Стимулом к написанию данной работы явилось мое желание поделиться с коллегами умением использовать уже созданные и опубликованные наработки. Стремление изобретать что-то новое – это замечательно, если оно не сводиться к изобретению уже давно придуманного. Использовать в работе хорошие идеи и находки коллег в зависимости от поставленных учебных целей, на мой взгляд, это признак накопленного педагогического мастерства, а не ни умение придумать что-то новое, и уж тем более не плагиат.
Данную мысль я хочу подтвердить на примере использования разработки лабораторной работы по созданию презентации в программе Microsoft PowerPoint опубликованной в журнале “Компьютерные и учебные программы и инновации” №5 за 2005 год.
Я использовала данную лабораторную работу в своей практической деятельности дважды: при проведении открытого урока и по теме: “Работа в MS PowerPoint” и при создании тестового задания НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ “ИНТЕГРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ”, но думаю, что это не предел интерпретации данного материала в зависимости от поставленных учебных целей.
Цели урока: практически познакомиться с основными возможностями программы Microsoft PowerPoint и освоить основные приемами и принципы работы с презентаций.
Задачи урока:
- Методическая: показать эффективность применения компьютерной технологии при изучении темы.
- Учебная: дать знания о мультимедийной компьютерной презентации, об основных возможностях программы Microsoft PowerPoint и дать практические навыки с мультимедийной компьютерной презентацией.
- Развивающая: развивать умение составлять отчет о практической работе, информационную компетентность, алгоритмическое мышление, познавательную активность и стремление к самообучаемости студентов.
- Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, эстетический вкус, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению.
Вид урока: практическое занятие
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Форма проведения урока: беседа с группой, индивидуальная работа за ПК.
Оснащение и методическое обеспечение урока:
- Техническая база: локальная сеть, мультимедийный видеопроектор.
- Программное обеспечение:
- электронная лекция, пример презентации “Устройства ПК”, пака с заготовками графических изображений, MS Windows, MS PowerPoint класс IBM PC;
- практические работы с заданиями,
- доска, маркер.
Литература.
- Симонович С. В., Евсеев Г. А., Специальная информатика. Учебное пособие. М.: АСТ-Пресс: Инфорком-Пресс, 2005.
- Кирмайер М. Мультимедиа / Пер. с нем. СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 2004.
- Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft OfficeХР. СПб.: Питер, 2003.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. — 704 с.
- http://www.rcsz.ru/dooi-ms
- http://www.rcsz.ru/dooi-fm
- http://dooi2004.narod.ru/kopilka.htm
- http://festival@1sept.ru
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Минибеседа о готовности студентов к уроку, создание деловой и доброжелательной атмосферы.
- Постановка целей и задач.
- Фронтальный опрос о программном обеспечении.
- Демонстрация преподавателем примера презентации, постановка задачи на работу с электронным конспектом и практическую работу
- Практическая работа за ПК. Самостоятельное выполнение заданий учащимися.
- Составление и вывод на печать отчетов учащимися.
- Анализ ошибок на примере одной из работ.
- Подведение итогов занятия. Задание к следующему уроку. Рекомендации к его выполнению.
- Заключительный этап урока: отметить наиболее отличившихся студентов, выставить оценки.
- Общая оценка всего урока.
Ход работы
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
Тема нашего занятия: Работа в программе MS PowerPoint. (Презентация)
Вы уже теоретически знакомы с программой MS PowerPoint, сегодня мы начинаем блок практических занятий по работе с этой программой.
Цель нашего занятия: практически познакомиться с основными возможностями программы Microsoft PowerPoint и освоить основные приемами и принципы работы с презентаций. Научиться составлять отчет о практической работе.
Всего в презентации должно быть 8 слайдов.
Все необходимые для выполнения работы изображения хранятся на компьютере в папке Учебные материалы\Практика\Заготовки PowerPoint. Там же находится вариант оформления презентации с тремя первыми слайдами Состав ПК (пример)(Приложений1), файл Сценарий и файл Отчет РР1(Приложение3).
1. Просмотр варианта презентации
Запустите PowerPoint и откройте из папки Учебные материалы\ Практика\ Заготовки PowerPoint презентацию Состав ПК (пример). Просмотрите эту презентацию.
- Как осуществить запуск программы?
- Как загрузить пример?
- Как осуществить запуск презентации?
Обратите внимание на единое оформление всех слайдов. На двух последних слайдах соблюдается структура слайда "Заголовок + Изображение + Пояснение". Заголовки и пояснения оформлены в едином стиле. На третьем слайде новые термины в тексте выделены курсивом. На всех слайдах изображения обрамлены светлой линией.
