Пояснительная записка
Курс знакомит учащихся с “настольной издательской системой” PageMaker. Пакет PageMaker предназначен для разработки и подготовке к печати газет, журналов, книг и другой печатной продукции. Основное предназначение программы – работа с документами, содержащими большие объемы текстовой информации.
Курс построен на выполнении практических заданий, благодаря которым школьнику легче освоиться в компьютерной среде программы. От занятия к занятию создаваемые публикации становятся все более сложными и интересными. Освоение программы PageMaker поможет учащимся в создании школьной газеты, листовки, бланка, буклета и т. д.
Данная тема в школьном курсе не изучается. Ее введение позволит сформировать у обучающихся следующие знания:
- принципы компьютерной верстки;
- интерфейс и возможности программы PageMaker;
- требования к дизайну публикаций.
После окончания курса учащиеся должны уметь:
- создавать и импортировать текст;
- редактировать и форматировать текст;
- импортировать и редактировать графику;
- создавать шаблоны документов;
- верстать одностраничные листовки;
- верстать многостраничные публикации;
- создавать буклеты.
Рассчитан курс на 17 часов. Форма отчетности – презентация выполненных работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Программа PageMaker. Интерфейс программы. | 1 |
2 | Создание одностраничной листовки | 4 |
3 | Создание фирменного бланка | 4 |
4 | Создание многостраничной публикации | 4 |
5 | Создание буклета | 2 |
6 | Презентация работ | 1 |
7 | Резерв | 1 |
Содержание программы
Программа PageMaker. Интерфейс и основные принципы работы.
Компьютерная верстка. Общие принципы верстки. Единообразие верстки. Создание, открытие и сохранение публикации. Работа с окном публикаций. Панели инструментов. Линейка. Масштаб.
Создание одностраничной листовки
Шрифты. Кегль, гарнитура и начертание шрифта. Форматирование и редактирование текста. Режим текстового редактора. Направляющие. Колонки. Размещение текста. Оформление заголовка. Импорт текста и графики. Работа с цветом. Макет публикации.
Создание фирменного бланка
Фрейм. Помещение текста во фрейм. Маска. Маскирование изображения. Графические примитивы. Группировка. Логотип.
Верстка многостраничной публикации
Работа с шаблонными страницами. Добавление, удаление и расположение страниц в документе. Нумерация страниц. Буквица. Выравнивание столбцов. Автозаполнение. Дизайн обложки.
Создание буклета
Основные принципы создания буклета. Шаблоны документов. Двухсторонняя печать.
Поурочное планирование
№ п/п | Наименование темы | Форма проведения занятия |
1 | Программа PageMaker. Интерфейс программы. | лекция |
2 | Работа с текстом | лекция, практика |
3 | Макетирование документа | лекция, практика |
4 | Работа с изображениями | лекция, практика |
5 | Творческая работа “Создание одностраничной листовки” | практика |
6 | Работа с фреймами | лекция, практика |
7 | Работа с графикой | лекция, практика |
8 | Создание маски | лекция, практика |
9 | Творческая работа “Создание фирменного бланка” | практика |
10 | Работа со страницами-шаблонами. Буквица. Выравнивание столбцов. Автозаполнение. | лекция, практика |
11 | Творческая работа “Создание многостраничной публикации” | практика |
12 | Творческая работа “Создание многостраничной публикации” | практика |
13 | Творческая работа “Создание многостраничной публикации” | практика |
14 | Принципы создания буклета. Творческая работа “Создание буклета” | лекция, практика |
15 | Творческая работа “Создание буклета” | практика |
16 | Презентация работ | |
17 | Резерв |
Список ключевых слов
- Верстка
- Выключка
- Интерлиньяж
- Кегль
- Кернинг
- Контейнер
- Маска
- Направляющая
- Публикация
- Разворот
- Стиль
- Страница
- Трекинг
- Фрейм
- Шаблон
Литература для учителя
- Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель –СПб.: Питер.-2003.
- Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика: универсальный курс. –М.:ФСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс,1998.
- Информатика. 10 – 11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. –СПб.: Питер.-2000.
- Информатика. Базовый курс / Под ред. Симонович С.В. и др. –СПб.: Питер.-2000.
Литература для учащихся
- Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель –СПб.: Питер.-2003.
- Информатика. 10 – 11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. –СПб.: Питер.-2000.
Фрагменты занятий
Занятие 1. Программа PageMaker. Интерфейс программы
Цель: знакомство учащихся с понятием компьютерной верстки, возможностями программы РМ7
Основное назначение РМ – работа с документами, содержащими большие объемы текста и иллюстрации (верстка книг, газет, журналов и т.д.). Это одна из популярных программ для верстки.
Возможности программы при работе с текстом:
- поддерживает до 999 страниц в одном документе;
- имеется возможность объединения отдельных документов в книгу со сквозной нумерацией;
- автоматическое создание оглавления и указателей;
- расстановка переносов;
- проверка орфографии;
- разбиение на колонки;
- обтекание текстом;
- буквица;
- размещение внутри контейнера или фрейма.
Работа с графикой организована слабо. Программа содержит ограниченный набор рамок для фреймов, не поддерживает линии со стрелками, отсутствуют средства для работы с кривыми. Но зато программа обладает широким набором фильтров импорта-экспорта.
Требования к оборудованию:
- Pentium II
- Windows 98/NT/2000/XP
- RAM – 128 Мбайт
- 200 Мбайт на жестком диске
- Видеокарта, поддерживающая разрешение 800х600, True Color (24 бит)
Запуск программы:
Пуск—>Adobe—>PageMaker—>Adobe PageMaker
Создание публикации
- Файл—>Новый
- Заполнить окно Параметры
Для создания одной страницы установите следующие значения:
- Размер А4
- Ориентация Tall (книжная) или Wide (альбомная)
- Число страниц 1
- Начальная 1
- Отступы (поля) можно оставить по умолчанию
Рабочее окно программы
Поставить или убрать палитры (панели инструментов):
Окно—>Показать (скрыть) нужную панель
Примечание: Панель Инструментальные средства лучше не убирать
Линейка
Просмотр—>Скрыть линейки (Показать линейки)
Масштаб
1 способ: с помощью палитры Инструментальные средства
2 способ: с помощью секции меню Просмотр
3 способ: с помощью панели Инструментов
Практика
Отработать запуск программы, создание публикации, скрытие и отображение палитр, работу с масштабом.
Занятие 3. Макетирование документа
Цель: знакомство учащихся с понятием макета документа. Создание макета.
Направляющие – это вертикальные или горизонтальные линии, которые отображаются на экране, но не выводятся на печать. Они нужны для приближенного размещения и выравнивания объектов. Направляющие вытягиваются из горизонтальной или вертикальной линеек.
Закрепить направляющие
Просмотр—>Блокирование направляющих
Создание колонок (макет)
Компоновка—>Направляющие столбцов
Указать число колонок. Для А4 обычно создают 2-3 колонки.
Практика
Создайте одностраничный документ формата А4
Занятие 8. Создание маски
Цель: знакомство учащихся с понятием маски; помещение изображения в маску.
На предыдущем занятии мы познакомились со вставкой текста во фрейм. Кроме текста во фрейм можно поместить и картинку.
Помещение текста во фрейм
- Создать фрейм
- Вставить картинку
- Выделить инструментом стрелка фрейм и картинку
- Элемент—>Кадр—>Параметры кадра
- Выбрать нужное размещение картинки во фрейме.
- Сгруппировать
Маскирование изображений
- Вставить картинку
- Создать графический объект (маску)
- Наложить маску на картинку
- Выделить инструментом стрелка маску и картинку
- Элемент—>Маска
- Сгруппировать
Практика
Поместить 3 изображения в различные фреймы и для 3 любых изображений создать различные маски
Примеры масок: