Задачи:
- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи у детей;
- упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений;
- уточнить и расширить знания детей о признаках весны;
- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать воображение, конструктивные способности, мелкую моторику;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, эмпатию.
Активизация словаря:
снег рассыпчатый, мокрый, липкий; ручейки говорливые, журчащие.
Оборудование:
шляпа, солнечный зайчик, игрушка снеговик, снеговики - воротики для воздушной струи, грузовик, таз со снегом, сюжетные картинки, варежки, березка, предметные картинки с признаками весны, скворечник, разрезные кораблики, голубые ленты-ручейки, камушки, горка, санки, трубочки для коктейля, ватные шарики, шкатулка с листочками, магнитофонная запись.
Ход занятия
Оргмомент
Педагог вращает в руке солнышко, проходя с детьми в группу:
– Куда нас зовет солнышко? Оно приглашает в группу. У нас гости!? Доброе утро! Давайте улыбнемся друг другу и пусть эти улыбки согревают нас своим теплом.
Игровой прием: “живая шляпа”. Обращает внимание на шляпу, которая двигается (тянет ее за леску).
П - Что же это, ребята?
Д – шляпа.
П - Это живая шляпа?! Что под ней может быть?
Д - …
П – (дает подсказку) Прыгает по стенам и потолку... Похож на солнышко.
Д - …
П - (предлагает ребенку поднять шляпу) А вот и сам солнечный зайчик! Будем знакомы. Я – Ольга Александровна. А ты кто? (дети знакомятся с солнечным зайчиком, поглаживая его, а также знакомятся гости).
- Какой Солнечный зайчик?
Д - пушистый, мягкий, желтый…
П - От солнечного зайчика нам стало тепло, радостно, ведь наступила весна.
- А кому грустно от того, что ярко светит солнышко?
Д - …
П - Может картинки нам подскажут? (на мольберте сюжетные картинки: солнышко, грустный снеговик, птички).
Д – снеговику…
П - Какое время года любит снеговик?
- А за что вы любите зиму?
Д - … катаемся на санках, лепим снеговика, играем в снежки, за пушистый снег, красивую природу…
П - Я приглашаю покататься на саночках вот с этой большой горы:
- те, кого охватит страх, произносит слово “Ах”…
– у кого захватит дух, произносит слово “Ух”…
– кто встречается с бедой, произносит слово “Ой”… (берет саночки и показывает, как катиться с горки, привлекает детей).
Звучит музыка – шум ветра.
Дыхательная гимнастика. Игра “Ветерок”
П – Как мы весело катались с горки , сам ветерок захотел с нами поиграть. (на столах стоят снеговики - воротики, трубочки для коктейля, ватные шарики) Посмотрите как он задувает шарики в воротики (Показ, дети играют).
- Какой ветерок?
Д - сильный, холодный, быстрый, озорной…
П - Как здорово мы поиграли!! А Снеговику невесело. У меня есть волшебные варежки (все одевают варежки). Чтобы он не грустил, слепим ему друзей.
- Из чего можно слепить?
Д - Из теста, песка, глины, снега.
П- (снимает салфетку с тазика со снегом) А наших друзей комочков из чего мы слепим?
Д - Из снега.
П - Снег какой?
Д - Белый, холодный, мягкий.
П – Когда снег хорошо лепится, какой он?
Д - Липкий, мокрый, влажный (активизация словаря)
П (предлагает детям лепить комочки )
П - Друзей слепили, а Снеговику грустно. Почему?
Д - …боится солнышка, может растаять.
П - Как можно спасти Снеговика?
Д - …заморозить, поставить в холодильник, увезти на машине на Северный полюс (дети ставят Снеговика и кладут снежные комочки в машину, увозят).
П - Что мы пожелаем Снеговику на прощание?
Д - …Мы будем ждать встречи в следующем году… До свидания… Мы будем скучать… До следующей зимы…
П - На смену зиме пришла весна - красна. Она подарила нам шкатулку. А что же в ней? (Открывает шкатулку.)
Д - Зеленые листочки
П - Выберите и повесьте на березку листочки только с признаками весны.
Д – (дети выбирают соответствующую картинку).
П - А почему ты выбрал этот листочек?
Д - Весной бегут ручейки, снег тает, набухают почки, прилетают птицы, медведь просыпается в берлоге, появляются первые цветы - подснежники…
П – Какая наша березка стала красивая!
- А почему эти листочки не выбрали? (листочки с картинками - листопад, цветы, дети купаются).
Д - Потому что на них другое время года.
П - Ребята, что это за домик на березе, для кого он?
Д - Для скворца.
П – Прислушайтесь! Может, в нем кто-то поселился? Не слышно.
- Почему он пустой?
Д – Потому что птицы еще не прилетели.
П - А каких птиц мы ждем?
Д - Скворца, грача, гусей, уток…
П - Какие это птицы?
Д - Перелетные.
П - Умницы, вы готовы к встрече с птицами!
(Звучит спокойная весенняя музыка)
Релаксация “Солнечный зайчик”
П - Сядьте поудобнее, расслабтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Зажмурьте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладил нос, щечки, подбородок, коснулся ваших рук, ног. Он любит и ласкает вас. Откройте глаза, глубоко вздохните и улыбнитесь друг другу.
Раскладываю ленты-ручейки и тарелочки с частями кораблика на каждого ребенка.
П - Ой, да какие здесь ручейки бегут, говорливые, журчащие (повторение с детьми слов).
А еще какие?
Д - быстрые, прозрачные, звонкие, шумные, веселые, радостные…
П - А чтобы ручейкам было веселее, пустим кораблики. Мы сами их соберем (дети собирают из частей цветного картона кораблики).
П – Куда сбегаются ручейки?
Д - В речку, море, океан, озеро.
П - Пожелайте своему кораблику счастливого пути.
Д - Счастливого пути! Счастливого плаванья!…
П - Я сердечно рада за вас, горжусь вами, вы великолепно играли! У нас все здорово получилось. А это - камушек на удачу.
(Звучит музыка М.Шаинского)
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.