“Из Казани пишут. На реке Сок нашли
много нефти. От чего чают немалую
быть прибыль Московскому
государству”. /Газета “Ведомости”,
2 января 1703 года./
Пояснительная записка.
Общие положения
Трудно переоценить значение энергоресурсов для обеспечения безопасности любой страны. Нефть относится к главным энергоресурсам. За нефть во всём мире идут видимые и невидимые войны – горячие и холодные, дипломатические и коммерческие, инженерные и экономические.…Как только её не называют: чёрное золото, кровь земли, земляное масло.… В настоящее время нефтехимия даёт почти четверть всей химической продукции. И чтобы перечислить все продукты, получаемые из нефти, нужно потратить несколько листов, так как их уже несколько тысяч. А в последние годы нефть является для нас ещё и кормилицей, ведь за её счёт наша страна приобретает для себя самое необходимое, в том числе и хлеб.
Для того чтобы сохранить независимость, стране нужны свои кадры в нефтяной промышленности. Наука не стоит на месте – открывают новые, более современные и экономически выгодные, способы добычи и переработки нефти, поэтому в этой отрасли нужны не просто профессионалы - нужны высококвалифицированные кадры. Их необходимо целенаправленно готовить к этой работе. Где, как не в школе, надо начинать разъяснительную работу, чтобы на производство не пришли случайные люди, чтобы человек сделал правильный выбор, ведь от этого зависит, будет он ходить на работу с радостью и стараться повышать свой профессиональный уровень или будет отбывать рабочее время “от звонка до звонка”. Для того чтобы учащиеся не ошиблись с выбором своей профессии и существуют школьные предпрофильные курсы.
Данный курс “Промышленная добыча нефти” допускает его изучение в отрыве от других курсов по выбору и представляет самостоятельное звено в цепи предпрофильной подготовки школьников, направленной на осуществление выбора школьником своего дальнейшего пути. Школьник, желающий продолжить свою учёбу в школе с целью получения полного среднего общего образования, должен сделать выбор профиля обучения. Школьник, желающий получить специальность, должен сделать выбор формы дальнейшего обучения.
У учащихся нашей школы, выпускников девятых классов, повышенный интерес к профессиям, связанным с добычей нефти. И это вполне обоснованно. Во-первых, во многих семьях родители работают на предприятиях нефтяной промышленности, так как мы проживаем в посёлке нефтяников. И это, во-вторых, даёт возможность учащимся “вживую” познакомиться с профессией нефтяника. В-третьих, на рынке труда есть возможность найти работу, что сейчас очень важно. В-четвёртых, многие наши выпускники заканчивают институты и колледжи, связанные с профессией нефтяника, успешно работают на предприятиях и это видят наши ученики. Анкетирование учащихся девятых классов, проведённое в сентябре 2006 года, показало, что им хочется познакомиться с профессиями, связанными с добычей нефти, так как многие интересуются профессией нефтяника. Так у нас возникла необходимость в предпрофильном курсе “Промышленная добыча нефти”.
Данный курс является профессионально ориентационным и даёт предпрофильную подготовку в сфере промышленной добычи нефти.
Цели и задачи курса
Основной целью данного курса является содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний о профессии работников нефтяной промышленности.
Для достижения цели данного курса решаются следующие образовательные задачи:
- Формирование первоначального представления о профессиях работников нефтяной промышленности;
- Формирование базовых понятий и представлений о работе геолога, бурильщика, оператора по добыче нефти, специалиста по ремонту скважин, слесаря по ремонту буроборудования, монтажника-высотника по особо сложным работам, водителя и тракториста по перевозке крупногабаритных и нестандартных грузов;
- Привитие чувства ответственности при выборе профессии и готовности к предстоящим трудностям в работе: “Без труда – не вытянешь рыбку из пруда”;
- Формирование бережного отношения к окружающей среде, что очень важно для будущих нефтяников;
- Знакомство с особенностями техники безопасности при работе на предприятиях нефтяной промышленности.
Организационные принципы, формы, методы и педагогические технологии, применяемые в программе элективного курса.
Программа данного курса рассчитана на 16 часов учебного времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов.
В процессе реализации данного курса используются следующие методы:
- Рассказ учителя;
- Беседа со специалистами;
- Проектный метод;
- Викторина;
- Лабораторный эксперимент;
- Тест-опрос.
