I. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
В группе 19 учеников (2 – 11 классы). Все дети IV – V группы здоровья (ДЦП; врожденная оперированная гидроцефалия, полиэндокринный синдром, опухоли головного мозга и др.).
Эти дети и подростки часто живут с мыслью о том, что у них нет будущего, а это, в свою очередь, значительно снижает уровень познавательного интереса и социального мотива учения. Самооценка крайне снижена. Интересы ограниченны. Внеучебная деятельность не интересует. У отдельных детей наблюдаются грубые нарушения эмоционально-волевой сферы, отсутствие коммуникативных навыков, несформированность осознания своей социальной роли как ученика, отсутствие осознанного выбора будущей профессии; отмечается повышенная утомляемость, тревожность. Их возможности в общении со сверстниками, в приобретении навыков установления межличностных отношений, в самореализации ограниченны.
Анализ общегрупповых мероприятий показал, что у этих детей большая потребность в общении со сверстниками, однако коммуникативные навыки сформированы недостаточно.
II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Цель: Формирование и саморазвитие личности ученика, ориентированного на социальный успех, на реализацию личного стремления найти дело своей жизни;
Задачи: Создание условий для:
- реализации потенциальных возможностей учащихся, их индивидуального самовыражения;
- формирования познавательного и социального мотивов учения;
- формирования навыков социального поведения и установления межличностных отношений;
- активизации творческого потенциала;
- духовного роста;
- реализации потребности ученика в профессиональном самоопределении;
- пересмотра больным ребенком жизненных ценностей и приоритетов;
- формирования осознания своей самоценности и равнозначности в поле человеческого сообщества.
Система воспитательной работы направлена на достижение следующих результатов:
– сформированность навыков социального поведения и установления межличностных отношений;
– сформированность познавательного и социального мотивов учения;
– духовное развитие;
– проявление творческой активности;
– готовность к профессиональному самоопределению;
– самореализация и саморазвитие;
– сознание своей самоценности и равнозначности.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
- Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психическими особенностями, способностями, склонностями. Сравнение ребенка допускается только с ним самим. Осуществление этого принципа обеспечивает здоровье, гармонию, прочные знания в соответствии с запросами личности.
- Принцип педагогики сотрудничества – сохранение психологической комфортности, коммуникабельности, чуткости, отзывчивости, демократичности для достижения относительно высоких результатов в развитии, образовании, оздоровлении с целью успешной социализации детей.
- Принцип самоактуализации – реализация потребности в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; побуждение и поддержание стремления учащихся к развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности – создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося.
- Принцип выбора – предоставление возможности выбора, без которого невозможно развитие индивидуальности и самоактуализации ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации оздоровительно-образовательного и воспитательного процесса.
- Принцип здоровьесберегающей направленности – учитывать конкретного человека и законы его индивидуального развития – “Познай себя, сотвори себя”. Научить учащихся самих заботиться о своем здоровье, сформировать у них установку на сбережение своего здоровья. Воспитывать ответственность за себя через знание и умение творить свое тело, свой дух, свой разум.
- Принцип коллегиальности и толерантности – обеспечение участия в организации оздоровительного, образовательного и воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов и других специалистов.
III. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Для реализации поставленных целей используются следующие средства:
– Проект социального педагога “Создание условий для сбережения качества жизни и формирования осознания качества жизни”.
– Индивидуальные проекты на учащихся. Темы проектов определяются проблемами учащихся.
– Ежемесячное планирование воспитательной работы, включающее общешкольные и городские мероприятия.
– Перспективное планирование воспитательной работы на четверть.
– Разработка и реализация индивидуальных программ развития.
– Сотрудничество с семьей и педагогами: разработка программы оказания психолого-педагогической поддержки семье в вопросах воспитания детей и подростков, поиск оптимальных форм взаимодействия с учителями и узкими специалистами (психологом, логопедом, сурдопедагогом, врачом – мини-консилиумы, школьные ПМПк) в вопросах воспитания и обучения.
Содержание воспитательной работы:
- Часы развивающего досуга (2 часа в неделю):
- анкетирование;
- беседа;
- интерактивные игры;
- развивающие игры;
- тренинги;
- проектная деятельность и др.
- Участие учеников в общешкольных мероприятиях:
- тематические классные часы;
- конкурсы, викторины;
- тематические недели;
- часы по интересам и др.
- Связь с внешкольными учреждениями: МВЦ, ЦД, детская библиотека им. Гайдара, ДЮСШ, ДШИ, ДХШ.
- Издание учащимися познавательного сборника “Мир вокруг нас”, художественно-публицистического журнала “Родничок”, сборника творческих работ “Умники и умницы”.
- Школьные СМИ (статьи, заметки)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
С целью реализации поставленных целей и задач разрабатываю индивидуальные программы развития.
Программа “Сотвори себя” или “Как избежать проблем”
Цели и задачи:
1. Научить подростков
– выходить из конфликтов без потерь или с наименьшими потерями;
– общаться так, чтобы к ним прислушивались и принимали во внимание то, о чем они говорят;
– направлять беседу в нужное русло;
– убедительно говорить, эффективно доказывая свою точку зрения;
– лучше разбираться в людях.
