Проблемы детей, имеющих речевые нарушения, в настоящее время являются актуальными. Необходима правильная организация коррекционно-развивающей деятельности и комплексный подход. Невозможно добиться полноценного развития детей, опираясь только на традиционные методы, направленные на формирование отдельных психических функций.
В процессе поиска решений данной проблемы, было разработано панно-игра “Понарошкино окошко”.
Цель использования панно-игры “Понарошкино окошко”: воздействуя на сенсомоторный уровень ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и, в конечном итоге, речи ребёнка.
Для организации полноценного ознакомления ребёнка с предметным миром необходимо привлечение двигательного анализатора (нужно дать ребёнку потрогать, обвести, застегнуть, наклеить, прицепить и т. д). В практике нет разрыва между сенсорными и моторными сторонами единого процесса познания.
Описание панно-игры “Понарошкино окошко”Изготовление.
Игровое поле представляет собой панно их х/б ткани на плотной основе, в виде окна прямоугольной формы, надетого на гардину. Размер 105 х 125 см.
Панно окантовано узкой полоской гардинной ткани.
На вторую, параллельно укрепленную гардину, помещены шторы, изготовленные из плотной шелковой ткани. Размер 60 х 130см.
Шторы “подвижные” и при необходимости могут закрывать “окошко”. Там же, на второй гардине, крепятся подвесные фигурки, детали, которые образуют воздушное пространство, привлекают внимание детей к таким понятиям, как ближе - дальше, выше - ниже. Эти детали так же способствуют развитию и совершенствованию физиологического и речевого дыхания. Дети отрабатывают силу выдоха и его плавность, направленность воздушной струи.
Оформление.
“Понарошкино окошко” имеет съёмный материал. Крупные и мелкие детали, фигурки и предметы крепятся на крючках, пуговицах, кнопках, “липучках”, замках-молниях.
Оформление “окошка” меняется полностью и частично:
- по сезонам
- по содержанию лексической темы на неделю
- по темам фонетических занятий
- по темам лексико-грамматических занятий
- по условиям запланированной дидактической игры
Материалы.
Для оформления использованы:
- пуговицы различных цветов, размеров, форм;
- шнурки разного размера и цвета;
- кнопки;
- замки-молнии;
- детали из ткани различных видов и расцветки;
- детали из бумаги (наждачная, картон, цветная, гофрированная, фольга);
- губки паралоновые с шершавой обратной стороной для крепления на липучку;
- мелкие и крупные игрушки с приспособлениями для крепления;
- современные оформительские материалы (цветы, травка, наборы овощей, фруктов, насекомых, земноводных).
Использование многофункционального наглядного панно-игры “Понарошкино окошко” в учебно-воспитательном процессе. Задачи.
Используется:
а/ на подгрупповых
б/ на групповых фронтальных занятиях
в/ для индивидуальной коррекционной работы с детьми.
- способствует ознакомлению ребенка с предметным миром;
- развивает связную речь и её лексико-грамматический строй;
- развивает общую моторную координацию и мелкую моторику кистей рук;
- развивает сенсорные навыки и закрепляет знания о сенсорных эталонах;
- решает некоторые задачи нравственного воспитания;
- формирует первоначальные математические представления;
- развивает эмоции в совместной с логопедом деятельности, способствует психокоррекции;
- развивает физиологическое и речевое дыхание;
- помогает в работе над развитием невербальных средств общения.