Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  1. знакомство с малыми жанрами фольклора
  2. формирование умений: учебно-коммуникативных (вести познавательную деятельность в коллективе и сотрудничать при выполнении задач; умение объяснять, оказывать помощь, принять помощь; умение вести учебный диалог); учебно-интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать); учебно-организационные (планирование, организация, контроль, регулирование, анализ), учебно-информационные (умение работать с устными и письменными текстами).
  3. развивать устную монологическую речь, зрительную и слуховую память, произвольное внимание, логическое мышление, творческие способности детей, интерес к обучению;
  4. воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, толерантность, любовь к труду.

ПРОЕКТ УРОКА

Вступление - создание эмоционального настроя. На фоне спокойной музыки звучит мой голос.

- Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть активными участниками всего происходящего!

Давайте мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в воспоминания.

В жизни каждого человека был дом, в котором он появился на свет. Уа-уа-уа!!! Вы появились и известили мир о своем рождении!

  • А где это произошло? Такой дом был в жизни каждого человека. (В роддоме)
  • Благодаря кому Вы появились? Кто дал Вам жизнь? (Мама)
  • Какое красивое и теплое слово “МАМА!”

На доске появляется дом.

  • И вот за Вами пришел кто-то близкий. Хочется надеяться, что это были либо папа, бабушка, дедушка или ещё кто-либо очень родной Вам человек. Все вместе вы отправились в родительский дом.

 

На доске рисуется прямая дорога ко второму домику и изображение этого дома.

И для вас распахнулась дверь родного дома!

- Ах, сколько Вы росли, развивались. Какое огромное количество зданий распахивало перед Вами свои двери? А что там, за дверью?

Я ключ беру, открою дверь,
Не знаю, что мне ждать?
Быть может прыгнет страшный зверь,
Что может покусать,
А может добренькая фея,
Что исполняет все желания?
Нет, это не она! А что ж тогда?
А что находится за этой дверью?
(Попробуйте представить себе)

(Учащиеся рассуждают о том, что можно увидеть за дверью дома?)

(Учитель в это время начинает запуск первого слайда!)

- Тише, тише, тише!

Слышишь, скрипит половица – это сказка к нам в двери стучится!

(Презентация: “Постарайтесь без подсказки всех назвать и вспомнить сказки!”

В ходе работы будут рассмотрены сказки: “Теремок”, “Репка”, “Колобок”)

Внимание! По поводу презентации обращаться к автору статьи!

СЛАЙД 1

- Какому персонажу русской народной сказки принадлежат эти слова?

“Я знал, что всё так кончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился, но их было так много, что я просто не выдержал и рухнул”. Т _ _ _ _ _ к

(Русская народная сказка “Теремок”)

СЛАЙД 2

- В какой сказке вы встречались с этим грызуном?

“Всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна!” М _ _ _ а

(Русская народная сказка “Репка”)

СЛАЙД 3

- А этого героя вы легко узнаете по данному признанию.

“Я решил просто мир посмотреть и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дед и баба, но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые …” К _ _ _ _ _ к

(Русская народная сказка “Колобок”)

СЛАЙД 4

Молодцы!

- Слушать-то слушали, а вот запомнили ли? О каких сказках мы вели речь? (“Теремок”, “Репка”, “Колобок”)

- Что можно о них сказать? (Русские народные сказки!) А значит их автор … (русский народ)

- Как узнать, где сказка, а где быль?

(В сказках и предметы, и животные разговаривают, есть сказочные герои, волшебство и волшебники)

Наглядная демонстрация:

Убираем из сказки волшебство

“Снесла курочка яичко и была у деда с бабой вкусная яичница на праздник

Пошла девочка в лес на неё напал волк и съел …”

Задание “Наоборот”: попробуем из были сделать сказку, добавив в него волшебство

“Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в школу …(А навстречу ему кощей!)

Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили …(А телевизор и говорит: “Надоели вы мне, все время на меня смотрите, а я стесняюсь …)

Вывод: легко ли сочинять сказку, есть ли желание этому научиться?

- Итак, предлагаю Вам попробовать заглянуть в себя. Попробуйте оценить свои способности, насколько может каждый из Вас сегодня самостоятельно сочинить сказку? Вот шкала, где Ваше место? Как Вы умеете сочинять, придумывать, творить? Вы этим никогда не занимались и даже не представляете с чего начинать? Поднимите руку, кто это? Значит данное задание именно для Вашей группы.

А кто немного начинал, учится этому, но, возможно, еще получается не очень хорошо? Вот и Вам задание.

Вот теперь стоит спросить: “Есть ли среди Вас люди, чьи творческие способности можно оценить на отлично?” Вот сейчас настает время для Вашего творчества!

- Прежде чем мы приступим к работе, хочется Вам сказать, что сейчас становится главным слово “МЫ”. Ведь оно складывается из множества наших “Я”. Так что помните о правилах совместной работы! Как только группа будет готова, нужно всем взяться за руки и поднять их вверх. Таким образом, Вы покажете нам, что готовы представить всем свое произведение!

Задания:

  1. Попробуйте сочинить сказку, используя разнообразные сюжеты русских народных.
  2. Сочините сказку.
  3. Доскажите сказку.

Помощь:

1) “Салат сказок”:

Стоит в поле теремок. В нем живет Дюймовочка.

