Система воспитательной работы с учащимися индивидуального надомного обучения "Капелька надежды"

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство, Социальная педагогика


I. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

В группе 19 учеников (2 – 11 классы). Все дети IV – V группы здоровья (ДЦП; врожденная оперированная гидроцефалия, полиэндокринный синдром, опухоли головного мозга и др.).

Эти дети и подростки часто живут с мыслью о том, что у них нет будущего, а это, в свою очередь, значительно снижает уровень познавательного интереса и социального мотива учения. Самооценка крайне снижена. Интересы ограниченны. Внеучебная деятельность не интересует. У отдельных детей наблюдаются грубые нарушения эмоционально-волевой сферы, отсутствие коммуникативных навыков, несформированность осознания своей социальной роли как ученика, отсутствие осознанного выбора будущей профессии; отмечается повышенная утомляемость, тревожность. Их возможности в общении со сверстниками, в приобретении навыков установления межличностных отношений, в самореализации ограниченны.

Анализ общегрупповых мероприятий показал, что у этих детей большая потребность в общении со сверстниками, однако коммуникативные навыки сформированы недостаточно.

II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Цель: Формирование и саморазвитие личности ученика, ориентированного на социальный успех, на реализацию личного стремления найти дело своей жизни;

Задачи: Создание условий для:

  • реализации потенциальных возможностей учащихся, их индивидуального самовыражения;
  • формирования познавательного и социального мотивов учения;
  • формирования навыков социального поведения и установления межличностных отношений;
  • активизации творческого потенциала;
  • духовного роста;
  • реализации потребности ученика в профессиональном самоопределении;
  • пересмотра больным ребенком жизненных ценностей и приоритетов;
  • формирования осознания своей самоценности и равнозначности в поле человеческого сообщества.

Система воспитательной работы направлена на достижение следующих результатов:

– сформированность навыков социального поведения и установления межличностных отношений;

– сформированность познавательного и социального мотивов учения;

– духовное развитие;

– проявление творческой активности;

– готовность к профессиональному самоопределению;

– самореализация и саморазвитие;

– сознание своей самоценности и равнозначности.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

  • Принцип природосообразности – образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психическими особенностями, способностями, склонностями. Сравнение ребенка допускается только с ним самим. Осуществление этого принципа обеспечивает здоровье, гармонию, прочные знания в соответствии с запросами личности.
  • Принцип педагогики сотрудничества – сохранение психологической комфортности, коммуникабельности, чуткости, отзывчивости, демократичности для достижения относительно высоких результатов в развитии, образовании, оздоровлении с целью успешной социализации детей.
  • Принцип самоактуализации – реализация потребности в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; побуждение и поддержание стремления учащихся к развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  • Принцип индивидуальности – создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося.
  • Принцип выбора – предоставление возможности выбора, без которого невозможно развитие индивидуальности и самоактуализации ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации оздоровительно-образовательного и воспитательного процесса.
  • Принцип здоровьесберегающей направленности – учитывать конкретного человека и законы его индивидуального развития – “Познай себя, сотвори себя”. Научить учащихся самих заботиться о своем здоровье, сформировать у них установку на сбережение своего здоровья. Воспитывать ответственность за себя через знание и умение творить свое тело, свой дух, свой разум.
  • Принцип коллегиальности и толерантности – обеспечение участия в организации оздоровительного, образовательного и воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов и других специалистов.

III. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для реализации поставленных целей используются следующие средства:

– Проект социального педагога “Создание условий для сбережения качества жизни и формирования осознания качества жизни”.

– Индивидуальные проекты на учащихся. Темы проектов определяются проблемами учащихся.

– Ежемесячное планирование воспитательной работы, включающее общешкольные и городские мероприятия.

– Перспективное планирование воспитательной работы на четверть.

– Разработка и реализация индивидуальных программ развития.