Давайте подробно познакомимся с тем как реализован пример презентации.
2. Сценарий презентации
Ниже приводится описание всех 8 слайдов презентации.
В примере цвета объектов слайда выбраны для стиля оформления Сумерки. Вы будете создавать презентацию с другим оформлением и вам придется подобрать другие цвета рамок и текста. Стиль оформления слайда, цвета объектов, шрифты заголовков, цвета рамок и текста определите для своей презентации самостоятельно.
Слайд 1
Для заголовка презентации используйте объект WordArt:
Состав персонального компьютера
Рисунок1.
С помощью объекта Надпись в правом нижнем углу подпишите свою работу (“Презентацию выполнил студент группы… Ф.И.О.”). Установите шрифт Arial 28 пт, белый, с тенью.
Сохраните презентацию в своей рабочей папке с именем Презентация1_ Ф.И.О. (Как?).
Слайд 2
Для заголовков и текста пояснений выбран одинаковый для всех слайдов шрифт. Рисункам можно присваивать обрамление.
В качестве шрифта заголовка используйте Arial 48 пт, желтый, курсив, полужирный, с тенью. Цвет шрифта можно установить в окне Формат —> Шрифт.
Второй объект Надпись – для текста Arial 28 пт, белый, с тенью.
Содержимое второго слайда описано в следующей таблице:
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Блоки ПК | Рисунок2 | нет | В состав ПК обязательно входят блоки: 1. Системный блок 2. Монитор 3. Клавиатура 4. Манипулятор “мышь” Дополнительные блоки 5. Звуковые колонки 6. Принтер. 7. Модем наиболее часто включаются в состав современного ПК. |
Слайд 3
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Системный блок | Рисунок3 | нет | Это главный блок компьютера. В нем находятся все основные электронные компоненты ПК. К системному блоку подключаются все остальные блоки (они называются внешними или периферийными устройствами). |
Слайд 4
Добавьте в презентацию новый слайд (команда Вставка? Создать слайд? Пустой слайд).
Поместите в слайд изображение ПК (командой Вставка —> Рисунок —> Из файла в папке Учебные материалы\ПрактикаРР\Заготовки PowerPoint:
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Материнская плата | Рисунок4 | нет | Материнская плата находится внутри системного блока. На ней расположены микропроцессор, оперативная память, постоянная память и разъемы для подключения плат-контроллеров внешних устройств. |
Из объектного меню рисунка выберите команду Формат рисунка. В диалоговом окне свойств рисунка перейдите на закладку Цвета и линии. Задайте изображению обрамление в виде светлой сплошной линии толщиной 1 пт. (Линии)
Замечание: заголовки и текст удобно копировать через буфера обмена и затем менять текст. (Как?) Данные находятся в файле Сценарий.
С помощью объекта Надпись создайте Заголовок. Установите шрифт Arial 44 пт, желтый, Ж, К.
С помощью объекта Надпись создайте Текст. Установите шрифт Arial 28 пт, белый.
Далее работу проложите самостоятельно согласно предложенного сценария. Напоминаю, что стиль оформления слайда, цвета объектов, шрифты заголовков, цвета рамок и текста определите для своей презентации самостоятельно.
Слайд 5
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Микропроцессор | Рисунок5 | нет | Микропроцессор - микросхема, выполняющая обработку всей информации в компьютере. |
Замечание: чтобы на слайде осталось больше места для текста, можно обрезать рисунок с микропроцессором (сверху и снизу) с помощью панели настройки изображения (она вызывается через объектное меню рисунка).
Слайд 6
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Оперативная память | Рисунок7 | Материнская плата с модулями памяти | Оперативная память (RAM) предназначена для хранения программ и данных, которые используются процессором в текущий момент. Содержимое RAM пропадает после выключения питания. |
Рисунок с модулем памяти слишком темный. Включите панель настройки изображения и отрегулируйте яркость и контрастность так, чтобы микросхемы памяти модуля были отчетливо видны. Отрежьте у изображения лишние черные области.
Подписи под рисунком размещайте в отдельных объектах Надпись. Используйте для них шрифт Arial 18 пт, полужирный. Установите подписям центрирование.
Слайд 7
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Постоянная память | Рисунок9 | нет | В микросхеме постоянной памяти (ПЗУ) хранится программа самотестирования, которая выполняется сразу после включения питания ПК. |
Увеличьте яркость и контрастность изображения, чтобы микросхема ПЗУ была отчетливо видна.
Слайд 8
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Диски | Рисунок12 | Гибкий диск (1.2 или 1.44 Мб) Жесткий диск (до 40 Гб) Компакт-диск (650 Мб) |
Диски служат для долговременного хранения информации. |
Изображения дисков сделайте примерно одного размера.
