Программа курса по выбору предпрофильной подготовки "Промышленная добыча нефти"

Разделы: Общепедагогические технологии


“Из Казани пишут. На реке Сок нашли
много нефти. От чего чают немалую
быть прибыль Московскому
государству”. /Газета “Ведомости”,
2 января 1703 года./

Пояснительная записка.

Общие положения

Трудно переоценить значение энергоресурсов для обеспечения безопасности любой страны. Нефть относится к главным энергоресурсам. За нефть во всём мире идут видимые и невидимые войны – горячие и холодные, дипломатические и коммерческие, инженерные и экономические.…Как только её не называют: чёрное золото, кровь земли, земляное масло.… В настоящее время нефтехимия даёт почти четверть всей химической продукции. И чтобы перечислить все продукты, получаемые из нефти, нужно потратить несколько листов, так как их уже несколько тысяч. А в последние годы нефть является для нас ещё и кормилицей, ведь за её счёт наша страна приобретает для себя самое необходимое, в том числе и хлеб.

Для того чтобы сохранить независимость, стране нужны свои кадры в нефтяной промышленности. Наука не стоит на месте – открывают новые, более современные и экономически выгодные, способы добычи и переработки нефти, поэтому в этой отрасли нужны не просто профессионалы - нужны высококвалифицированные кадры. Их необходимо целенаправленно готовить к этой работе. Где, как не в школе, надо начинать разъяснительную работу, чтобы на производство не пришли случайные люди, чтобы человек сделал правильный выбор, ведь от этого зависит, будет он ходить на работу с радостью и стараться повышать свой профессиональный уровень или будет отбывать рабочее время “от звонка до звонка”. Для того чтобы учащиеся не ошиблись с выбором своей профессии и существуют школьные предпрофильные курсы.

Данный курс “Промышленная добыча нефти” допускает его изучение в отрыве от других курсов по выбору и представляет самостоятельное звено в цепи предпрофильной подготовки школьников, направленной на осуществление выбора школьником своего дальнейшего пути. Школьник, желающий продолжить свою учёбу в школе с целью получения полного среднего общего образования, должен сделать выбор профиля обучения. Школьник, желающий получить специальность, должен сделать выбор формы дальнейшего обучения.

У учащихся нашей школы, выпускников девятых классов, повышенный интерес к профессиям, связанным с добычей нефти. И это вполне обоснованно. Во-первых, во многих семьях родители работают на предприятиях нефтяной промышленности, так как мы проживаем в посёлке нефтяников. И это, во-вторых, даёт возможность учащимся “вживую” познакомиться с профессией нефтяника. В-третьих, на рынке труда есть возможность найти работу, что сейчас очень важно. В-четвёртых, многие наши выпускники заканчивают институты и колледжи, связанные с профессией нефтяника, успешно работают на предприятиях и это видят наши ученики. Анкетирование учащихся девятых классов, проведённое в сентябре 2006 года, показало, что им хочется познакомиться с профессиями, связанными с добычей нефти, так как многие интересуются профессией нефтяника. Так у нас возникла необходимость в предпрофильном курсе “Промышленная добыча нефти”.

Данный курс является профессионально ориентационным и даёт предпрофильную подготовку в сфере промышленной добычи нефти.

Цели и задачи курса

Основной целью данного курса является содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний о профессии работников нефтяной промышленности.

Для достижения цели данного курса решаются следующие образовательные задачи:

  • Формирование первоначального представления о профессиях работников нефтяной промышленности;
  • Формирование базовых понятий и представлений о работе геолога, бурильщика, оператора по добыче нефти, специалиста по ремонту скважин, слесаря по ремонту буроборудования, монтажника-высотника по особо сложным работам, водителя и тракториста по перевозке крупногабаритных и нестандартных грузов;
  • Привитие чувства ответственности при выборе профессии и готовности к предстоящим трудностям в работе: “Без труда – не вытянешь рыбку из пруда”;
  • Формирование бережного отношения к окружающей среде, что очень важно для будущих нефтяников;
  • Знакомство с особенностями техники безопасности при работе на предприятиях нефтяной промышленности.

Организационные принципы, формы, методы и педагогические технологии, применяемые в программе элективного курса.

Программа данного курса рассчитана на 16 часов учебного времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов.

В процессе реализации данного курса используются следующие методы:

  • Рассказ учителя;
  • Беседа со специалистами;
  • Проектный метод;
  • Викторина;
  • Лабораторный эксперимент;
  • Тест-опрос.

В процессе реализации данного курса используются следующие формы:

  • Урок;
  • Индивидуальная работа;
  • Экскурсии на предприятия, связанные с разведкой нефтяных месторождений;
  • бурением скважин и добычей, сбором, хранением и транспортировкой нефти;
  • Круглый стол;

Просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.

Система форм контроля.

№ п/п Тема Форма контроля
1. Введение в программу элективного курса. Анкетирование учащихся на предмет склонности к работе нефтяника.
2. Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений. Самостоятельный сбор информации “Месторождения Сергиевского района”. Викторина по теме: “История развития п. Суходол”.
3. Эксплуатация скважин по добыче нефти. Лабораторный химанализ.
4. Капитальный и текущий ремонт скважин. Эссе о своих впечатлениях от знакомства с работой нефтяника.
5. Сбор, хранение и транспортировка нефти. Коллективный проект “Промышленная добыча нефти и экологическая безопасность” (Отследить индивидуальный вклад каждого учащегося).
6. Итоговое занятие. Круглый стол по теме “Применение нефти и нефтепродуктов”. Самостоятельный сбор информации. Итоговое тестирование.

Ожидаемые результаты элективного курса

По окончании данного элективного курса учащиеся будут знать:

  • Содержание труда геолога, бурильщика, оператора по добыче нефти, специалиста по ремонту скважин, слесаря по ремонту буроборудования, Оператора пульта управления, оператора по поддержанию пластового давления, лаборанта химического анализа, дефектоскописта, водителя и тракториста по перевозке крупногабаритных и нестандартных грузов;
  • Оборудование, применяемое на буровых и промыслах;
  • Методы работы с нефтяным оборудованием;
  • Перечень учебных заведений, дающих возможность получить профессию, связанную с промышленной добычей нефти;
  • Какие школьные предметы требуют более углубленного изучения при получении этих профессий;
  • Требования, предъявляемые к проведению работ, связанных с добычей нефти.

Главным результатом данного элективного курса является способность школьника определить уровень соответствия своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к рабочим нефтяной промышленности, т.е. сориентироваться в выборе (или не-выборе) данной профессии.

Тематическое планирование

1. Введение в программу курса.

Знакомство с детьми, диагностика их профессиональных интересов, склонностей, намерений. Цели и задачи курса. История создания нефтяной промышленности нашего края. Значение нефтяной промышленности в экономике страны. Первоначальное понятие о профессиях работников нефтяной промышленности: геолога, бурильщика, оператора по добыче нефти, специалиста по ремонту скважин, слесаря по ремонту буроборудования, монтажника-высотника по особо сложным работам, водителя и тракториста по перевозке крупногабаритных и нестандартных грузов.

2. Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений.

Геологотехнический разрез. Понятие о технологическом процессе изыскательских работ, о буровой установке. Понятие о скважине и процесс бурения скважины.

Конструкция скважины. Буровой инструмент. Профессии: геолог, бурильщик. Основные сведения по технике безопасности при работе на буровых установках.

Экскурсия на предприятие по разведке и бурению скважин. СУРБ.

DVD-фильм “Глубинная видеосъёмка”, 1994 г.

3. Эксплуатация скважин по добыче нефти.

Понятие об оборудовании скважин и процессе по добыче нефти. Профессия: оператор по добыче нефти.

Основные сведения по технике безопасности при работе на установках по добыче нефти.

Экскурсия на предприятие по добыче нефти. НГДУ.

4. Капитальный и текущий ремонт скважин.

Ремонт глубинного оборудования скважин. Профессия: специалист по ремонту скважин.

Основные сведения по технике безопасности при устранении неисправностей механизмов по добыче нефти.

Экскурсия на предприятие по ремонту скважин. УРС.

DVD-фильм “Хроника нефтяных и газовых фонтанов”, Производство студии ЗСПФВП.

5. Сбор, транспортировка и хранение нефти.

Насосы. Трубопроводы. Ёмкости по сбору и хранению нефти. Переработка нефти и продукты её перегонки. Применение нефти.