– Сотрудничество с семьей и педагогами: разработка программы оказания психолого-педагогической поддержки семье в вопросах воспитания детей и подростков, поиск оптимальных форм взаимодействия с учителями и узкими специалистами (психологом, логопедом, сурдопедагогом, врачом – мини-консилиумы, школьные ПМПк) в вопросах воспитания и обучения.

Содержание воспитательной работы:

  1. Часы развивающего досуга (2 часа в неделю):
    • анкетирование;
    • беседа;
    • интерактивные игры;
    • развивающие игры;
    • тренинги;
    • проектная деятельность и др.
  2. Участие учеников в общешкольных мероприятиях:
    • тематические классные часы;
    • конкурсы, викторины;
    • тематические недели;
    • часы по интересам и др.
  3. Связь с внешкольными учреждениями: МВЦ, ЦД, детская библиотека им. Гайдара, ДЮСШ, ДШИ, ДХШ.
  4. Издание учащимися познавательного сборника “Мир вокруг нас”, художественно-публицистического журнала “Родничок”, сборника творческих работ “Умники и умницы”.
  5. Школьные СМИ (статьи, заметки)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

С целью реализации поставленных целей и задач разрабатываю индивидуальные программы развития.

Программа “Сотвори себя” или “Как избежать проблем”

Цели и задачи:

1. Научить подростков

– выходить из конфликтов без потерь или с наименьшими потерями;

– общаться так, чтобы к ним прислушивались и принимали во внимание то, о чем они говорят;

– направлять беседу в нужное русло;

– убедительно говорить, эффективно доказывая свою точку зрения;

– лучше разбираться в людях.

2. Помочь избавиться от проблем в общении, познав себя и причины своих проблем.

Формируемые компетентности:

  1. Адекватная самооценка.
  2. Уверенность в себе.
  3. Умение говорить, используя вербальные и невербальные сигналы.
  4. Умение слушать.

Эта программа только для девушек 15-18 лет, рассчитана на 10 часов, методически оснащена: материал каждого занятия, состоящий из практических заданий, распечатан на каждого ученика.

Программа “Этот сложный, сложный мир”

Цели и задачи:

1.Научить подростков

– ориентироваться в современном мире;

– осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни;

– бережно относиться к своему здоровью и природе;

– общаться с близкими людьми и друзьями;

– ответственности за себя и близких людей.

Формируемые компетентности:

1. Готовность к выбору жизненных ценностей.

2. Умение планировать свою деятельность.

3. Адекватная самооценка.

4. Ответственность за свое здоровье.

5. Гуманное отношение к природе.

Программа для девушек и юношей 15-18 лет, рассчитана на 14 часов, методически оснащена.

Программа “Формирование навыков социального поведения, межличностного взаимодействия”

Цели и задачи:

1. Формирование адекватной самооценки.

2. Формирование способности анализировать свое поведение.

3. Формирование навыков межличностного взаимодействия.

Формируемые компетентности:

  1. Способность анализировать свое поведение.
  2. Самостоятельно принимать правильные решения, понимать смысл ситуации, ее содержание.
  3. Умение выявлять противоречия и разрешать их в реальных жизненных ситуациях.
  4. Адекватная самооценка.
  5. Умение учитывать и анализировать вербальные и невербальные признаки развития ситуации общения.

Программа рассчитана на 24 часа.

Программа “Наука думать для больших и маленьких”

Цели и задачи:

1. Развитие творческого воображения.

2. Знакомство с законами диалектики и их практическое применение.

3. Выявление закономерностей развития окружающего мира, осваивая язык и поведение в обществе.

4. Научить мыслить системно с пониманием происходящих закономерностей.

5. Способствовать появлению собственных решений, точки зрения.

Формируемые компетентности:

1. Самостоятельно находить компромиссный вариант решения проблемы.

2. Способность осознавать необходимость выбора.

3. Умение решать противоречия.

4. Сформированность понятий о социальных отношениях.

5. Умение видеть и понимать красоту.

6. Способность анализировать природу вещества или явления.

7. Анализ, моделирование и сочинение сказок.

8. Навыки адекватного поведения в обществе.