К теремку подошла хитрая лиса. Она выгнала Дюймовочку из Теремка. Девочка заплакала. Катится колобок и спрашивает у Дюймовочки: “Что ты плачешь? — Дюймовочка ответила: “А как мне не плакать? Лиса меня выгнала из дома.” Колобок не помог Дюймовочке, потому что знал, что лиса его съест. Идет петух по лесу, на плече острая коса. Петух выгнал лису. Стали Дюймовочка и Петух дружно жить и принимать гостей: зайчат, волчат, мышку — норушку, трех поросят и гадкого утенка.

Жили они весело и долго.

Посадил дед репку. Выросла репка крепкая, сладкая, большая — пребольшая. Пошел дед репку рвать. Старается дед, тянет репку …

А в это время Людоед как раз возвращался к себе домой. Увидел он деда и задумался: “Каждый день я ем людей! Надоело! Не поесть ли мне на ночь репки?” Подошел он к деду. Дед уже к тому времени весь мокрый был от натуги. Не вытаскивалась репка, хоть плачь! Отошел дед от репки, увидел Людоеда и говорит ему: “Помоги, добрый человек, репку вырвать!” Людоед подошел к репке, вырвал её с легкостью и пошел с репкой к себе домой. Дед кричат ему вдогонку, чтобы Людоед вернул репку, но Людоед даже и не слышал его.

Пришел Людоед к себе в замок, сел за стол и ,истекая слюной, начал есть репку .. Вдруг видит около стола стоит Кот, а на голове у него красная шапочка. “Ты кто?” – спросил Людоед. “Я — Красная Шапочка. Разве ты не видишь, что на моей голове красная шапочка”, – ответил Кот. “А почему же ты на кота похож?” – допытывался Людоед. “А меня Фея из Красной шапочки в Кота превратила. Это потому, что я пирожки бабушке не принесла, а съела их сама. Вот она меня и наказала”, – ответил Кот в красной шапочке. “А где же тогда твои сапоги, раз ты сейчас Кот?” – поинтересовался Людоед. “А сапоги Фея решила Дюймовочке отдать, потому что скоро зима, а Дюймовочка старенькие туфли износила за лето, и ходить ей было не в чем”, отвечал Кот в красной шапочке.

Пожалел Людоед Красную Шапочку — кота и накормил его репкой. Так они и подружились друг с другом. И стали жить вместе.

А через год Фея сжалилась над Котом и снова превратила его в Красную Шапочку. Увидал Людоед Красную Шапочку и влюбился в неё. Он становился все добрее и добрее. А когда Людоед совсем перестал есть людей, они с Красной Шапочкой поженились и засадили всю свою усадьбу репкой, потому что она очень вкусная и полезная.

Так они и живут до их пор: Людоед и Красная Шапочка. А Фея теперь улетела в другие сказки салаты готовить.

2) Сказка по вопросам

Кто это? (показать героя)

Где живет? Что делает?

Кто есть еще?

Что случилось? (строим конфликт)

Чем закончилось? (разрешение конфликта)

3) Сказка-досказка

Досочинять, дописать, известную сказку

Сказка “Репка”

Что стал делать дед с репкой потом?

Как он ее до дома дотащил?

Сам ел репку целый год или с кем–то поделился?

И т. д..

Сказка “Колобок”

Каким надо сделать колобка, чтобы лиса сама не захотела его съесть?

"Мастерская" Работа учащихся самостоятельная в группах.

- Уважаемые ребята. Хотелось бы чтобы вы не только представили свои работы! Хочется услышать Ваше мнение о созданных произведениях.

Позвольте напомнить Вам правила рецензирования:

  1. Внимательно слушай.
  2. Выскажи свое отношение к работе: что, по вашему мнению, удалось, что не очень.
  3. Пожелания авторам.

Представление созданных произведений.

Рецензия слушателей

- Уважаемые ребята, скажите, пожалуйста, к какому разделу можно отнести наше творчество?

(Устное народное творчество)

- А что ещё относится к нему? Какие там есть еще жанры, кроме русских народных сказок?

(Пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни, прибаутки, дразнилки, считалочки и многое-многое другое)

- Мир, нас окружающий, богат и разнообразен. Мы сегодня приоткрыли завесу в богатейший мир нашего народного творчества. Что еще таится за дверью царства-государства УНТ.

  • Предметы старины глубокой,
  • смех без обид,
  • сказки в театре
  • “Слова из туеска”

- Ой, что это такое??? (Педагог достает туесок со словами)

Может кто-нибудь знает? Это туесок! Попробуем в него заглянуть?

(Участники по очереди достают из туеска слова произносят их вслух: амбар, котомка, кузовок, ухват, туесок)

Что это за слова? Что они обозначают? Это все названия предметов, которые люди использовали в старину. Названия этих предметов многие забыли или не знают. Если у Вас есть желание узнать, что такое котомка, амбар, кузовок, ухват, туесок и многое-многое другое, то найди в сказках описание этих предметов, рассмотри их в иллюстрациях и попробуй сделать своими руками (но только меньших размеров) понравившийся предмет. И ты будешь знать, да еще сможешь другим рассказать, в чем воду носили, что на ноги одевали, чем горячие щи из печи доставали?

- А может Вы попробуете сами создать дразнилки, сказки, считалки!

- Если кто-либо пожелает исследовать царство-государство УНТ, то я только буду этому рада!

- Спасибо за работу!