Цели: обобщить знания детей, полученные в процессе изучения темы “Организм человека” по учебнику И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриевой “Естествознание”, развивать быстроту мышления, сообразительность, умение использовать полученные знания, пробуждать интерес к своему организму, желание беречь и охранять здоровье.
Оборудование: таблицы внутренних органов тела человека, карточки с названиями органов дыхания, органов пищеварения, скелета, бочонки с номерами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Учитель: Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: бегать не уставая, плавать быстрее других ребят, чтобы тебя не мучила головная боль или бесконечный насморк, от которого глаза покраснели, и нос распух. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. А вот плохое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.
Как же сохранить свое здоровье на долгие годы? Для этого каждый должен знать, как устроен человек, как работает его сложный организм, с юных лет нужно заботиться о своем здоровье, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, не вредить своему здоровью.
3. Сообщение темы и цели.
Ребята, в течение года мы с вами изучали как работает такая сложная машина, как человек, и сегодня вы должны применить свои знания в нашей познавательной игре, тема, которой “Человек и здоровье”. Правила игры знакомы вам по телевизионной игре “Счастливый случай”.
4. Построение команд, обмен приветствиями, выбор названий.
5. Представление членов жюри.
1 ТУР. Разминка.
Учитель поочередно задает командам вопросы, на подготовку дается 1минута.
За правильный ответ ставится по 1 баллу, в случае неверного ответа команде соперников дается возможность заработать очко.
1. команда | 2. команда |
1. Из чего состоит тело человека? 2. Благодаря чему человек может нагибаться, кувыркаться, бегать, прыгать? 3. Для чего человеку нужна нервная система? |
1. Что составляет опору
человеческого тела? 2. Что необходимо человеку для жизни? 3. Что более утомительно для человека стоять или ходить? |
2 ТУР. Домашнее задание.
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Физкультминутка.
1команда проводит разминку для глаз “Страшилки” (приложение 1)
3 ТУР. “Заморочки из бочки”.
На доске “бочонки” с номерами, на обратной стороне “бочонка” записан вопрос. Команды по очереди выбирают “бочонок”, читают вопрос и отвечают. На подготовку дается 1минута, за правильный ответ-1балл.
1 вопрос.
Из каких частей состоит тело человека?
2 вопрос.
Какие клетки входят в состав крови?
3 вопрос.
Как движется кровь по кровеносным сосудам и через сердце?
4 вопрос.
Назови типы зубов у человека.
5 вопрос.
Назови органы чувств у человека.
6 вопрос.
Из чего состоит наша пища?
Физкультминутка.
2 команда проводит разминку “Пчела”. (приложение 2)
4 ТУР. “Восстанови цепочку”.
Команды получают карточки с написанными на них органами дыхания и пищеварения. Их задача – расположить органы в том порядке, в каком они находятся в организме.
Правильный ответ:
Нос Трахея Бронхи Легкие
Рот Пищевод Желудок Кишечник
5 ТУР. “Кто быстрее?”.
Команды получают конверты с карточками, на которых написаны названия костей скелета человека. Задание – как можно быстрее собрать скелет человека.
Рисунок 3.
6 ТУР. “Темная лошадка”
Командам поочередно читаются отрывки из текста учебника. Дети должны ответить, о каком ученом идет речь и какое открытие он сделал.
1 команда – стр. 90 И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриева “Естествознание”.
В Голландии в XVII веке жил простой торговец. Днем он продавал в лавке сукно, а вечером и в праздники, когда все отдыхали, изучал удивительные свойства шлифованных стекол. Божья коровка медленно ползла по тонкой травинке. Но стоило посмотреть на нее через выпуклое стекло –происходило чудо. Маленькое существо превращалось в пятнистого великана, а травинка в толстую палку. Однажды он рассмотрел под большим увеличением каплю воды из лужи и увидел там целый мир удивительных живых существ. Он назвал их “маленькими животными” …(Ответ: Антони Ван Левенгук - изобрел микроскоп и первым увидел микробов)
2 команда – стр. 71 “Естествознание”
Польский ученый проводил опыты с голубями. Он кормил птиц белым очищенным рисом. Через некоторое время страшные судороги сводили их лапки и запрокидывали головы. Но стоило больному голубю ввести немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из отрубей, как он начинал поправляться
И вскоре он становился совсем здоровым. Ученому стало ясно, что он владеет таинственным веществом, без которого невозможна жизнь. Ученый так и назвал это вещество –жизнь. К открытию этого вещества его привели поиски причин, вызывающих у людей похожую болезнь под названием бери-бери. Ею страдали
Мореплаватели или люди, лишенные свежих овощей или фруктов …
(Ответ: Польский ученый Функ, открыл витамины, “вита”-жизнь. )
7 ТУР. “Гонка за лидером”.
Команды отвечают на вопросы, учитель засекает время.
За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
Команде, показавшей лучшее время – 1 балл.
Команде, ответившей на большее количество вопросов - 1 балл.
Вопросы 1 команде:
1. Как называют распорядок дня? (режим).
2. Что укрыто в черепной коробке? (мозг).
3. Какую часть тела назвали в честь маленького животного? (мышцы).
4. Правильное положение тела в пространстве? (осанка).
5. Сколько зубов у человека?(32)
6. Кого называют “вредными невидимками”? (микробы).
7. Какое яблоко нельзя съесть? (глазное).
8. Какие животные являются чемпионами слуха? (дельфины, киты, летучие мыши).
9. Люди, которые рано встают и рано ложатся спать? (жаворонки).
10. Самый лучший отдых для мозга? (сон).
Вопросы 2 команде:
1. Утренняя гимнастика…(зарядка).
2. Сердце взрослого человека размером с…(кулак).
3. Какой орган человеческого тела называют и “фильтром”, и “сторожевым псом”, и “печкой”? (печень).
4. Что в организме человека сравнивают с компьютером? (мозг).
5. В ухе человека есть стремя, наковальня и…(молоточек).
6. Назови орган вкуса…(язык).
7. Какое животное терпеть не может сладкого? (кошка).
8. Какая улитка не может ползать? (ушная).
9. Люди, которые поздно встают и поздно ложатся спать? (совы).
10. Фрукты, овощи, зелень содержат много …(витамина С).
Сравнивается время, и подсчитываются очки.
6. Подведение итогов игры.
7. Награждение победителей.