Ортопедический режим и адаптивно-развивающая среда в учебном процессе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, педагогов и родителей.

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы.

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы педагогов дошкольных учреждений. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Задача преемственности должна решаться одновременно и “снизу” и “сверху”, а для этого нужны постоянные и прочные контакты между педагогами дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Важно чтобы дети в детском саду не только овладели основными понятиями, умениями и навыками, но также были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшей подготовкой к обучению в школе т. к. успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является обеспечение оптимального двигательного режима. Одного, двух уроков физкультуры в неделю, конечно же, недостаточно. Организованная двигательная деятельность детей должна регулироваться с учетом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности воспитанников, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию. С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребенка, укреплять его здоровье, добиваться физического совершенства.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебной деятельности день у нас начинается с утренней зарядки. Дети с 4 группой здоровья в это время занимаются лечебной физкультурой.

Упражнения в комплексе утренней гимнастики разнообразны и систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся.

Для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность, первый урок, как правило, начинается с валеологического настроя.

Релаксационные упражнения можно применять на уроках, а при необходимости и на переменах, так называемые “минутки покоя”.

С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, проводить физкультминутки, которые способствуют снятию локального утомления.

По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения усталости.

Есть физкультминутки общего воздействия, т. е. те которые включают в себя упражнения для мозгового кровообращения и упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, упражнения для снятия утомления с туловища и ног. При выполнении физкультминуток мы не добиваемся от детей симметричности, у каждого ребенка свой темп, главное, чтобы он это делал с удовольствием.

Также проводятся различные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная); подвижные перемены.

В ходе работы с детьми мы установили, что основными проблемами в двигательной сфере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых для восстановления двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому упражнения на развитие координационных способностей мы используем на разных этапах работы в течение всего дня.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому наши дети имеют возможность не только выполнять задание за партой, но и пользоваться аудиторскими столами и тумбами, а их использование:

  • снимает утомляемость, изменяя позу деятельности на 8 – 9 мин;
  • профилактика сколиоза и плоскостопия;
  • изменяется освещенность;
  • формируется вертикальное положение тела и обеспечивается произвольность моторики.

Для совершения действия вставания и посадки во время учебного процесса, для детей с нарушениями ОДА к учебным столам прикрепляются ручки.

Для детей с ДЦП к учебным столам крепится прищепка – держатель, что помогает ребенку с нарушением ОДА удерживать на парте листок или тетрадь.

В работе мы так же используем адаптированные “массажные” коврики и дорожки, что помогает снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияет на весь организм в целом.

Детям, имеющим искривление позвоночника в сагиттальной плоскости (при кифозе) мы предлагаем рюкзачки с грузом.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи детей, также плохая моторика дает и низкие результаты при выполнении различных письменных работ (обвести фигуру по образцу, нарисовать бордюр, списывание слогов, предложений и т. д.). При выполнении заданий ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Поэтому уже в детском саду следует уделять огромное внимание коррекционной работе по развитию мелкой моторики.

Кроме уроков физической культуры, лечебной физкультуры наши дети имеют возможность заниматься в спортивной секции, которую ведет квалифицированный педагог. Один – два раза в неделю проводится урок плавание, т. к. плавание является мощным закаливающим и укрепляющим средством.

Также в нашем образовательном учреждении используются следующие оздоровительные средства: массаж (специализированный) – по назначению врача; самомассаж – делается всеми учащимися перед самоподготовкой с целью расслабления отдельных групп мышц. Пробежка – выполняется учащимися ежедневно на 3 перемене. Гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики проводятся ежедневно. Посещение релаксационной комнаты. Обливание, душ “шарко”, циркулярный душ – 2 раза в год по 10 дней. Физиолечение по назначению врача. Выезд на турбазу по графику.

Физические упражнения адаптивной физической культуры, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и.д.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека, т. е. влияют одновременно на организм и на личность.

Индивидуализация количественно-качественных характеристик двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно-коррекционных программ должна осуществляться с учетом уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, состояния здоровья и психофизического развития учащихся, типа высшей нервной деятельности и т.д. Обязательная диагностическая основа, четкая индивидуально-типологическая адресованность и соответствие игровых программ возможностям и потребностям младших школьников позволяют успешнее сочетать задачи оздоровительной и коррекционной направленности.