Раздел: Освоение среды программирования QBasic.
Тема урока: Операция Конкатенации для символьных переменных.
Тип урока: комбинированный (закрепление старых и получение новых знаний).
Вид: урок - путешествие.
Технология: личностно-ориентированная с элементами межпредметных связей.
Цели урока:
Обучающая
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению и получению знаний в среде программирования QBasic;
- изучение операций, операторов и команд;
- продолжение формирования у учащихся первичных представлений о программировании в среде QBasic;
- совершенствование навыков в составлении программ.
Развивающая
- создать условия для развития умения анализировать познавательный объект;
- создать условия для развития алгоритмического мышления учащихся;
- развитие познавательных навыков;
- способствовать развитию любви к фольклору.
Гуманитарная – создать условия, в которых каждый учащийся осознает свою принадлежность к гуманитарной культуре.
Ход урока
Добрый день!
Начало. Звучит частушка:
“Ты, Подгорна, ты Подгорна - широкая улица, по тебе никто не ходит ни петух, ни курица”.
Подаю детям веник. И говорю: “Как вы думаете, что я вам этим хочу сказать?” (ОТВЕТЫ детей)
(Если не догадались, то я достаю прут из веника и ломаю его. Подаю им снова веник и прошу сломать веник).
- Какие ассоциации у вас возникли с этим
предметом?
(ОТВЕТЫ детей)
Читаю басню “Отец и сыновья” Л.Н. Толстого
А, вы знаете, ребята, когда жил Л.Н. Толстой? (ОТВЕТЫ детей)
- Верно - жил в 19 веке, т.е. более 100 лет отделяет
нас от создания этой басни. А как вы
думаете, для нас она актуальна?
(ОТВЕТЫ детей)
- Вы правы, она актуальна и в наше время. Эта басня очень близка устному народному творчеству, так как она учит нас житейской мудрости, взаимопониманию, взаимовыручке.
- Какие жанры народного творчества вы знаете?
(ОТВЕТЫ детей)
(На экране появляется карта с городами)
- Ребята, хотите попутешествовать с помощью компьютера по стране Народного творчества? (На экране карта страны “Народное творчество”). Посмотрите, какие необычные города на нашей карте: Град Загадочный, град Пословичный, град Докучносказочный, град Музыкальный.
Путешествуя по стране, мы попробуем применить свои знания по программированию, получим новые; поучимся мудрости народной. И так, прежде чем в град попасть, надо загадку отгадать:
1. Без окон, без дверей - полна горница людей, (огурец)
2. Без рук, без ног, а бежит, (река)
3. Под кустами, под елками катится мешок с иголками, (еж)
Молодцы! (Открывается страница града).
Ребята, чтобы передвигаться по стране “Народное творчество” нужно выполнить задание. Задания для вас лежат у компьютера. Выполняем Задание №1. (подхожу, смотрю, помогаю).
Задание вы успешно выполнили. Продолжаем путешествие. Впереди град Докучносказочный. Но прежде чем в него войти, докучную сказку расскажи? Кто знает, что такое докучная сказка? (Если не знают, пример: “Рассказать тебе сказку про белого бычка? Рассказать. Тебе рассказать и мне рассказать.... Рассказать тебе сказку про белого бычка?).
Вспомнили, вот и прекрасно. Значит, наше путешествие продолжается, и снова у вас задание. (Открывается страница с Градом Докучносказочным). Выполняем. задание №2.
Задание выполнено, результат получен - программа работает. Успешного вам путешествия дальше. Но подождите, как гласит мудрая пословица: “В здоровом теле здоровый дух!”; поэтому сейчас физкультминутка (гимнастика для глаз, наклоны, поднимание рук вверх, ходьба на месте). Отдохнули, а теперь в путь (страница с Градом Пословичным). Град перед нами замечательный, от него так и веет пословицами.
- Ребята, а вы можете мне назвать несколько пословиц (ОТВЕТЫ детей).
А как вы думаете, что несут в себе пословицы?
Молодцы! А задания вас уже ждут, и я надеюсь, вы тоже хотите их выполнить. Задание №3. Ребята выполняют задание.
Проверяем выполнение задания №3.. Какие слова вы внесли в текст?
Назовите, пожалуйста, тему нашего урока. (Ответы детей).
