом своей работы.
Учителя обобщают опыт своей работы и распространяют на улусных, региональных и республиканских педчтениях, выступают научно-практических конференциях.
Одним из средств повышения педагогического мастерства учителя являются ВШК. Функция ВШК – оказание учителю конкретной и своевременной методической помощи, содействие росту его пед.мастерства.
Контроль за процессом формирования программных знаний, умений, навыков учащихся, как правило, осуществляется в форме административных контрольных работ и в форме проверки техники чтения, посещения уроков. По их результатам составляется справка, где фиксируется снижение (повышения) уровня, анализируется допущенные детьми ошибки.
Ведется мониторинг результатов контроля ЗУН и чтения.
Схемы анализа контрольных работ по чтению.
I класс.
- Число проверенных учащихся
- Понимают прочитанное
Способ чтения.
- Читают по буквам
- Читают по слогам
- Читают по слогам и целыми словами
- Читают целыми словами
Правильность чтения.
- Без ошибок
- Пропуск, замена, искажение букв, слогов
- Постановка ударения
- Ошибки в окончании слов
Выразительность чтения.
- Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого
- Соблюдение пауз, диктуемых знаками препинания в предложении
В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села.
Соц.учреждения села не могут не влиять на воспитание и образование детей.
Наше объединение работает в тесном контакте с социальными учреждениями села.
Соц.учреждения села не могут не влиять на воспитание и образование детей.
Воспитание и обучение осуществляются с учетом национальных и социально-экономических особенностей, специфики окружающей природной, социальной и производственной среды: При этом обеспечивается преемственность, воспитания и обучения детей в учебной деятельности и дополнительном образовании, тесное взаимодействие школы с социокультурными и производственными объектами социума, в том числе с семьями учащихся, общественными органами, культурными учреждениями, местной властью.
Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй (Схема)
С целью совершенствования целостной системы воспитания, направленной на формирование человека, деятельность МО строится по такой форме: (Схема)
Самореализация, развития индивидуальности ребенка формируется в кружках, студиях.Учителя работают в тесном контакте со школьными психологами, ведется психолого-педагогическое наблюдение, коррекционная работа.
В течении ряда последних лет педколлектив проводит работу по приобщению
младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности.
Формирование исследовательских умений, навыков учащихся 1-4 классов.
Использование учебных заданий исследовательского характера на уроках и занятиях кружка |
Обучение письму сочинений, рефератов на заданную тему |
Выступление учащихся с докладами, рефератами на школьных, улусных “Сметанинских чтениях” |
Участие детей в республиканской сетевой региональной научно- практической конференциях |
В этом учебном году создано научное общество учащихся начальных классов “Росток”, целью которого является объединение всех любознательных и организация их деятельности.
Ведется работа по предметам с целью развития индивидуальной способности учащихся. Ежегодно наши учащиеся участвуют и занимают призовые места в кустовых, улусных олимпиадах, участвуют в Мустакимовской олимпиаде по математике, во Всероссийском конкурсе “Русский медвежонок”, в Международном математическом конкурсе “Кенгуру”.
Для учащихся начальных классов действует детская организация “Кэнчээри” с целью создания условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков самостоятельной и коллективной деятельности, привитие любви и уважения к родителям, окружающим людям, формирование и развитие нравственной личности.
Школьная библиотека – это структурное подразделение школы, организующее библиотечное обслуживание учащихся и учителей.
Основные направления работы: Работа с учащимися, с учителями, с родителями.
Методическое объединение участвует в ежегодном школьном конкурсе методобъединений.
В 2004 году МО начальных классов участвовало в улусном конкурсе работников образования “Серебряный глобус” и стала лауреатом.
Учитель- объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.
Методическое объединение – помогает педагогам в решении конкретных проблем, здесь идут активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника- помогает сформировать личность.
При анализе работы МО выявлено:
- повышение качества образования и воспитания;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- формирование и развитие творческой атмосферы.
Считаем, что система работы нашего МО позволяет:
- двигаться в разных содержательных направлениях, учитывая разные интересы детей, их родителей, учителей;
- более мобильно управлять пед.коллективом начальных классов.