В процессе реализации данного курса используются следующие формы:
- Урок;
- Индивидуальная работа;
- Экскурсии на предприятия, связанные с разведкой нефтяных месторождений;
- бурением скважин и добычей, сбором, хранением и транспортировкой нефти;
- Круглый стол;
Просмотр фильмов с последующим обсуждением.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.
Система форм контроля.
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1. | Введение в программу элективного курса. | Анкетирование учащихся на предмет склонности к работе нефтяника. |
2. | Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений. | Самостоятельный сбор информации “Месторождения Сергиевского района”. Викторина по теме: “История развития п. Суходол”. |
3. | Эксплуатация скважин по добыче нефти. | Лабораторный химанализ. |
4. | Капитальный и текущий ремонт скважин. | Эссе о своих впечатлениях от знакомства с работой нефтяника. |
5. | Сбор, хранение и транспортировка нефти. | Коллективный проект “Промышленная добыча нефти и экологическая безопасность” (Отследить индивидуальный вклад каждого учащегося). |
6. | Итоговое занятие. | Круглый стол по теме “Применение нефти и нефтепродуктов”. Самостоятельный сбор информации. Итоговое тестирование. |
Ожидаемые результаты элективного курса
По окончании данного элективного курса учащиеся будут знать:
- Содержание труда геолога, бурильщика, оператора по добыче нефти, специалиста по ремонту скважин, слесаря по ремонту буроборудования, Оператора пульта управления, оператора по поддержанию пластового давления, лаборанта химического анализа, дефектоскописта, водителя и тракториста по перевозке крупногабаритных и нестандартных грузов;
- Оборудование, применяемое на буровых и промыслах;
- Методы работы с нефтяным оборудованием;
- Перечень учебных заведений, дающих возможность получить профессию, связанную с промышленной добычей нефти;
- Какие школьные предметы требуют более углубленного изучения при получении этих профессий;
- Требования, предъявляемые к проведению работ, связанных с добычей нефти.
Главным результатом данного элективного курса является способность школьника определить уровень соответствия своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к рабочим нефтяной промышленности, т.е. сориентироваться в выборе (или не-выборе) данной профессии.
Тематическое планирование
1. Введение в программу курса.
Знакомство с детьми, диагностика их профессиональных интересов, склонностей, намерений. Цели и задачи курса. История создания нефтяной промышленности нашего края. Значение нефтяной промышленности в экономике страны. Первоначальное понятие о профессиях работников нефтяной промышленности: геолога, бурильщика, оператора по добыче нефти, специалиста по ремонту скважин, слесаря по ремонту буроборудования, монтажника-высотника по особо сложным работам, водителя и тракториста по перевозке крупногабаритных и нестандартных грузов.
2. Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений.
Геологотехнический разрез. Понятие о технологическом процессе изыскательских работ, о буровой установке. Понятие о скважине и процесс бурения скважины.
Конструкция скважины. Буровой инструмент. Профессии: геолог, бурильщик. Основные сведения по технике безопасности при работе на буровых установках.
Экскурсия на предприятие по разведке и бурению скважин. СУРБ.
DVD-фильм “Глубинная видеосъёмка”, 1994 г.
3. Эксплуатация скважин по добыче нефти.
Понятие об оборудовании скважин и процессе по добыче нефти. Профессия: оператор по добыче нефти.
Основные сведения по технике безопасности при работе на установках по добыче нефти.
Экскурсия на предприятие по добыче нефти. НГДУ.
4. Капитальный и текущий ремонт скважин.
Ремонт глубинного оборудования скважин. Профессия: специалист по ремонту скважин.
Основные сведения по технике безопасности при устранении неисправностей механизмов по добыче нефти.
Экскурсия на предприятие по ремонту скважин. УРС.
DVD-фильм “Хроника нефтяных и газовых фонтанов”, Производство студии ЗСПФВП.
5. Сбор, транспортировка и хранение нефти.
Насосы. Трубопроводы. Ёмкости по сбору и хранению нефти. Переработка нефти и продукты её перегонки. Применение нефти.
Основные сведения по технике безопасности при хранении и транспортировке нефти.
Пожароопасный объект.
