Логопедическое панно-игра "Понарошкино окошко" в работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблемы детей, имеющих речевые нарушения, в настоящее время являются актуальными. Необходима правильная организация коррекционно-развивающей деятельности и комплексный подход. Невозможно добиться полноценного развития детей, опираясь только на традиционные методы, направленные на формирование отдельных психических функций.

В процессе поиска решений данной проблемы, было разработано панно-игра “Понарошкино окошко”.

Цель использования панно-игры “Понарошкино окошко”: воздействуя на сенсомоторный уровень ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций и, в конечном итоге, речи ребёнка.

Для организации полноценного ознакомления ребёнка с предметным миром необходимо привлечение двигательного анализатора (нужно дать ребёнку потрогать, обвести, застегнуть, наклеить, прицепить и т. д). В практике нет разрыва между сенсорными и моторными сторонами единого процесса познания.

Описание панно-игры “Понарошкино окошко”

Изготовление.

Игровое поле представляет собой панно их х/б ткани на плотной основе, в виде окна прямоугольной формы, надетого на гардину. Размер 105 х 125 см.

Панно окантовано узкой полоской гардинной ткани.

На вторую, параллельно укрепленную гардину, помещены шторы, изготовленные из плотной шелковой ткани. Размер 60 х 130см.

Шторы “подвижные” и при необходимости могут закрывать “окошко”. Там же, на второй гардине, крепятся подвесные фигурки, детали, которые образуют воздушное пространство, привлекают внимание детей к таким понятиям, как ближе - дальше, выше - ниже. Эти детали так же способствуют развитию и совершенствованию физиологического и речевого дыхания. Дети отрабатывают силу выдоха и его плавность, направленность воздушной струи.

Оформление.

“Понарошкино окошко” имеет съёмный материал. Крупные и мелкие детали, фигурки и предметы крепятся на крючках, пуговицах, кнопках, “липучках”, замках-молниях.

Оформление “окошка” меняется полностью и частично:

  • по сезонам
  • по содержанию лексической темы на неделю
  • по темам фонетических занятий
  • по темам лексико-грамматических занятий
  • по условиям запланированной дидактической игры

Материалы.

Для оформления использованы:

  • пуговицы различных цветов, размеров, форм;
  • шнурки разного размера и цвета;
  • кнопки;
  • замки-молнии;
  • детали из ткани различных видов и расцветки;
  • детали из бумаги (наждачная, картон, цветная, гофрированная, фольга);
  • губки паралоновые с шершавой обратной стороной для крепления на липучку;
  • мелкие и крупные игрушки с приспособлениями для крепления;
  • современные оформительские материалы (цветы, травка, наборы овощей, фруктов, насекомых, земноводных).

Использование многофункционального наглядного панно-игры “Понарошкино окошко” в учебно-воспитательном процессе. Задачи.

Используется:

а/ на подгрупповых

б/ на групповых фронтальных занятиях

в/ для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

  • способствует ознакомлению ребенка с предметным миром;
  • развивает связную речь и её лексико-грамматический строй;
  • развивает общую моторную координацию и мелкую моторику кистей рук;
  • развивает сенсорные навыки и закрепляет знания о сенсорных эталонах;
  • решает некоторые задачи нравственного воспитания;
  • формирует первоначальные математические представления;
  • развивает эмоции в совместной с логопедом деятельности, способствует психокоррекции;
  • развивает физиологическое и речевое дыхание;
  • помогает в работе над развитием невербальных средств общения.