В III классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Особенностью работы является формирование общего представления о специфике основных жанров литературы.
Анализ литературного произведения провожу с учетом алгоритма:
1. Род и вид произведения
2. Герой, характеристика, сравнение
3. Деталь в художественном произведении
4. Композиция
5. Этимология слов
6. Роль эпизода в произведении
7. Словарная работа как средство раскрытия художественного образа.
8. Заголовок как средство раскрытия основной идеи или смысла произведения
9. “Говорящая” фамилия как средство раскрытия характера
10. Контраст и другие литературные приемы
Цели: учить анализировать произведение с учетом алгоритма в единстве содержания и формы.
- отбирать материал для краткого пересказа
- учить устанавливать причинно-следственные связи, показать практическую направленность произведения.
Ход урока
I. Подготовительная часть
- Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строчки
- В чем особенность этого произведения? (Определите жанр) Докажите.
- Что вам понравилось и показалось особенно смешным и забавным?
II. Рассмотрите рисунки. (детские рисунки на доске)
- Какие события сказки отражены в ваших рисунках?
Рассказ и выборочное чтение.
Прочитайте.
- В какое время года развиваются события в произведении?
Докажите это с помощью текста.
III. Кто является главным героем сказки?
- Какой вы себе представляете лягушку?
- На основе текста составьте рассказ – характеристику лягушки.
- Как вы относитесь к нашей героине?
- А как пишет о ней В. С. Гаршин?
- Сравните свои представления с ожиданием автора.
Прочитайте, те строки, которые подтверждают или опровергают ваши представления.
- Как автор к ней относится?
- Найдите и прочитайте из последнего отрывка те строки, где лягушка рассказывает новым друзьям о своем путешествии и о цели своего приезда к ним.
- Как вы считаете, мог ли рассказ лягушки быть другим? Почему?
IV. - Как вы определите жанр произведения?
- Что есть общего в сказке и басне?
- Прочитайте определение басни
- Может из этого сюжета получиться басня? Докажите свои предположения.
- Что нужно сделать, чтобы сказку превратить в басню?
- Сформулируйте мораль к этой ненаписанной сказке – басне?
Запишите.
V. А кто все-таки написал басню на сюжет этой сказки?
Прочитайте.
Басни, написанные детьми.
- Мечтала лягушка о теплых краях. Взяла она прутик в рот, и утки подняли ее в небо.
- Лягушка “летела” и радовалась. Но мучилась от того, что ее никто не видел.
- Никто не знал, что это придумала она. И решила она рассказать о себе. Лягушка раскрыла рот и шлепнулась в болото, так и не долетев до теплых краев.
- Так и люди. Хвастаются прежде, чем сделать дело.
- Решила лягушка совершить полет в чужие земли со стаей уток. Подруги – утки помогли на землю сверху посмотреть, о чем мечтала долго та лягушка.
- Что видела она в краю чужом? Леса и горы, реки и моря, и много разного народа. Но лучше нет, чем милая земля, родной мой край. Любимое болотце.
VI. Итог урока: Если бы вам надо создать сайт в Интернете по теме урока, чтобы вы на нем разместили?
VII. Самооценка и взаимооценка работы на уроке.