План-конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду "Роспись ткани в технике "холодный батик"

Разделы: МХК и ИЗО


ВИД УРОКА: творческий практикум

ЦЕЛЬ УРОКА:

1 познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;

2 расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани
  • овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”
  • углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

  • развивать графические умения,  связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;
  • привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
  • способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

  1. Авторские работы мастеров росписи ткани в технике “холодный батик”
  2. Работы учащихся прошлых лет
  3. Плакат-схема ахроматических цветов
  4. Плакат-схема хроматических цветов
  5. Плакат-схема цветового поэтапного решения росписи.

Оборудование для учащихся:

  1. рама и ткань
  2. кисти
  3. набор красителей для росписи ткани
  4. резервирующий состав
  5. набор стеклянных трубочек
  6. бумага А-3
  7. карандаш
  8. эскизы, зарисовки
  9. кнопки
  10. одностержневые булавки для крепления эскиза к ткани

Приложение 1

План урока:

I. Вводная часть:

1 Организационный момент

2 Беседа о росписи ткани:

а) История батика

II. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

III. Объяснение нового материала:

1 Беседа о порядке росписи ткани:

а) Роспись
б) От светлого к темному
в) Ошибки при работе с батиком.

IV. Практическая работа

V. Анализ детских работ

VI. Подведение итогов

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

2. Беседа о росписи ткани

а) История батика

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.
Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

II. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

Вопрос Ответ
С чего мы начинали свою работу над композицией? Сначала был выбор темы. Затем Мы сделали зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.
Что дальше делили с полученными работами? Используя, законы построения композиции, работали над эскизами – основой для создания росписи.
Что мы использовали на бумаге, чтобы акварель нерастекалась? Для того чтобы акварель нерастекалась мы использовали восковые мелки, которые образовывали контуры цвета.
После завершения работы над композицией, что было нужно сделать? Нужно подготовить для росписи ткань. Для этого её необходимо постирать, чтобы предотвратить усадку и удалить фабричную обработку ткани, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают в горячей воде. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной.
А как вы натягивали ткань для росписи? Мы закрепили ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем использовали остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закреплялся материал. Натягивать ткань нужно как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.
А как вы переносили рисунок на ткань? 1. Вначале нанесли рисунок на плотную бумагу тушью линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.

2. Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью одностержневых булавок.

3. Обвили рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

4. Для нанесения на ткань контура рисунка применили стеклянные трубочки.

А как надо работать стеклянными трубочками? Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.

Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).
В местах замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине, многократно втягивая и выдувая бензин или уайт-спирит и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

Если этого не сделать, засохший резерв невозможно будет удалить.

С трубочкой работают следующим образом. Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в жидкость и втягивая воздух через верхний конец с помощью резиновой груши. Состав должен заполнить резервуар.

На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета На ахроматические: чёрный, серые и белый, и хроматические - все цвета спектра

Приложение 2

III. Объяснение нового материала

1. Беседа о порядке росписи ткани

а) Роспись

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Расписывая ткань, в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.

б) От светлого к темному

Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

в) Ошибки при работе с батиком.

Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.

Например, побыстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.

Еще один способ устранения ошибки - сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю толщину ткани. В этом случае краситель “пробирается” на соседний участок снизу.

Поэтому необходимо перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она “пробьет” резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.

Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты - тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.

Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.

Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.

IV. Практическая работа

V. Завершение урока. Анализ детских работ.

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

1 Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2 Выразительность придуманной композиции;

3 Аккуратность в выполнении работы.

VI. Подведение итогов:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Технологии росписи Л. Алферов Ростов – на - Дону “Феникс” 2000г.
  2. Основы художественного ремесла В.А. Барабулина и О.В. Танкус Москва “Просвещение” 1978г
  3. Основы художественного оформления текстильных изделий В. Н. Козлов Москва “Лёгкая и пищевая промышленность” 1981г.
  4. Советское декоративное искусство №5 составитель Т.К. Стриженова Москва “Советский художник” 1981г.

Приложение 3

Приложение 4