Цели:
- Познакомить учащихся с предметами, дополняющие костюм – аксессуарами.
- Познакомить с краткой историей возникновения и эволюции основных аксессуаров.
- Учить детей различать виды аксессуаров, соотносить их со стилями одежды, типами фигуры, назначением, возрастными и индивидуальными особенностями человека.
- Учить учащихся создавать дополнения к одежде (украшения) своими руками, проявляя при этом творчество, фантазию.
- Научить учащихся творчески и со вкусом подходить к подбору аксессуаров своего костюма.
- Воспитывать художественный и эстетический вкус. Развивать творческое мышление, внимание, память, воображение.
- Воспитывать положительное отношение друг, взаимопомощь.
Оборудование:
Наглядные пособия и материалы:
- Таблица “Аксессуары”.
- Аксессуары (бусы из различных материалов), палерина, шарфы, косынки, перчатки, ремни, сумки, кейс, галстуки, подтяжки, шляпы, шапочки, очки, зонт, носовой платок и др. )
- Комплекты одежды (пальто, костюм, платье, блузы).
- Иллюстрации “Аксессуары”
- Индивидуальные карточки “Аксессуары”
- Ручки, карандаши
- Журналы мод “Бурда Модерн”, “Детская одежда”
- Коробочки с различным материалом (бусинками, ракушками, пуговицами и др.)
- Иголки, нитки, булавки, прищепки, шнур.
- Косынки и шарфы (на каждого учащегося).
Ход занятия
1 Этап. Организация начала занятия
- Организационный момент: Педагог приветствует детей, отмечает присутствующих, знакомит с гостями.
- Сообщение темы: На занятиях по конструированию и моделированию одежды мы с вами занимаемся изготовлением одежды. Шьем юбки, блузы, брюки, платья…
- Скажите, пожалуйста, а чем все изделия отличаются друг от друга?
- Правильно, фактурой ткани, покроем, размером…
- С помощью каких деталей, дополнений изделию можно придать особый вид, создать индивидуальный образ?
- Воротник, манжеты, отделки, шарфы и др.
А вы знаете, как одним словом можно назвать эти дополнения?
Все мелкие детали, предметы, дополняющие костюм называются аксессуарами.
Итак, тема нашего занятия: “Аксессуары”.
Знакомства с целью и задачами: Сегодня на занятии мы познакомимся с основными видами аксессуаров, познакомимся с их краткой историей. Научимся различать и правильно применять в одежде (соответственно стилю одежды, типу фигуры, возрасту, индивидуальным особенностям человека)
Слушайте внимательно, записывайте в тетрадь названия и назначение аксессуаров (А), т.к. вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу.
Знания, фантазия, внимание, воображение помогут вам справиться с заданием игры “Веселые портные”.
А в конце занятия мы сами сделаем маленький сувенир-аксессуар.
Основная часть
Педагог:
- Аксессуар – слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету.
Вопрос: - Как вы думаете, для чего нужны аксессуары в одежде?
- Аксессуары используются для украшения одежды, костюма;
- С помощью аксессуаров можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и даже скрыть некоторые недостатки.
- Защита от непогоды.
У вас уже есть небольшой жизненный опят, вы неоднократно встречались с этими дополнениями.
Вопрос: - Какие вам знакомы аксессуары?
- Правильно: их очень много, у каждого есть определенное предназначение.
Бусы, ожерелья, шарфы, ремни, косынки, часы, сумки и др. – вот неполный перечень аксессуаров.
Вопрос: - А знаете ли вы, когда человек начал украшать свое тело, свою одежду?
Педагог:
- Улучшение – историки утверждают, что украшения человек придумал раньше, чем свою одежду. Первобытные народы и племена разукрашивали свои тела с помощью глины, земли, соков растений.
Вопрос: - Как вы думаете, почему человеку хотелось украшаться?
Педагог: - Я думаю, что источником вдохновения послужила сама природа. Наблюдая за птицами, животными, деревьями и цветами человеку, как частичке этой природы, тоже хотелось каких-то перемен в своей внешности.
Цветы на дереве, цветущий луг, оперение птиц, мягкие, пушистые животные – вот источники вдохновения.
Вопрос: - Из чего человек делал свои украшения?
Педагог: - Правильно, человек украшал свое тело бусами из косточек рыб, животных, из травинок и цветков. До сих пор сохранились такие украшения у некоторых племен Австралии, Оксании, Африки…
Прослеживая историю культуры древних египтян, можно сказать, что и эти народы придавали большое значение украшениям.
