Программа курса по выбору "Компьютерная верстка" для учащихся 9-х классов

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Курс знакомит учащихся с “настольной издательской системой” PageMaker. Пакет PageMaker предназначен для разработки и подготовке к печати газет, журналов, книг и другой печатной продукции. Основное предназначение программы – работа с документами, содержащими большие объемы текстовой информации.

Курс построен на выполнении практических заданий, благодаря которым школьнику легче освоиться в компьютерной среде программы. От занятия к занятию создаваемые публикации становятся все более сложными и интересными. Освоение программы PageMaker поможет учащимся в создании школьной газеты, листовки, бланка, буклета и т. д.

Данная тема в школьном курсе не изучается. Ее введение позволит сформировать у обучающихся следующие знания:

  • принципы компьютерной верстки;
  • интерфейс и возможности программы PageMaker;
  • требования к дизайну публикаций.

После окончания курса учащиеся должны уметь:

  • создавать и импортировать текст;
  • редактировать и форматировать текст;
  • импортировать и редактировать графику;
  • создавать шаблоны документов;
  • верстать одностраничные листовки;
  • верстать многостраничные публикации;
  • создавать буклеты.

Рассчитан курс на 17 часов. Форма отчетности – презентация выполненных работ.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование темы Количество часов
1 Программа PageMaker. Интерфейс программы. 1
2 Создание одностраничной листовки 4
3 Создание фирменного бланка 4
4 Создание многостраничной публикации 4
5 Создание буклета 2
6 Презентация работ 1
7 Резерв 1

Содержание программы

Программа PageMaker. Интерфейс и основные принципы работы.

Компьютерная верстка. Общие принципы верстки. Единообразие верстки. Создание, открытие и сохранение публикации. Работа с окном публикаций. Панели инструментов. Линейка. Масштаб.

Создание одностраничной листовки

Шрифты. Кегль, гарнитура и начертание шрифта. Форматирование и редактирование текста. Режим текстового редактора. Направляющие. Колонки. Размещение текста. Оформление заголовка. Импорт текста и графики. Работа с цветом. Макет публикации.

Создание фирменного бланка

Фрейм. Помещение текста во фрейм. Маска. Маскирование изображения. Графические примитивы. Группировка. Логотип.

Верстка многостраничной публикации

Работа с шаблонными страницами. Добавление, удаление и расположение страниц в документе. Нумерация страниц. Буквица. Выравнивание столбцов. Автозаполнение. Дизайн обложки.

Создание буклета

Основные принципы создания буклета. Шаблоны документов. Двухсторонняя печать.

Поурочное планирование

№ п/п Наименование темы Форма проведения занятия
1 Программа PageMaker. Интерфейс программы. лекция
2 Работа с текстом лекция, практика
3 Макетирование документа лекция, практика
4 Работа с изображениями лекция, практика
5 Творческая работа “Создание одностраничной листовки” практика
6 Работа с фреймами лекция, практика
7 Работа с графикой лекция, практика
8 Создание маски лекция, практика
9 Творческая работа “Создание фирменного бланка” практика
10 Работа со страницами-шаблонами. Буквица. Выравнивание столбцов. Автозаполнение. лекция, практика
11 Творческая работа “Создание многостраничной публикации” практика
12 Творческая работа “Создание многостраничной публикации” практика
13 Творческая работа “Создание многостраничной публикации” практика
14 Принципы создания буклета. Творческая работа “Создание буклета” лекция, практика
15 Творческая работа “Создание буклета” практика
16 Презентация работ  
17 Резерв  

Список ключевых слов

  • Верстка
  • Выключка
  • Интерлиньяж
  • Кегль
  • Кернинг
  • Контейнер
  • Маска
  • Направляющая
  • Публикация
  • Разворот
  • Стиль
  • Страница
  • Трекинг
  • Фрейм
  • Шаблон

Литература для учителя

  1. Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель –СПб.: Питер.-2003.
  2. Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика: универсальный курс. –М.:ФСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс,1998.
  3. Информатика. 10 – 11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. –СПб.: Питер.-2000.
  4. Информатика. Базовый курс / Под ред. Симонович С.В. и др. –СПб.: Питер.-2000.

