Урок русского языка в 4-м классе. Правописание безударных окончаний глаголов

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи:

1. Учить различать глаголы 1и2 спряжения.

2. Развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Отгадайте загадку.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Какой звук слышите в начале слова? Дайте его характеристику.

Какой буквой обозначен этот звук на письме?

Сегодня тренируемся в написании этой буквы.

Чистописание Мм Ммм Мммм

Напишите, продолжив закономерность.

3. Работа со словарным словом.

Назови, одним словом:

  • Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
  • Предмет желаний, стремлений. (Мечта)

Запишите слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Подберите однокоренные слова разных частей речи.

О чем будете помнить при написании слов? (корень в однокоренных словах пишется одинаково )

Какие слова написали?

4. Кто из вас любит мечтать?

Как вы думаете, одинаковы ли мечты взрослых и детей?

О чём мечтают взрослые?

О чем обычно мечтают дети?

Прочитайте текст на доске:

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой, (что сделает?)

на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котенок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) котенка и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полетах на Луну, о подвигах.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы.

Проверка.

В каких словах написание окончаний вызывает затруднения? Почему? (это глаголы с безударным окончанием).

Как доказать, что окончания этих глаголов вы написали верно?

Вывод в учебнике с 104. (учебник “Русский язык”. 4 класс. А В.Полякова. М. Просвещение)

Сколько способов проверки вы знаете? (2: по неопределенной форме, по 3-лицу мн.ч.)

Что, по-вашему, нужно добавить в памятку? (про глаголы-исключения).

5. Свои знания вы покажите, выполнив проверочную работу. Задание для себя вы можете выбрать сами.

На доске:

1.) Учить, рисовать, сеять, пилить, думать, брить, говорить, смотреть, просить, гасить.

А) спишите глагол, определите спряжение.

Б) запиши данные глаголы в форме постоянного времени 3 лица единственного числа.

2.) вставь безударные гласные в окончание глагола, обозначь орфограмму: тащ_т, выгон_т, исправ_т, выраст_т, проща_ет, смотр_т, цен_т, кле_т, терп_т.

С какой орфограммой работали?

Сколько способов проверки можно было использовать?

6. Итог.

  • Как проверить написание безударных гласных в окончании глагола?
  • Какие глаголы- исключения встретились в проверочной работе?
  • Какие глаголы – исключения вы знаете?

7. Домашнее задание.

Написать небольшой рассказ (5-6 предложений) “Моя мечта”, определить спряжение глаголов.