Показ иллюстрации
- “Одежда Египта” (Ларусе “Энциклопедия для юношества” стр. 44-45)
- “Одежда греков и римлян” (стр. 46-47)
Педагог: - Менялись эпохи, шли года, менялась мода, что уходило в прошлое (напримерр, блоховница – коробочка с медом для ловли блох в многочисленных складках юбки), а что – актуально и сейчас.
Педагог: - Я предлагаю в тетрадях записывать название Аксессуара (дополнения) и его назначение. Будьте внимательны; после этого вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу.
Серьги – украшение для ушей; встречается у всех народов древности, от египтян до римлян. Серьгами приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, поэтому носили их не только женщины и дети, но и мужчины. Правда, в Древней Греции и Риме серьги носили только женщины, поскольку серьга в ухе мужчины была обычно признаком рабства. А вот в средневековой Франции серьги пользовались популярностью среди мужчин высшего сословия. Исключительно популярны стали серьги в эпоху Возрождения, в Италии, где для них использовали драгоценные камни и большие жемчужины грушевидной формы. К началу XVII века мода на серьги распространилась по всей Европе. Серьги вновь стали привилегией женщин. Серьги популярны и сейчас, мужчины, правда, носят только одну серьгу.
Материалы для серег используются самые разнообразные, дело доходит до того, что выпускаются серьги с репеллентом (химический препарат для отпугивания насекомых) от комаров.
Демонтрация (покоя / различных серег)
Вопрос: - Как вы думаете, как правильно подбирать украшения? Что надо учитывать?
- При подборе украшений учитывается, цвет одежды, прическа, возраст человека, форма лица, даже темперамент человека.
То, что подходит одному, не всегда подходит другому.
Например, женщине с круглым лицом подойдут серьги продолговатой формы.
Девочкам школьного возраста лучше украшаться маленькими скромными сережками, а не “мамиными” огромными и тяжелыми.
Стиль одежды тоже требует строгого подбора аксессуаров.
Например, фольклорный (этнический) стиль - деревянные, керамические, кожаные;
Праздничная, вечерняя одежда - золотые, жемчужные, серебряные, с натуральными камнями.
Сейчас в моде изделия из бисера, стекляруса, пластика.
Клипсы – украшения на уши. В 20 веке благодаря своей простой застежке более популярны, чем серьги.
Показ образца, его рассматривание.
Колье – ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками.
Показ образца.
Эти украшения больше подойдут у вечернему, праздничному наряду.
Бусы – шейное украшение из различных материалов (жемчуг, дерево, природные камни, пластмасса и др.).
Все выбранные украшения должны отвечать особенностям фигуры. Людям с короткой (недостаточно вытянутой шеей) нельзя носить короткие бусы, а только длинные, которые, заодно, придадут стройность фигуре. Правда, при условии, что ноги не слишком коротки; в этом случае надо отдать предпочтение бусам средней длины.
Показ и рассматривание образцов.
И еще один важный момент – ни в коем случае не следует сочетать драгоценные изделия с бижутерией.
У молодежи сейчас в моде. Изделия из бисера, стекляруса – фенечки.
Показ образцов.
Браслеты: первоначально мужское и женское украшение, которое носили на запястье или выше локтя. У германских воинов он служил символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XVII века браслет становится исключительно женским украшением.
Показ образцов.
Шейные цепочки – носит, наверное, каждый второй россиянин. С доисторических времен предназначением цепочки было замыкать энергию, оберегая от злых духов. Это своего рода волшебный круг, охраняющий душу.
Кулоны – обычно носят на цепочке.
Кольца – самое распространенное украшение. С древних времен кольцо служило опознавательным знаком. Оно указывало на степень власти, которой обладал человек, на принадлежность к определенному роду, применялось для простановки клейма на всех предметах собственности. И только потом появилось кольцо – украшение.
В средние века появились кольца - близнецы, которые порознь украшали руки супругов. Обручальные кольца по традиции являются хранителями любви и верности.
Показ образцов.
Материалы, из которых изготавливают кольца, их формы – самые разнообразные. Чаще всего – это золото, серебро, мельхиор и др. металлы. Вставки – природные или искусственные камни, эмаль.
Наличие колец одновременно различных по материалу – считается признаком “дурного” тона.
Девочкам школьного возраста я не советую носить кольца, разве что на праздники к праздничному наряду.
Бижутерия - предметы, украшения из недорогих материалов, например, стекла, металла, керамики, кожи и пластмассы.
Показ и рассматривание образцов.