Молодцы - вы правы - тема нашего урока “Операция конкатенации для символьных переменных”.
Теперь вы знаете, что для программирования символьных переменных на языке QBasic единственной операцией является операция сложения или иначе ее называют операцией Конкатенации. Приобретенные сегодня знания вам пригодятся еще и при работе с числовыми переменными.
Но на этом наше путешествие не закончилось, нас ждет Град музыкальный. Посмотрите на моем столе лежат какие-то предметы. Что это за предметы и для чего они нужны? Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
Это просто здорово, что вы знаете русские народные инструменты. А теперь вас ждет сюрприз. (Если успеваем, то дети набирают программы и сами слушают созданную компьютером музыку. Если не успеваем, то я запускаю со своего компьютера музыку, и мы угадываем, какая мелодия русской народной песни звучит).
Скажите, ребята, какие черты русского народа (проявились) передаются нам из поколения в поколение с русскими народными песнями, загадками, пословицами и сказками? Чему учат нас произведения фольклора? (ОТВЕТЫ детей - смекалке, умению трудиться и отдыхать, трудолюбию, мудрости, взаимовыручке, взаимопомощи и т.д.). Вот и сегодня на уроке вы показали свою смекалку, умение трудиться, взаимовыручку, взаимопомощь.
Все не бесконечно, и наш урок подходит к концу. Какие же знания из предыдущих уроков вам пригодились при написании программ на компьютере, какие операторы вы применяли? Что нового вы узнали на уроке, с какой операцией для символьных переменных вы познакомились? (ответы детей) Уютно ли вы себя чувствовали на уроке?
У вас на столах лежат милые мордашки - образы. Выберите один из предложенных образов, отвечающих вашему состоянию настроения в данный момент, и прикрепите на доске.
Спасибо за урок. До свидания!
Приложение к уроку.
Памятка
1. Print - оператор вывода
2. INPUT - оператор ввода
3. Программа с оператором PRINT
REM команда L$ = “Быть или не быть-” А$ = “вот в чем вопрос!” F$ = “У. Шекспир.”
PRINT L$; A$; F$
4. Программа с оператором INPUT
REM программа
INPUT “Введите ваши данные Ф.И.О.”; А$
INPUT “Введите место учебы”; В$
PRINT “Здравствуйте,”; В$5.
5. Переход на русский - справа (SHIFT+CTRL)
6. Переход на английский - слева (SHIFT+CTRL)
Град Загадочный
Задание № 1. Напишите программу, используя оператор PRINT, которая выведет на экран следующую загадку: Крыльями машет, а улететь не может, (мельница)
Град Докучносказочный
Задание № 2. Найдите неточности в программе, впечатайте недостающий в программе оператор, введите программу в компьютер. Проверьте работу программы, нажав клавишу F5.
CLS
KЕМ Докучная сказка
“Введите ваше имя”; А$
“Введите свою фамилию”; В$
L$ = “Рассказать тебе сказку про белого бычка?”
D$ = “Рассказать”
К$ = “Тебе рассказать и мне рассказать”
С$ = “Рассказать тебе сказку про белого бычка?...”
PRINT == А$; “ “; В$; “ “; L$; “ “; D$; “ “; К$; “ “; С$
Град Пословичный
Задание №3.
1. Введите программу в компьютер, проверьте ее работу, нажав клавишу F5.
CLS
REM операция
А$ = “Хоть видит око,”
D$ = “да зуб” : С$ = “неймет”
F$ = А$ + D$ + С$
Print F$
END
2. Прочитайте и проанализируйте текст. Впишите в текст недостающие слова:
Для символьных констант и переменных определена единственная операция конкатенации или ее еще называют __________________________ !
Обозначается она знаком “ ” и позволяет строить из нескольких величин одну, то есть объединяет слова в одно предложение.
3. По данному тексту сформулируйте тему урока.
Град “Музыкальный”
Задание № 4.
1. Проверьте работу программы, набрав ее на языке программирования Qbasic:
1. PLAY “O4L4FEDDCGGFEDCGGFAAFEGGEDFFDCCP4O4L4FEDDCGGFEDCGGFAAFEGGEDFFDCC”
2. PLAY “O4L5FDFDGFE2L4GGGL88ABL5CCC2P4O4L5FDFDGFE2L4GGGL88ABL5CCC2"
2. Что за мелодия звучит?