Основные сведения по технике безопасности при хранении и транспортировке нефти.

Пожароопасный объект.

Экскурсия на предприятие по сбору, хранению и транспортировке нефти. НПС.

6. Итоговое занятие.

На итоговом занятии проводится круглый стол по теме “Промышленная добыча нефти и экологическая безопасность” и тест-опрос по пройденному материалу. Кроме того, проводится диагностика жизненных целей с использованием методики незаконченных предложений.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п Тема Общее кол-во часов В том числе
Практические занятия, экскурсии Внеурочная самостоятельная работа учащихся Информация учителя
1. Введение в программу элективного курса. 2 - 1 1
2. Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений. 3 2,5 - 0,5
3. Эксплуатация скважин по добыче нефти. 3 2,5 - 0,5
4. Капитальный и текущий ремонт скважин. 3 2,5 - 0,5
5. Сбор, условия транспортировки и хранения нефти. 3 2,5 - 0,5
6. Итоговое занятие. 2 1 1  
  ИТОГО: 16 11 2 3

Поурочное планирование по теме “Промышленная добыча нефти”.

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Содержание занятия Форма занятия Материально-техническое оснащение.
1. Введение в программу элективного курса. 2ч. Значение нефти, как энергоресурса для безопасности страны.

Рассказ об истории Самарской нефти, о месторождениях Сергиевского района.

Лекция. Фотографии, отображающие историю развития п. Суходол.
Приложение №1.
2. Изыскательские работы на предмет

нахождения нефтяных месторождений

3ч. Разведка нефтяных месторождений. Бурение нефтяных скважин. Лекция. Экскурсия. Приложение №2.
3. Эксплуатация скважин по добыче нефти. 3ч. Добыча нефти. Лекция.
Экскурсия.
Просмотр фильма.
Приложение №3.
Фильм “Глубинная съёмка”
4. Капитальный и текущий ремонт скважин. 3ч. Цель текущего ремонта скважин.

Цель капитального ремонта скважин.

Лекция.

Экскурсия.

Просмотр фильма.

Фильмы:
“Подготовка скважины к ремонту”
“Текущий ремонт скважин”
5. Сбор, условия транспортировки и хранения нефти. 3ч. Сбор, условия транспортировки и хранения нефти. Меры безопасности. Лекция.

Экскурсия.

Фильм
“Хроника нефтяных фонтанов”.
Инструкция по охране труда для оператора.
6. Итоговое занятие. 2ч. Промышленная добыча нефти, переработка и экологическая безопасность. Круглый стол. Информация из СМИ.
Приложение№4
Приложение № 5
Рисунок

Рекомендуемая литература для учителя.

1. Большая Советская Энциклопедия под редакцией А.М. Прохорова, издание 3-е, т.17, М., “Советская энциклопедия”,1974.

2. “Книга для чтения по химии” (часть вторая), К.Я.Парменов, Л.М.Сморгонский, Л.А.Цветков.

3. Научно-технический журнал “Геология нефти и газа”.

4. Судо М.М. “Нефть и горючие газы в современном мире”, М., Недра.

5. Тихонравов Н.В. “Рассказы о нефти”, М., Детгиз, 1954.

6. Химия. Школьный иллюстрированный справочник.

Рекомендуемая литература для учащихся.

1. “60-летие Самаранефтегаза” под редакцией А.Воробьёва, С.Табачникова, Г.Савосина.

2. “70-летие Самаранефтегаза” под редакцией В.И.Вырыпаева, Г.С.Савосина, Тольятти, “Ника”, 2006

Материально-техническое оснащение курса.

1.DVD-фильм “Подготовка скважины к ремонту”, студия “ГРОТ”, учебный фильм по заказу СамГТУ.

2. DVD-фильм “Текущий ремонт скважин”, студия “ГРОТ”, учебный фильм по заказу СамГТУ.

3. DVD-фильм “Глубинная видеосъёмка”.

4. DVD-фильм “Хроника нефтяных фонтанов”, Производство студии ЗСПФВП.

Перечень учебных заведений в Самарской области, дающих возможность получить профессию, связанную с промышленной добычей нефти и её переработкой.

1. Самарский государственный технический университет (СамГТУ).

2. Новокуйбышевский нефтехимический техникум Минэнерго РФ.

3. Отрадненский нефтяной техникум.