2. Помочь избавиться от проблем в общении, познав себя и причины своих проблем.
Формируемые компетентности:
- Адекватная самооценка.
- Уверенность в себе.
- Умение говорить, используя вербальные и невербальные сигналы.
- Умение слушать.
Эта программа только для девушек 15-18 лет, рассчитана на 10 часов, методически оснащена: материал каждого занятия, состоящий из практических заданий, распечатан на каждого ученика.
Программа “Этот сложный, сложный мир”
Цели и задачи:
1.Научить подростков
– ориентироваться в современном мире;
– осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни;
– бережно относиться к своему здоровью и природе;
– общаться с близкими людьми и друзьями;
– ответственности за себя и близких людей.
Формируемые компетентности:
1. Готовность к выбору жизненных ценностей.
2. Умение планировать свою деятельность.
3. Адекватная самооценка.
4. Ответственность за свое здоровье.
5. Гуманное отношение к природе.
Программа для девушек и юношей 15-18 лет, рассчитана на 14 часов, методически оснащена.
Программа “Формирование навыков социального поведения, межличностного взаимодействия”
Цели и задачи:
1. Формирование адекватной самооценки.
2. Формирование способности анализировать свое поведение.
3. Формирование навыков межличностного взаимодействия.
Формируемые компетентности:
- Способность анализировать свое поведение.
- Самостоятельно принимать правильные решения, понимать смысл ситуации, ее содержание.
- Умение выявлять противоречия и разрешать их в реальных жизненных ситуациях.
- Адекватная самооценка.
- Умение учитывать и анализировать вербальные и невербальные признаки развития ситуации общения.
Программа рассчитана на 24 часа.
Программа “Наука думать для больших и маленьких”
Цели и задачи:
1. Развитие творческого воображения.
2. Знакомство с законами диалектики и их практическое применение.
3. Выявление закономерностей развития окружающего мира, осваивая язык и поведение в обществе.
4. Научить мыслить системно с пониманием происходящих закономерностей.
5. Способствовать появлению собственных решений, точки зрения.
Формируемые компетентности:
1. Самостоятельно находить компромиссный вариант решения проблемы.
2. Способность осознавать необходимость выбора.
3. Умение решать противоречия.
4. Сформированность понятий о социальных отношениях.
5. Умение видеть и понимать красоту.
6. Способность анализировать природу вещества или явления.
7. Анализ, моделирование и сочинение сказок.
8. Навыки адекватного поведения в обществе.
Программа составлена для учащихся 1 – 3 классов, построена на материале
стилизованной сказки “Колобок” с применением элементов ТРИЗ, рассчитана на 45 часов.
Программа курса профильной ориентации
“Познай себя”
Цели и задачи:
- Способствовать самоопределению учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10 -11 классах.
- Формировать у учащихся:
– умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
– осознание собственных индивидуальных особенностей.
3. Актуализация проблемы выбора профильного обучения.
Формируемые компетентности:
- Построение личной программы совершенствования логического, практического и творческого мышления.
2. Построение личной программы “К чему нужно стремиться при выражении эмоций”.
- Моделирование заданной профессии по заданным признакам.
- Построение личного профессионального плана.
Программа составлена для учащихся 7-9 классов, рассчитана на 21 час, методически оснащена.
Программа “Экология”
Цели и задачи:
- Сформировать
– экологическое мышление,
– экологические знания,
– экологически оправданное поведение.
Формируемые компетентности:
- Выражение экологической культуры.
- Проект “Что может сделать один”.
Программа составлена для учащихся 5–11 классов, рассчитана на 10 часов, методически оснащена.
Программа “Я выбираю…”
Цели и задачи:
- Создание престижа здорового образа жизни.
- Расширение представлений подростков о негативных последствиях
- Ознакомление подростков с эффективными способами реализации своих потребностей, обеспечивающих им успешную социальную адаптацию.
наркотизации.
Формируемые компетентности:
- Осознание опасности знакомства с наркогенными веществами.
- Критическое отношение к рекламе алкогольных напитков.
- Осознание опасности курения.
- Ответственность за свое здоровье.
Программа составлена для учащихся 4–11 классов, рассчитана на 12 часов, методически оснащена.
Программа оказания психолого-педагогической поддержки семье в воспитании детей и подростков
Цели и задачи:
- Обозначить актуальные проблемы воспитания детей и подростков.
- Всесторонне раскрыть особенности подросткового возраста.
- Профилактика отрицательного воздействия среды на детей и подростков.
Формы и методы реализации программы:
- Родительское собрание.
- Индивидуальная консультация.
- Анкетирование.
- Лекции, беседы.
- Совместная деятельность родителей и их детей.
IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
№ п/п |
Критерии эффективности |
Показатели |
Методика изучения |
1. |
Воспитанность учащихся |
|
|
2. |
Обогащение позитивного социального опыта |
|
|
3. |
Качество жизни детей и подростков |
|
модифицированная шкала Пирс-Харрис |
4. |
Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе |
|
|
5. |
Снижение тревожности и повышение психологической компетентности. |
|
|
6 |
Репутация КГООУ “Железногорская санаторно-лесная школа” в окружающем социуме и системе краевого и городского образования |
|
|