Я хочу предложить вашему вниманию урок домашнего чтения. Уроки домашнего чтения, на мой взгляд, очень важны. Они направлены, с одной стороны, на то, чтобы помочь учащимся разобраться в не всегда простом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить его. С другой стороны, уроки домашнего чтения помогают учащимся сформировать умение анализировать и грамотно передавать содержание прочитанного.
Часто ребёнок, прочитав рассказ, не может объяснить собственные эмоции и впечатления от прочитанного произведения, не может осознать глубины проблем, поднимаемым автором. Использование технологии критического мышления помогает мне включать и использовать личный, пусть совсем небольшой жизненный опыт учащихся в работе на уроке. А это в свою очередь способствует тому, что у моих учеников появляется собственный путь осмысления и анализа художественных произведений. В качестве примера предлагаю проект урока домашнего чтения в 8 классе на основе рассказа Д.Лондона “Brown Wolf”приложение
Цели урока:
- Образовательная цель: познакомить учащихся с творчеством Д. Лондона.
- Практическая цель: формировать у учащихся умение осмысливать и анализировать художественное произведение.
- Воспитательная цель: помочь учащимся задуматься о трудности нравственного выбора.
Исходный уровень:
- Учащиеся прочитали рассказ и хорошо знают его содержание;
- Учащиеся владеют навыками устной речи на хорошем уровне.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Критерии |
I Стадия вызова | 1)Учитель предлагает учащимся
поговорить о Д. Лондоне, его судьбе, его
творчестве. When and where J. London live? Have you read any of his stories? What were they about? What were the characters like? What do you know about him and his life? Which of London’s novels are considered to be word-famous’. 2) Затем учитель предлагает начать работу с текстом рассказа“Brown Wolf” и даёт задание придумать “тонкие” вопросы по содержанию текста с тем, чтобы актуализировать свои знания и впечатления о рассказе.
3) После этого учитель просит учащихся придумать “толстые” вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.
4) Далее учитель предлагает учащимся подумать о том, что же нужно сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы. |
Учащиеся поддерживают разговор,
отвечают на вопросы.
Учащиеся задают вопросы: Who are the characters of the story? When does the action of the story take place? When did the Irvines live? When did they find the dog? Was it easy to win the dog’s love? What was Skiff Miller? Where did he come from? What did he tell the Irvines about the dog? Was it difficult for the dog to make the choice? Учащиеся предлагают свои вопросы: Why did Brown Wolf go with Miller? Was his choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of this story? Затем учащиеся рассматривают предложенные вопросы и выбирают наиболее важные. Учащиеся предлагают пути решения проблемы: - We should understand what thought about the Irvines and Skiff Miller and what he felt; - We should aralyse his feelings and thoughts; - We should imagine ourselves in the dog’s place and see the problem with his eyes. |
Класс поделён на группы, каждая из которых задаёт вопросы в порядке очерёдности, стараясь не повторяться. Право задавать следующий вопрос получает группа, которая правильно ответила на последующий вопрос.
Группам даётся некоторое время, чтобы обсудить и выбрать вопросы, с которыми согласны все. |
II Стадия осмысления содержания. | 1) Учитель предлагает учащимся
поработать в группах. Сначала они получают
задание заполнить кластеры, подобрав по
несколько слов (фраз) на каждый пункт схемы, а
затем составить два синквейна “The Irvines”и “Skiff
Miller”, от имени серого волка, с которым все в
группе будут согласны. If you were Brown Wolf what cinquaines would you make about the Irvines and Skiff Miller? Try to show the difference between the dog’s attitude towards the Irvines and towards Skiff Miller. How did Brown Wolf understand their roles in his life? What did he feel? What did he think? |
Учащиеся заполняют кластеры.
2) Когда работа в группах завершена, учащиеся представляют свои работы: The Irvines Skiff Miller The Irvines Skiff Miller Skiff Miller |
Если кого-то не устраивает коллективный вариант, он имеет право составить свой собственный. |
III Стадия рефлексии | Учитель предлагает учащимся осмыслить те идеи, которые возникли в процессе работы над синквейнами и ответить, наконец, на “толстые” вопросы, поставленные в начале урока. | Учащиеся формулируют ответы на вопросы, высказывая согласие или несогласие с мнениями своих одноклассников. | Возможна предварительная работа в группах, если учащиеся затрудняются сразу сформулировать ответы на вопросы. |
IV Домашнее задание: Сделайте пересказ текста. Не забудьте выразить своё отношение к выбору Бурого Волка. Обоснуйте свою точку зрения. |