Дополнительныезадания:
Присвойте объектам Титульного слайда свойства анимации.
На втором слайде применить нумерованный список.
На слайде Диски присвойте объектам свойства анимации так, чтобы изображения разных типов и подписи к ним появлялись поочередно*.
Создайте гиперссылку со 2 слайда для перехода на слайд Системный блок и возврата на 2-й слайд после знакомства с содержимым системного блока**.
Задания помеченные * это не обязательные задания повышенного уровня сложности.
Студенты выполняют работу за ПК самостоятельно (30 мин)
Результаты работы выводятся на печать. (25 мин)
Оформите отчет о проделанной работе (Учебные материалы\ Практика\ Заготовки PowerPoint файл Отчет_РР1).
В колонтитуле указать Ф.И.О. и № Группы. Готовый отчет сохранить в своей папке с именем Отчет_РР1_ Ф.И.О. и распечатать.
Студенты представляют свои работы и отчеты к ним.
АНАЛИЗ ОШИБОК.
Проводится обсуждение результатов и выявление ошибок на примере одной работы с просмотром на проекторе.
Критерии:
- Правильность и полнота исполнения Отчёта.
- Наглядное представление информации. Целостность презентации.
- Выполнение заданий повышенной сложности. Реализация эффектов анимации и гиперссылки в презентации.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Задание к следующему уроку. Рекомендации к его выполнению.
Домашнее задание: подготовить сценарий презентации по индивидуальному творческому заданию:
- Моя специальность.
- Моя будущая профессия.
- Я студент монтажного техникума.
- Моя группа.
Заключительный этап урока: краткий анализ работы каждого студента. Выставление оценок.
Общая оценка всего урока.
Пример тестового задания Презентация "Состав ПК".
ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ “ИНТЕГРАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ”
Время выполнения задания 25 мин с учетом реализации проекта на ПК.
Вашей творческой группе требуется подготовить "Состав персонального компьютера". На слайдах презентации должны быть изображения блоков ПК с кратким пояснением назначения этих блоков. Все необходимые для выполнения работы изображения и тексты слайдов находится в сценарии презентации. Всего в презентации должно быть 19 слайдов.
- Для более быстрого решения этой задачи руководитель проекта поручает участникам творческой группы реализацию отдельных разделов:
- РАЗДЕЛ “Базовая конфигурация ПК”.
- РАЗДЕЛ “Устройства обработки информации”.
- РАЗДЕЛ “Память ПК (устройства внутренней памяти)”.
- РАЗДЕЛ “Память ПК (устройства внешней памяти)”.
- РАЗДЕЛ “Устройства ввода информации”.
- РАЗДЕЛ “Устройства вывода информации”.
Подготовите презентацию по теме одного из разделов (по выбору)
Сценарий презентации
Слайд 1
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Состав персонального компьютера | Рисунок1 | нет |
Слайд 2
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Блоки ПК | Рисунок2 | нет | В состав ПК входят блоки: 1. Системный блок 2. Монитор 3. Клавиатура они составляют базовую конфигурацию ПК. |
Слайд 3
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Системный блок | Рисунок3 | нет | Это главный блок компьютера. В нем находятся все основные электронные компоненты ПК. К системному блоку подключаются все остальные блоки (они называются внешними или периферийными устройствами). |
Слайд 4
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Материнская плата | Рисунок4 | нет | Материнская плата находится внутри системного блока. На ней расположены микропроцессор, оперативная память, постоянная память и разъемы для подключения плат-контроллеров внешних устройств. |
Слайд 5
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Микропроцессор | Рисунок5 | нет | Микропроцессор - микросхема, выполняющая обработку всей информации в компьютере. Любая информация - и текст, и графические изображения, и речь, - в компьютере представляется в виде чисел. Микропроцессор выполняет обработку информации по программе, которая также является набором чисел. |
Слайд 6
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Быстродействие микропроцессоров | Рисунок6 | Название, Год выпуска, Число транзисторов, Размер транзистора, Тактовая частота, Ширина шины, Скорость. | Процессоры бывают разных типов, они отличаются друг от друга внутренним устройством и быстродействием. |
Слайд 7
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Оперативная память | Рисунок7 | Материнская плата с модулями памяти Модуль памяти SIMM |