Бижутерия подходит практически всем стилям и возрастам (исключение, разве, только что в деловой одежде, где лучше использовать тоненькую шейную цепочку из золота);
Но главное – знать меру: из-за чрезмерного увлечения “побрякушками” женщина может быть похожа на новогоднюю елку.
Боа – так по-французски называется удав, а одновременно и меховой хвост. Мода использовала этот образ, чтобы назвать так узкий длинный шарф из меха или перьев.
Используется в нарядной, праздничной одежде.
Показ образца, иллюстрации из журналов Мод.
Горжетка (фр.) – полоска меха, которую носят в качестве воротника. Надевается на плечи так, чтобы мех касался шеи или слегка спускала с плеч; иногда надевают на одно плечо.
Бандана – головной платок, косынка.
Используется в молодежной моде. Материалы: хлопчатобумажные, шелковые, кожаные, меховые (норка, стриженая норка)
Показ способов завязывания банданы.
Пелерина – верхняя часть женской одежды без рукавов, набрасываемая на плечи, а также утепляющая или ветрозащитная.
Показ, демонстрация.
Муфта – появилась как модное дополнение к одежде в XVI веке в Венеции. В XVI–XVII века муфты позволялось носить только знатным людям. В XX веке муфта снова вошла в моду и одновременно стала служить сумочкой. Время от времени входит в моду как часть женской зимней одежды.
Показ образца.
Штола – очень широкий шарф, дополнение женского вечернего туалета. Первоначально длинная полоса ткани, которую держали на руках священнослужители при некоторых обрядах. Римская Штола была очень широкой, со множеством складок, переходящих в шлейф. Носили ее знатные дамы. В настоящее время Штола дополняет декольтированное вечернее платье.
Перчатки – украшение и средство защиты рук. Были уже известны в Древнем Египте. Египтянки и римляне защищали перчатками руки во время работы и еды.
Кожаные рукавицы или рукавицы из железных колец были частью охотничьего, или воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства богато украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.
Было время, когда брошенная перчатка означала вызов к бою.
Дамы дарили свою перчатку кавалеру в знак своей особой расположенности.
Перчатки украшались драгоценными камнями, мехом, вышивкой, позже – кружевами.
Изменялась и длина перчаток – периодически закрывая локоть или только одно запястье.
Сегодня перчатки являются неотъемлемой частью мужской, женской, детской одежды. Подбирать перчатки желательно в одной гамме с пальто, курткой, костюмом, головным убором.
Показ образцов.
Шаль – тканое или вязаное полотнице разного вида и размера, прикрывающее плечи. Еще в XV веке в Кагимире (Индия) делали тонкие шали из шерсти тибетских коз с легкой руки. Супруга Наполеона, которая была законодательницей французских мод, кашемировая шаль появилась не только во Франции, но и во всей Европе.
В ее гардеробе было около 400 шалей, носила их на платьях, использовала как покрывала, делал подушки для своих собак. В настоящее время пуховые шали согревают нас от холода.
Показ образца.
Кашне – шейный платок или шарф. Мужчины.
Подбор кашне к костюму (Акс. Стр. 278)
Галстук (нем.) – декоративный элемент одежды, обычно его носят мужчины, но могут носить и женщины. Галстук надевают к рубашке, с блузой или платьем. Может иметь деловой, строгий характер или быть нарядным дополнением. В этом случае его делают из легких, шелковых или блестящих тканей.
Мужчины полюбили умеренные и аккуратные галстуки, с неброским геометрическим рисунком.
И, конечно, галстук должен аккуратно и правильно завязан!
Бабочка – вид галстука.
Галстуки – бабочки приняты лишь в официальных случаях (в сочетании с белой рубашкой и смокингом).
Шарф (франц.) – еще одно дополнение к одежде.
В России первыми людьми, надевшими шарф, были офицеры. Это произошло в середине XVIII века. Вскоре и эту деталь мужского костюма захватили женщины.
Шарф – это не только предмет для согревания шеи, но и один из важнейших аксессуаров одежды.
Шарфы бывают разные по стилю, должны соответствовать одежде.
Необходимо помнить, что для строгого делового костюма – подходят сдержанные тона. Яркие цвета, со смелыми рисунками придают костюму, платью легкомысленный вид.
Так, объемное кашемировое пальто “не терпит” слишком тонких тканей шарфов, а к костюму из изящной ткани никак не подходит шарф из шерсти.
Показ образцов, показ и объяснение способов завязывания шарфов с помощью учащихся.
Анекдот:
На уроке биологии:
- Иванов, какие бывают сумчатые животные?