Литература для учащихся

  1. Стоцкая Т. Верстка в PageMaker 7: Самоучитель –СПб.: Питер.-2003.
  2. Информатика. 10 – 11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. –СПб.: Питер.-2000.

Фрагменты занятий

Занятие 1. Программа PageMaker. Интерфейс программы

Цель: знакомство учащихся с понятием компьютерной верстки, возможностями программы РМ7

Основное назначение РМ – работа с документами, содержащими большие объемы текста и иллюстрации (верстка книг, газет, журналов и т.д.). Это одна из популярных программ для верстки.

Возможности программы при работе с текстом:

  • поддерживает до 999 страниц в одном документе;
  • имеется возможность объединения отдельных документов в книгу со сквозной нумерацией;
  • автоматическое создание оглавления и указателей;
  • расстановка переносов;
  • проверка орфографии;
  • разбиение на колонки;
  • обтекание текстом;
  • буквица;
  • размещение внутри контейнера или фрейма.

Работа с графикой организована слабо. Программа содержит ограниченный набор рамок для фреймов, не поддерживает линии со стрелками, отсутствуют средства для работы с кривыми. Но зато программа обладает широким набором фильтров импорта-экспорта.

Требования к оборудованию:

  • Pentium II
  • Windows 98/NT/2000/XP
  • RAM – 128 Мбайт
  • 200 Мбайт на жестком диске
  • Видеокарта, поддерживающая разрешение 800х600, True Color (24 бит)

Запуск программы:

Пуск—>Adobe—>PageMaker—>Adobe PageMaker

Создание публикации

  1. Файл—>Новый
  2. Заполнить окно Параметры

Для создания одной страницы установите следующие значения:

  • Размер А4
  • Ориентация Tall (книжная) или Wide (альбомная)
  • Число страниц 1
  • Начальная 1
  • Отступы (поля) можно оставить по умолчанию

Рабочее окно программы

Поставить или убрать палитры (панели инструментов):

Окно—>Показать (скрыть) нужную панель

Примечание: Панель Инструментальные средства лучше не убирать

Линейка

Просмотр—>Скрыть линейки (Показать линейки)

Масштаб

1 способ: с помощью палитры Инструментальные средства

2 способ: с помощью секции меню Просмотр

3 способ: с помощью панели Инструментов

Практика

Отработать запуск программы, создание публикации, скрытие и отображение палитр, работу с масштабом.

Занятие 3. Макетирование документа

Цель: знакомство учащихся с понятием макета документа. Создание макета.

Направляющие – это вертикальные или горизонтальные линии, которые отображаются на экране, но не выводятся на печать. Они нужны для приближенного размещения и выравнивания объектов. Направляющие вытягиваются из горизонтальной или вертикальной линеек.

Закрепить направляющие

Просмотр—>Блокирование направляющих

Создание колонок (макет)

Компоновка—>Направляющие столбцов

Указать число колонок. Для А4 обычно создают 2-3 колонки.

Практика

Создайте одностраничный документ формата А4

Занятие 8. Создание маски

Цель: знакомство учащихся с понятием маски; помещение изображения в маску.

На предыдущем занятии мы познакомились со вставкой текста во фрейм. Кроме текста во фрейм можно поместить и картинку.

Помещение текста во фрейм

  1. Создать фрейм
  2. Вставить картинку
  3. Выделить инструментом стрелка фрейм и картинку
  4. Элемент—>Кадр—>Параметры кадра
  5. Выбрать нужное размещение картинки во фрейме.
  6. Сгруппировать

Маскирование изображений

  1. Вставить картинку
  2. Создать графический объект (маску)
  3. Наложить маску на картинку
  4. Выделить инструментом стрелка маску и картинку
  5. Элемент—>Маска
  6. Сгруппировать

Практика

Поместить 3 изображения в различные фреймы и для 3 любых изображений создать различные маски

Примеры масок: