Модель познавательного занятия "Весенняя мозаика" в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • продолжать совершенствовать диалогическую форму речи у детей;
  • упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений;
  • уточнить и расширить знания детей о признаках весны;
  • формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать воображение, конструктивные способности, мелкую моторику;
  • воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, эмпатию.

Активизация словаря:

снег рассыпчатый, мокрый, липкий; ручейки говорливые, журчащие.

Оборудование:

шляпа, солнечный зайчик, игрушка снеговик, снеговики - воротики для воздушной струи, грузовик, таз со снегом, сюжетные картинки, варежки, березка, предметные картинки с признаками весны, скворечник, разрезные кораблики, голубые ленты-ручейки, камушки, горка, санки, трубочки для коктейля, ватные шарики, шкатулка с листочками, магнитофонная запись.

Ход занятия

Оргмомент

Педагог вращает в руке солнышко, проходя с детьми в группу:

– Куда нас зовет солнышко? Оно приглашает в группу. У нас гости!? Доброе утро! Давайте улыбнемся друг другу и пусть эти улыбки согревают нас своим теплом.

Игровой прием: “живая шляпа”. Обращает внимание на шляпу, которая двигается (тянет ее за леску).

П - Что же это, ребята?

Д – шляпа.

П - Это живая шляпа?! Что под ней может быть?

Д - …

П – (дает подсказку) Прыгает по стенам и потолку... Похож на солнышко.

Д - …

П - (предлагает ребенку поднять шляпу) А вот и сам солнечный зайчик! Будем знакомы. Я – Ольга Александровна. А ты кто? (дети знакомятся с солнечным зайчиком, поглаживая его, а также знакомятся гости).

- Какой Солнечный зайчик?

Д - пушистый, мягкий, желтый…

П - От солнечного зайчика нам стало тепло, радостно, ведь наступила весна.

- А кому грустно от того, что ярко светит солнышко?

Д - …

П - Может картинки нам подскажут? (на мольберте сюжетные картинки: солнышко, грустный снеговик, птички).

Д – снеговику…

П - Какое время года любит снеговик?

- А за что вы любите зиму?

Д - … катаемся на санках, лепим снеговика, играем в снежки, за пушистый снег, красивую природу…

П - Я приглашаю покататься на саночках вот с этой большой горы:

- те, кого охватит страх, произносит слово “Ах”…

– у кого захватит дух, произносит слово “Ух”…

– кто встречается с бедой, произносит слово “Ой”… (берет саночки и показывает, как катиться с горки, привлекает детей).

Звучит музыка – шум ветра.

Дыхательная гимнастика. Игра “Ветерок”

П – Как мы весело катались с горки , сам ветерок захотел с нами поиграть. (на столах стоят снеговики - воротики, трубочки для коктейля, ватные шарики) Посмотрите как он задувает шарики в воротики (Показ, дети играют).

- Какой ветерок?

Д - сильный, холодный, быстрый, озорной…

П - Как здорово мы поиграли!! А Снеговику невесело. У меня есть волшебные варежки (все одевают варежки). Чтобы он не грустил, слепим ему друзей.

- Из чего можно слепить?

Д - Из теста, песка, глины, снега.

П- (снимает салфетку с тазика со снегом) А наших друзей комочков из чего мы слепим?

Д - Из снега.

П - Снег какой?

Д - Белый, холодный, мягкий.

П – Когда снег хорошо лепится, какой он?

Д - Липкий, мокрый, влажный (активизация словаря)

П (предлагает детям лепить комочки )

П - Друзей слепили, а Снеговику грустно. Почему?

Д - …боится солнышка, может растаять.

П - Как можно спасти Снеговика?

Д - …заморозить, поставить в холодильник, увезти на машине на Северный полюс (дети ставят Снеговика и кладут снежные комочки в машину, увозят).

П - Что мы пожелаем Снеговику на прощание?

Д - …Мы будем ждать встречи в следующем году… До свидания… Мы будем скучать… До следующей зимы…

П - На смену зиме пришла весна - красна. Она подарила нам шкатулку. А что же в ней? (Открывает шкатулку.)

Д - Зеленые листочки

П - Выберите и повесьте на березку листочки только с признаками весны.

Д – (дети выбирают соответствующую картинку).

П - А почему ты выбрал этот листочек?

Д - Весной бегут ручейки, снег тает, набухают почки, прилетают птицы, медведь просыпается в берлоге, появляются первые цветы - подснежники…

П – Какая наша березка стала красивая!

- А почему эти листочки не выбрали? (листочки с картинками - листопад, цветы, дети купаются).

Д - Потому что на них другое время года.

П - Ребята, что это за домик на березе, для кого он?

Д - Для скворца.

П – Прислушайтесь! Может, в нем кто-то поселился? Не слышно.

- Почему он пустой?

Д – Потому что птицы еще не прилетели.

П - А каких птиц мы ждем?

Д - Скворца, грача, гусей, уток…

П - Какие это птицы?

Д - Перелетные.

П - Умницы, вы готовы к встрече с птицами!

(Звучит спокойная весенняя музыка)

Релаксация “Солнечный зайчик”

П - Сядьте поудобнее, расслабтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Зажмурьте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладил нос, щечки, подбородок, коснулся ваших рук, ног. Он любит и ласкает вас. Откройте глаза, глубоко вздохните и улыбнитесь друг другу.

Раскладываю ленты-ручейки и тарелочки с частями кораблика на каждого ребенка.

П - Ой, да какие здесь ручейки бегут, говорливые, журчащие (повторение с детьми слов).

А еще какие?

Д - быстрые, прозрачные, звонкие, шумные, веселые, радостные…

П - А чтобы ручейкам было веселее, пустим кораблики. Мы сами их соберем (дети собирают из частей цветного картона кораблики).

П – Куда сбегаются ручейки?

Д - В речку, море, океан, озеро.

П - Пожелайте своему кораблику счастливого пути.

Д - Счастливого пути! Счастливого плаванья!…

П - Я сердечно рада за вас, горжусь вами, вы великолепно играли! У нас все здорово получилось. А это - камушек на удачу.

(Звучит музыка М.Шаинского)

С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.