- Женщины. Они все время с сумками ходят.
Сумки и сумочки: Важный аксессуар дамского туалета. Должен соответствовать стилю наряда в целом.
Сумочка – небольшая дамская сумка для мелких предметов. Первое упоминание о сумках относится к 1630 году. Сумки производились кустарным способом из кожи, гобелена, расшивались бисером, драгоценными камнями.
Сегодня сумки можно разделить на несколько групп.
Какие это группы?
- Деловые. Дизайн – очень строгий, размеры от больших до средних.
Фурнитура – в минимальном количестве.
Модели – Сумки - Портфели, дипломаты, портфели.
Стили - классический, городской.
- Выходные - дамская, театральная.
Стили - любой, кроме городского и спортивного.
- Дорожные – сумки - баулы, кейсы, чемоданы, саквояжи.
Стили – от классического до спортивного.
- Молодежные - рюкзак, портфель, сумка-кисет.
Стили - любой, кроме классического и городского.
Эдит Плаф говорила, что “выйти на улицу или в театр без сумочки для женщины аналогично появлению на публике босиком” (Акс. Стр. 289)
Тест “Характер человека”
Задание учащимся:
- В процессе работы вы записывали названия дополнений и их назначение. Сейчас я предлагаю вам самим определить стиль, для которого предназначается то или иное дополнение и возраст человека, для которого оно подходит. Это и есть наша самостоятельная работа, которая покажет, как вы усвоили материал.
Работа учащихся. 5 минут.
По окончанию 1 учащийся приглашается к доске и зачитывает свои записи, остальные сверяются и вносят, если необходимо, поправки.
Педагог:
- Молодцы, все справились с работой!
Игра “Модельер”
- А теперь представьте себя модельерами. Вам предлагаются готовые образцы одежды.
Задание: Подобрать подходящий аксессуар к пальто, костюмам, платьям и объяснить, почему именно этот, а не другой аксессуар вы выбрали. Будьте внимательны, среди этих вещей есть изделие, которое не нуждается в дополнениях, найдите его и объясните “почему?”.
Работа детей. 5-10 минут.
Демонстрация изделий и аксессуаров и объяснение выбора учащимися.
- Итог работы.
Педагог: - Я сознательно оставила еще один аксессуар, знакомый нам с детства. Какой?
Это платок.
Может, кто-нибудь из вас расскажет что-то о платках?
Что можно сделать из платка?
Платок – это нечто большее, чем простой квадрат ткани.
Стоит ему попасть в умелые руки, и он превратиться в головную повязку, бвстье, тюрбан.
В Индии платок – это традиционное сари (без швов, безо всякого края и закрепляющих узлов, только с помощью драпировки вокруг всего тела полотнище ткани превращается в платье.)
Во многих теплых странах обернутый вокруг всего тела платок – единственная одежда человека. При этом больше всего фантазии проявляют женщины, особенно женщины Полинезии.
Изделия из платков называются парео – юбки.
Саронг – что – то напоминающее платье, сарафан.
Показ иллюстраций “Модные шарфы и платки”.
Педагог: - Сейчас мне кто-то из вас поможет продемонстрировать, какие чудеса могут происходить с обыкновенным платком.
Демонстрация и показ, объяснение приемов завязывания платков – парео.
Игра: “Веселые модельеры и портные”
Соревнуются 2 или более пар.
Один игрок в паре - портной, другой – манекен.
“Портные” моделируют изделия с помощью прищепок, которые висят у них на груди на тесемке. В установленное ведущим время “портные” быстро сооружают свое изделие, используя все прищепки (количество прищепок у каждого одинаковое).
Одетый “манекен” демонстрирует зрителям свой костюм, затем вновь подходит к “портному”.
Ведущий подает команду: быстро собрать все прищепки и прицепить их на свою тесемку. Побеждает тот, кто “сшил” самый оригинальный костюм, грамотно, используя прищепки, и быстро их собрал.
Итог игры.
Практическая работа: “Конкурс на лучшее украшение” (изготовление бус и драгоценных украшений из бросового материала).
Педагог: Различные экзотические эксклюзивные украшения вы можете сделать сами, нужно проявить фантазию и выдумку, а в качестве материалов использовать бросовые материалы - бусинки, бисер, пробки, пуговицы, фольгу, иск. Цветы.
Задание конкурса на лучшее украшение будет следующим: сделать
1) эскиз (рисунок) – 2 минуты
2) украшение (симпатичное и оригинальное) – 10 минут.
Подведение итогов конкурса.
Подведение итогов занятия.