Цель: Формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
1. Учить различать глаголы 1и2 спряжения.
2. Развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Отгадайте загадку.
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Какой звук слышите в начале слова? Дайте его характеристику.
Какой буквой обозначен этот звук на письме?
Сегодня тренируемся в написании этой буквы.
Чистописание Мм Ммм Мммм
Напишите, продолжив закономерность.
3. Работа со словарным словом.
Назови, одним словом:
- Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
- Предмет желаний, стремлений. (Мечта)
Запишите слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Подберите однокоренные слова разных частей речи.
О чем будете помнить при написании слов? (корень в однокоренных словах пишется одинаково )
Какие слова написали?
4. Кто из вас любит мечтать?
Как вы думаете, одинаковы ли мечты взрослых и детей?
О чём мечтают взрослые?
О чем обычно мечтают дети?
Прочитайте текст на доске:
Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой, (что сделает?)
на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.
Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котенок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) котенка и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полетах на Луну, о подвигах.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы.
Проверка.
В каких словах написание окончаний вызывает затруднения? Почему? (это глаголы с безударным окончанием).
Как доказать, что окончания этих глаголов вы написали верно?
Вывод в учебнике с 104. (учебник “Русский язык”. 4 класс. А В.Полякова. М. Просвещение)
Сколько способов проверки вы знаете? (2: по неопределенной форме, по 3-лицу мн.ч.)
Что, по-вашему, нужно добавить в памятку? (про глаголы-исключения).
5. Свои знания вы покажите, выполнив проверочную работу. Задание для себя вы можете выбрать сами.
На доске:
1.) Учить, рисовать, сеять, пилить, думать, брить, говорить, смотреть, просить, гасить.
А) спишите глагол, определите спряжение.
Б) запиши данные глаголы в форме постоянного времени 3 лица единственного числа.
2.) вставь безударные гласные в окончание глагола, обозначь орфограмму: тащ_т, выгон_т, исправ_т, выраст_т, проща_ет, смотр_т, цен_т, кле_т, терп_т.
С какой орфограммой работали?
Сколько способов проверки можно было использовать?
6. Итог.
- Как проверить написание безударных гласных в окончании глагола?
- Какие глаголы- исключения встретились в проверочной работе?
- Какие глаголы – исключения вы знаете?
7. Домашнее задание.
Написать небольшой рассказ (5-6 предложений) “Моя мечта”, определить спряжение глаголов.