Урок математики в 4-м классе по теме "Решение задач на нахождение величин: цены, количества, стоимости" (закрепление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Закрепить умение решать составные задачи – расчёты, задачи на “куплю - продажу”. Формировать экономическое мышление.

2) Развивать логическое мышление, интерес к предмету.

3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и бережное отношение к результатам их трудовой деятельности, социально-адаптированную личность.

Оборудование: Жетоны (3 руб., 4 руб., 5руб.), учебные принадлежности с ценниками, карточки с текстом задач, рисунки с изображением машины, компьютера, телевизора (на доске)

Детей следует рассадить по группам.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи:

- Сегодня мы будем решать необычные задачи, задачи которые ставит перед нами сама жизнь.

Вы должны будете показать своё умение считать деньги, затраченные на покупку тех или иных товаров, определять бытовые расходы. Возможно, поймёте, как помочь родителям заработать нужные вашей семье деньги.

За работу на уроке вы будете получать жетоны- “деньги”, на которые в конце урока сможете купить учебные принадлежности прямо в классе. Чем больше вы заработаете “денег”, тем будет выше оценка за урок.

II. Проверка домашнего задания:

-Вы провели небольшую исследовательскую работу - узнали цену на необходимые товары (ручки, тетради, карандаши и т. д.)

Каждый из вас составил задачу на нахождение цены, количества, стоимости.

Сейчас вы обменяетесь составленными задачами и решите их устно.

I гр. —> II гр.

III гр. —>I гр.

Дети получают жетоны и за составленные, и за решённые задачи.

- Молодцы. Вы доказали, что многие из вас, придя в магазин, смогут сосчитать сколько нужно потратить денег на покупку и сколько вам должны дать сдачи. Ну, а тем ребятам, которые ещё затрудняются, думаю, что им помогут уроки математики.

III Решение задач.

1) - Всякий раз, когда у вас возникает необходимость что-либо купить, что нужно иметь при себе? (деньги).

- Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле? (копейка).

- Сколько в одном рубле копеек?

- Взрослые, работая на производстве, в сельском хозяйстве и т.д., зарабатывают деньги. Знаете ли вы, сколько, примерно, зарабатывают ваши родители? А на что вы их тратите? (примерные высказывания детей: на покупку продуктов, вещей, бытовой техники и т.д.).

- Всё это называется - бытовые расходы.

2) –Я предлагаю вам решить следующую задачу:

“Отец получает 5000 руб. в месяц, а мама 3000руб. Сколько денег они зарабатывают за один год? Половина зарплаты уходит на бытовые расходы. Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить:

а) телевизор за 8000 руб.
б) компьютер за 30 0000 руб.
в) машину за 50 000 руб.

Анализ задачи:

- Можно ли ответить на вопрос задачи сразу? (нет)

- Что нужно узнать сначала? (Сколько получают отец и мама вместе)

- Что можно узнать вторым действием? (Сколько они заработают за 1 год)

- Один год - это сколько месяцев?

- Что значит половина зарплаты? (Полученный результат нужно разделить на два)

- Группа, которая решит первая, получит жетоны и право записать решение на доске.

Проверка.

- Итак, мы выяснили, что семья с таким достатком может приобрести телевизор или компьютер и даже то и другое, но вот на машину им не хватит.

Физминутка:

Открываем магазин,
Продаём продукты.
Покупает Крокодил
Овощи и фрукты.

- Сколько стоит кабачок?
- Кабачок? Пятачок.
- Дайте два кабачка.
- Дайте два пятачка!

- Родители, работая целый год порой не в состоянии купить даже дешёвую машину. А могли бы вы помочь в этом родителям? Как вы думаете? (Высказывания детей)

Давайте посмотрим, как это сделали Коля и Оля. Прочитайте следующую задачу.

“Коля и Оля помогали отцу выращивать домашних животных. Коля вырастил 20 кроликов, а Оля - 80 цыплят. На рынке кролик стоит 200 рублей, а цыплёнок 70 рублей. Кто из детей заработал для семьи больше и на сколько?”

- Пользуясь памяткой, решите задачу. Совместно составьте план решения.

Проверка задачи: 80 х 70 +20 х 200 =1600 (руб.)

Ответ: на 1 600 рублей больше заработает Оля.

- Как вы можете помочь родителям? (Выращивать рассаду, животных)

- Вспомните, когда ваши родители приходят с работы, какие они? (Усталые)

- Легко ли заработать деньги?

- Дети часто шалят и портят окна, двери, рвут книги. Давайте подсчитаем, во что это обходится родителям.

Устный счёт.

“Дверь в школе вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 11 000 руб., а за её установку - ещё 1 000 руб. Сколько всего денег заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 6 семей

- Какой вывод вы сделали для себя, решив эту задачу? (Нужно бережно относиться к вещам, объектам общего пользования, чтобы не было у родителей лишних расходов)

3) Работа с учебником.

(Задания могут быть даны на усмотрение педагога в зависимости от учебных возможностей или пробелов в знаниях учащихся)

III. Итог.

- Чему учились на уроке? (Считать деньги; покупать товары; определять бытовые расходы; узнали, как помочь родителям бережно относиться к вещам, вспомнили, как решать задачи на нахождение величин цены, количества, стоимости)

Подсчитайте количество денег на жетонах. Подумайте, что можно купить.

Ролевая игра “Магазин”

Выставление оценок.

Примерные тексты задач, составленные детьми:

1) У Серёжи было 10 рублей. Ему нужно купить резинку за 4 руб., две ручки за 2 руб. и тетрадь за 4 руб. Хватит ли ему денег?

2) Мама дала Лене 20 руб. и попросила купить булку хлеба за 6 руб., калач за 10 руб. Сколько рублей сдачи должны дать Лене?

3) В школьном буфете Вася купил 3 булочки по 4 рубля и пирожок по 5 рублей. Сколько Вася заплатил за всю покупку?

4) Сестра купила 4 килограмма яблок и килограмм бананов за 30 рублей. За всю покупку она заплатила 190 рублей. Сколько стоит один килограмм яблок?

Памятка по решению задач.

I вариант.

1. Прочитай задачу. Представь то, о чём говорится в ней.

2. Запиши кратко.

3. Объясни, что показывает каждое число, повтори вопрос.

4.Можно ли сразу ответить на вопрос? Составь план решения.

5. Выполни решения.

6. Проверь решение. Ответь на вопрос задачи.

II вариант (для детей с низким уровнем знаний).

1. Прочитай задачу. Представь то, о чём говорится в ней.

2. Запиши кратко.

Цена Количество Стоимость
Кролик - … руб.

Цыплёнок - … руб.

… шт.

… шт.

?

?

3. Объясни, что показывает каждое число, повтори вопрос.

4. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

План решения:

  • Найди стоимость кроликов.
  • Найди стоимость цыплят.
  • Что больше?
  • На сколько?

5. Выполни решение.

6. Проверь решение. Ответь на вопрос задачи.