Экскурсия на предприятие по сбору, хранению и транспортировке нефти. НПС.
6. Итоговое занятие.
На итоговом занятии проводится круглый стол по теме “Промышленная добыча нефти и экологическая безопасность” и тест-опрос по пройденному материалу. Кроме того, проводится диагностика жизненных целей с использованием методики незаконченных предложений.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | В том числе | ||
Практические занятия, экскурсии | Внеурочная самостоятельная работа учащихся | Информация учителя | |||
1. | Введение в программу элективного курса. | 2 | - | 1 | 1 |
2. | Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений. | 3 | 2,5 | - | 0,5 |
3. | Эксплуатация скважин по добыче нефти. | 3 | 2,5 | - | 0,5 |
4. | Капитальный и текущий ремонт скважин. | 3 | 2,5 | - | 0,5 |
5. | Сбор, условия транспортировки и хранения нефти. | 3 | 2,5 | - | 0,5 |
6. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 16 | 11 | 2 | 3 |
Поурочное планирование по теме “Промышленная добыча нефти”.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | Форма занятия | Материально-техническое оснащение. |
1. | Введение в программу элективного курса. | 2ч. | Значение нефти, как энергоресурса для
безопасности страны. Рассказ об истории Самарской нефти, о месторождениях Сергиевского района. |
Лекция. | Фотографии, отображающие историю
развития п. Суходол. Приложение №1. |
2. | Изыскательские работы на предмет нахождения нефтяных месторождений |
3ч. | Разведка нефтяных месторождений. Бурение нефтяных скважин. | Лекция. Экскурсия. | Приложение №2. |
3. | Эксплуатация скважин по добыче нефти. | 3ч. | Добыча нефти. | Лекция. Экскурсия. Просмотр фильма. |
Приложение №3. Фильм “Глубинная съёмка” |
4. | Капитальный и текущий ремонт скважин. | 3ч. | Цель текущего ремонта скважин. Цель капитального ремонта скважин. |
Лекция. Экскурсия. Просмотр фильма. |
Фильмы: “Подготовка скважины к ремонту” “Текущий ремонт скважин” |
5. | Сбор, условия транспортировки и хранения нефти. | 3ч. | Сбор, условия транспортировки и хранения нефти. Меры безопасности. | Лекция. Экскурсия. |
Фильм “Хроника нефтяных фонтанов”. Инструкция по охране труда для оператора. |
6. | Итоговое занятие. | 2ч. | Промышленная добыча нефти, переработка и экологическая безопасность. | Круглый стол. | Информация из СМИ. Приложение№4 Приложение № 5 Рисунок |
Рекомендуемая литература для учителя.
1. Большая Советская Энциклопедия под редакцией А.М. Прохорова, издание 3-е, т.17, М., “Советская энциклопедия”,1974.
2. “Книга для чтения по химии” (часть вторая), К.Я.Парменов, Л.М.Сморгонский, Л.А.Цветков.
3. Научно-технический журнал “Геология нефти и газа”.
4. Судо М.М. “Нефть и горючие газы в современном мире”, М., Недра.
5. Тихонравов Н.В. “Рассказы о нефти”, М., Детгиз, 1954.
6. Химия. Школьный иллюстрированный справочник.
Рекомендуемая литература для учащихся.
1. “60-летие Самаранефтегаза” под редакцией А.Воробьёва, С.Табачникова, Г.Савосина.
2. “70-летие Самаранефтегаза” под редакцией В.И.Вырыпаева, Г.С.Савосина, Тольятти, “Ника”, 2006
Материально-техническое оснащение курса.
1.DVD-фильм “Подготовка скважины к ремонту”, студия “ГРОТ”, учебный фильм по заказу СамГТУ.
2. DVD-фильм “Текущий ремонт скважин”, студия “ГРОТ”, учебный фильм по заказу СамГТУ.
3. DVD-фильм “Глубинная видеосъёмка”.
4. DVD-фильм “Хроника нефтяных фонтанов”, Производство студии ЗСПФВП.
Перечень учебных заведений в Самарской области, дающих возможность получить профессию, связанную с промышленной добычей нефти и её переработкой.
1. Самарский государственный технический университет (СамГТУ).
2. Новокуйбышевский нефтехимический техникум Минэнерго РФ.
3. Отрадненский нефтяной техникум.