Программа составлена для учащихся 1 – 3 классов, построена на материале

стилизованной сказки “Колобок” с применением элементов ТРИЗ, рассчитана на 45 часов.

Программа курса профильной ориентации

“Познай себя”

Цели и задачи:

  1. Способствовать самоопределению учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10 -11 классах.
  2. Формировать у учащихся:

– умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;

– осознание собственных индивидуальных особенностей.

3. Актуализация проблемы выбора профильного обучения.

Формируемые компетентности:

  1. Построение личной программы совершенствования логического, практического и творческого мышления.

2. Построение личной программы “К чему нужно стремиться при выражении эмоций”.

  1. Моделирование заданной профессии по заданным признакам.
  2. Построение личного профессионального плана.

Программа составлена для учащихся 7-9 классов, рассчитана на 21 час, методически оснащена.

Программа “Экология”

Цели и задачи:

  1. Сформировать

– экологическое мышление,

– экологические знания,

– экологически оправданное поведение.

Формируемые компетентности:

  1. Выражение экологической культуры.
  2. Проект “Что может сделать один”.

Программа составлена для учащихся 5–11 классов, рассчитана на 10 часов, методически оснащена.

Программа “Я выбираю…”

Цели и задачи:

  1. Создание престижа здорового образа жизни.
  2. Расширение представлений подростков о негативных последствиях
  3. наркотизации.

  4. Ознакомление подростков с эффективными способами реализации своих потребностей, обеспечивающих им успешную социальную адаптацию.

Формируемые компетентности:

  1. Осознание опасности знакомства с наркогенными веществами.
  2. Критическое отношение к рекламе алкогольных напитков.
  3. Осознание опасности курения.
  4. Ответственность за свое здоровье.

Программа составлена для учащихся 4–11 классов, рассчитана на 12 часов, методически оснащена.

Программа оказания психолого-педагогической поддержки семье в воспитании детей и подростков

Цели и задачи:

  1. Обозначить актуальные проблемы воспитания детей и подростков.
  2. Всесторонне раскрыть особенности подросткового возраста.
  3. Профилактика отрицательного воздействия среды на детей и подростков.

Формы и методы реализации программы:

  1. Родительское собрание.
  2. Индивидуальная консультация.
  3. Анкетирование.
  4. Лекции, беседы.
  5. Совместная деятельность родителей и их детей.

IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

№ п/п

Критерии эффективности

Показатели

Методика изучения

1.

Воспитанность учащихся

  • Сформированность нравственной направленности, социально-активной личности.
  • Наблюдение.
  • Методика изучения воспитанности М.И. Шиловой. (приложение 2)

2.

Обогащение позитивного

социального опыта

  • Наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  • Развитость коммуникативной культуры.
  • Портфолио школьника.
  • Педагогические наблюдения.

3.

Качество жизни детей и подростков

  • Поведение
  • Интеллектуальный и школьный статусы
  • Внешность
  • Тревожность
  • Популярность
  • Счастье и удовлетворенность
  • Здоровье
  • Психосоциальный статус

модифицированная шкала Пирс-Харрис

4.

Сформированность благоприятного нравственно-психологического климата в школьном сообществе
  • Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью школы.
  • Диагностические методики Е.Н. Степанова.
  • Анкеты для учащихся 5-8, 9-11 классов, для родителей, педагогов (приложения 3, 4, 5, 6).

5.

Снижение тревожности и повышение психологической компетентности.
  • Отсутствие.
  • Нормальная.
  • Повышенная.
  • Тревожная.
  • Метод опроса и наблюдение (привлечение психологов).

6

Репутация КГООУ “Железногорская санаторно-лесная школа” в окружающем социуме и системе краевого и городского образования
  • Усвоение учащимися образовательных программ.
  • Участие педагогов и учащихся в городских смотрах, конкурсах, соревнованиях.
  • Имидж школы.
  • Методы статистического анализа.
  • Наблюдение.
  • Социологический опрос по итогам года.