Сообщение из опыта работы "Развитие творческих способностей детей через тестопластику"

Разделы: Работа с дошкольниками


В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену лепешкам пришли сдобные караваи. Древние египтяне примерно 5000 лет назад выпекали уже 30 различных сортов хлеба. А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. В середине века появились специальные деревянные формы для хлеба. Однако из теста выпекали не только хлеб. Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия. В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. А теперь несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с заторможенным умственным развитием. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности.

Наши рецепторы ( тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.

Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга”, - писал М. Горький.

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:

  • Приобщить детей к народному искусству;
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
  • Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
  • Развить координацию и тактильные ощущения рук.

С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, не все сразу получалось. Но методом проб и ошибок подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми. Так появились веселые детские сюжеты из плоских фигурок, которые украсили интерьер не только изостудии, но и некоторые группы. Забавные сюжеты: “ Буренка на лугу”, “Веселый медвежонок”, “Зайчишка” и другие, привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции и чувства. Затем я попробовала лепить объемные фигурки животных. Игрушки получились интересные, живые. Когда я показала игрушки детям они были очень довольны, внимательно рассматривали их, обращали внимание на мелкие декоративные элементы. Многие высказывали желание самим тоже слепить такие же игрушки.

Я решила внести занятия по тестопластике в работу с детьми. В первую очередь провела ряд пробных занятий, составила и провела диагностику и по ее результатам составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Например на первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность подействовать с ним: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Предлагала детям отпечатать на поверхности

теста предметы с интересной фактурой- пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки- декоративные пластины с налепом, сердечки, новогодние игрушки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания- формочки для печенья, Варенников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы - неваляшка, т.е. на больший шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня - спички или зубочистки. А потом к основе добавлялись характерные признаки- ушки, носик, глазки, хвост. Сначала темы для лепки предлагала детям сама: “Котик”, “Собачка Жучка”, “Именинный колобок”, “Снеговик”. После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагала тему по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях.

Дальнейший этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки и другой бросовый материал. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы- цветы, грибы, шляпки и др.

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно, тряслись руки. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные. Радости у детей не было конца!

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами. Дети с удовольствием лепили, любовно украшали сувениры для своих родных и близких.

Планируя работу с детьми тему для лепки старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников то, что детям близко и дорого. Например: “Декоративная пластина украшенная цветами”, “Овощи-фрукты”, “Дед Мороз и Снегурочка”, “Новогодние игрушки на елку”, “Собачка”, “ Валентинки” и др.

Особо хочется остановится на тех методах и приемах которые я использую в работе с детьми.

 Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.

Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психичесие процессы ребенка: Мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Игры с готовым содержанием несут в себе черты будущей учебной деятельности, например: “Составь узор”, “Чудесный мешочек”, “Волшебная коробочка”, “Что изменилось”, “Найди 5 отличий” и др.

Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Составлена картотека по этим разделам.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: “Меня зовут Мишутка. Я люблю сладкий мед! А ты что любишь?” Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Так же включаю в занятия элементы моделирования - использую графические и предметно-схематические модели, где существенные признаки уложены в схему или изображены условно

Планируя работу на следующий год решила вести кружок “Тестопластика” Одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

Литература:

  1. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству”. (Здоровьесберегающая педагогика).
  2. “Лепим из соленого теста”. Данкевич Е.
  3. “Воспитание ребенка дошкольника. (Прорграмма “Росинка”) Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.
  4. “Путешествие в мир искусств” Кожохина С.К.