Для работы в классе мною образованы пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по разному эмоционально окрашенные:
- предназначенные для общения и для уединения;
- предназначенные для подвижных занятий и для спокойной работы и общения;
- предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений.
Дети с самого начала своей школьной жизни участвуют в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-пространственной среды. Это дало детям ценный опыт творческого преобразования действительности. Разумеется, вся работа делается в присутствии учителя, его участии и незаметного направления преобразования.
Помещение класса поделено на контрастно оформленные пространства - учебное и игровое. Одно из них (игровое) служит для сюжетных и подвижных игр в перерывах между занятиями, отражает внешкольную жизнь детей и их увлечения (рисунки, выставки поделок и прочее), может быть использовано для клубной работы с детьми в более старших классах, проведение кружков и т.д. Другое - устроено более привычным для традиционной школы образом и является основным местом разворачивания учебного процесса.
Детям разрешается во время урока переходить в игровое пространство, закончив работу.
Теперь хочу раскрыть, как работают на учени5ков пространства учебной комнаты. В учебном пространстве класса размещаются:
- столы для индивидуальной работы детей, которые можно легко переставлять, объединяя для групповой работы или отодвигая так, чтобы можно было всем сесть в круг для неформального общения (схема 1);
- стол учителя, который он занимает во время консультаций;
- шкафы с раздаточным и дидактическим учебным материалом, которым дети пользуются по мере необходимости и желанию;
- учебные книги и энциклопедическая литература, необходимые для дополнительных работ, самостоятельного поиска нужной информации;
- место ответственного действия ученика и учителя - это традиционная площадка у доски (символически оформленное место). Пробовала оформить кафедру, но ребенку 7 - 8 лет психологически трудно как бы отделиться от ровесников. Он становится скованным; пришлось пока отказаться от этой детали;
- центральная доска, место, где мы учимся советовать и советоваться, выносим условия заданий, детали анализа и окончательные результаты решения задач;
- в первом классе использовались индивидуальные доски, на которых дети пробовали найти решения задач, по русскому языку показать орфографическую задачу, отрабатывали орфографический режим. Замечательно прослеживалась связь учитель - ученики - класс;
- выставка ученических работ, которая служит не для оценивания достижений или ошибок; дети радовались успехам своим личным и одноклассников, сопереживали неудачи.
Для создания учебного сообщества:
- формировала ценность совместной работы “Мы спорим друг с другом в нахождении общего решения, помогаем друг другу найти нужный ответ, учимся”;
- подбирала задания, требующие прямого обращения
друг к другу:
“Выучи имена одноклассников за своим столом и представь их классу”.
“Какая любимая игра у твоего соседа по столу?”
“Что он любит рисовать?” - все это дало детям возможность быстрее познакомиться, сблизиться или наоборот отдалиться. Были просьбы пересесть за другой стол, заменить соседа по столу, не вызывая чувство обиды. К концу первого полугодия дети уже знали друг друга по именам и фамилиям, узнавали номера телефонов, перезванивались, вовлекали в игры детей стеснительных, склонных к уединению. Не было навязчивости. - вводила первые правила совместной работы (на заданный учителем вопрос предлагалось “Обговорите ответ группой, с соседом, посоветуйтесь. Жду общего ответа, но услышу и каждого”, “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ответ заранее подготовлен”, “Отвечать можно с места, сидя, поочередно, дополняя друг друга” и др. варианты.
- вводила первые правила “этикета” совместной работы: поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить: “Мы думаем”, “Мы считаем” (не исключая и “Я думаю”, “Я считаю”). Выявлялось полнота совместного ответа, решения, радуемся точно найденному ответу, слову. Поощряется и детьми и учителем оригинальность ответа;
- постепенно наращивала число, длительность и сложность заданий, которые дети выполняют сообща. В первую очередь это были собственно учебные задания на уроках математики и русского языка, а также по трудовому обучению (в составлении тематических коллажей);
- постепенно переходили от работы вдвоем к работе в малых группах (4, 6, 8 человек);
- наращивала навыки сотрудничества, учила детей, как можно узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как поддерживать хорошее настроение партнеров (для этого использовали ленту настроения), как приглашать к сотрудничеству, как отказываться от сотрудничества.
Формирование умения слушать и слышать, проверять свое понимание составляет основу человеческого общения и взаимодействия и должно воспитываться особо.
Игровое пространство включает в себя возможность частично заполнить динамическую паузу; поиграть в подвижные и настольные игры. Игровой столик, детские стульчики объединяют детей для спокойных настольных игр, полепить из пластилина, поработать с конструктором и трансформером.
Напольный ковер дает детям возможность покувыркаться, подвигаться, делать гимнастические упражнения. Подвижный диск помогает детям укреплять вестибулярный аппарат, координирует движение. Гимнастические счёты, коробочка с морской солью хорошо массирует стопу ребёнка.
На ковровом пятачке проводились деловые инсценированные игры “Утро в моей семье”, “Фотография класса”, “Досуг в семье” и т.д.
Думаю, что я добилась определённых успехов. Дети в школу идут с желанием (по словам родителей и детей). Школа для них не только источник знаний, но и общение с детьми, возможность проявить себя, получить пока не оценку, но устное поощрение учителя, показать, что они не только растут, но и взрослеют.