Оперативная память (RAM) предназначена для хранения программ и данных, которые используются процессором в текущий момент. Содержимое RAM пропадает после выключения питания. Типичный объем RAM - 32 Мб. |
Слайд 8
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Постоянная память | Рисунок9 | нет | В микросхеме постоянной памяти (ПЗУ) хранится программа самотестирования, которая выполняется сразу после включения питания ПК. После самотестирования эта программа выполняет загрузку операционной системы с диска ПК. |
Слайд 9
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Платы-контроллеры | Рисунок10 | нет | С помощью плат-контроллеров микропроцессор управляет внешними устройствами и обменивается с ними данными. |
Слайд 10
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Диски | Рисунок12 | Гибкий диск (1.2 или 1.44 Мб) Жесткий диск (до 40 Гб) Компакт-диск (650 Мб) |
Диски служат для долговременного хранения информации. |
Слайд 11
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Дисководы | Рисунок15 | Дисководы для гибких дисков (3.5 и 5.25
дюйма) Жесткий диск |
Запись/чтение информации с диска производится с помощью специальных устройств - дисководов. Они находятся в системном блоке. Для дисков каждого типа нужен свой дисковод. |
Слайд 12
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Структура магнитных дисков | Рисунок17 | нет | Магнитные диски разделены на концентрические дорожки, а дорожки разбиты на сектора. Дисковод может записать/считать информацию из заданного сектора. Объем сектора - 512 байт. |
Слайд 13
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Жесткий диск | Рисунок18 | Жесткий диск со снятой крышкой | Жесткий диск со своим дисководом - неразъемное устройство. На валу одного двигателя может быть несколько дисков. На каждую поверхность каждого диска приходится пара головок чтения/записи. |
Слайд 14
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Монитор | Рисунок20 | нет | Монитор служит для общения компьютера с пользователем. На нем компьютер отображает текст и рисунки. Изображение на мониторе состоит из отдельных маленьких точек, называемых пикселами. |
Слайд 15
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Клавиатура | Рисунок22 | нет | Клавиатура предназначена для ввода информации в компьютер. Клавиш на клавиатуре ПК больше, чем у пишущей машинки, потому что часть клавиш (серого цвета) предназначена для ввода в компьютер команд, а не символов. |
Слайд 16
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Манипулятор “Мышь” | Рисунок23 | нет | Мышь предназначена для ввода команд программ. При перемещении мыши ее шарик катится по столу и информация о направлении движения мыши передается в микропроцессору. |
Слайд 17
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Звуковые колонки | Рисунок24 | нет | Звуковые колонки подключаются к специальной плате-контроллеру - звуковой плате. Звуковая плата получает цифровые данные от микропроцессора и преобразует их в аналоговый электрический сигнал, подаваемый на колонки. |
Слайд 18
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Принтер | Рисунок25 | Матричный Струйный Лазерный |
Принтер служит для получения бумажных копий документов. Матричные и лазерные принтеры - черно-белые, струйные позволяют получать цветные документы. |
Слайд 19
Заголовок | Рисунки | Подписи к рисункам | Текст |
Модем | Рисунок28 | нет | Модем - устройство для подключения компьютера к телефонной сети. С помощью модема можно обмениваться данными с другими компьютерами и подключаться к Интернет. |
ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Применение компетентности | Уровень | Демонстрируемые умения |
ОЦЕНКА | ВЫСОКИЙ | В РАЗДЕЛЫ ВКЛЮЧЕНЫ ТОЛЬКО СЛАЙДЫ
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕМАТИКЕ РАЗДЕЛА
СООТВЕТСТВЕННО: РАЗДЕЛ 1- СЛАЙДЫ 2, 3, 14, 15 РАЗДЕЛ 2- СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 9 РАЗДЕЛ 3- СЛАЙДЫ 4, 7, 8 РАЗДЕЛ 4- СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13 РАЗДЕЛ 1- СЛАЙДЫ 15, 16 РАЗДЕЛ 1- СЛАЙДЫ 14, 17, 18 |
СРЕДНИЙ | СЛАЙДЫ ВНУТРИ РАЗДЕЛА СКОМПАНОВАНЫ И РАЗМЕЩЕНЫ ЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНО. | |
НИЗКИЙ | ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ | |
ИНТЕГРАЦИЯ | ВЫСОКИЙ | НИ В ОДИН ИЗ РАЗДЕЛОВ НЕ ВКЛЮЧЕН СЛАЙД 19 И ИЗ КАЖДОГО ИСКЛЮЧЕНЫ ВСЕ СЛАЙДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕМАТИКЕ ДАННОГО РАЗДЕЛА |
СРЕДНИЙ | ВЫБРАН 1-2 ЛИШНИХ СЛАЙДА ИЛИ НЕ ВЫБРАН 1 НУЖНЫЙ | |
НИЗКИЙ | ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ |