Урок математики по теме: "Области и границы" (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить с понятиями область и границы;
  • закрепить название компонент сложения, навыки счёта в пределах 6, взаимосвязь между частью и целым;
  • расширить кругозор учащихся, познакомить с некоторыми особенностями нашего края.

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

2. Графический диктант.

- Начнём работу с графического диктанта:

  • 2 клеточки вверх,
  • 1 клеточка влево,
  • 1 клеточка вверх,
  • 3 клеточки вправо,
  • 1 клеточка вниз,
  • 1 клеточка влево,
  • 2 клеточки вниз,
  • 3 клеточки вправо,
  • 2 клеточки вверх и.т.д.

- Продолжите “узор”.

(…)

- Какую букву вам напомнил сегодняшний узор графического диктанта.

(…)

3. Открыие нового знания, через подводящий диалог.

- Да действительно очень похоже на букву Т и это не случайно, потому что сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Томской области. Когда люди отправляются в малознакомое место, что им может помочь сориентироваться на местности?

(...)

- Конечно – это карта. А кто может сказать, что такое карта?

(..)

- Карта – это уменьшенное изображение на бумаге города, страны, поверхности Земли. У вас в тетрадях лежит карта Томской области. Давайте познакомимся с ней поближе.

- Итак, перед вами карта Томской области. А как можно назвать линию, вокруг нашей области?

(замкнутая линия, граница)

- Что же такое граница?

(Граница – это линия раздела между территориями. Территория внутри границы называется областью).

На доске появляются новые слова: граница, область.

- Пальчиком проведём по границе Томской области.

(…)

4. Физ. минутка.

- На территории Томской области большую территорию занимают леса, отправимся в лес.

Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем.
Медведя и зайчика встречаем.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Вот идёт медведь домой,
Скачет зайчик маленький.

Мы зверяток провожаем, и работать продолжаем.

(…)

5. Первичное закрепление.

- Границы леса, в котором мы только что побывали, изобразили в нашем учебнике (“Математика, 1 класс” автор Петерсон Л.Г.) с. 60 №3.

- Внутри нарисуйте три ёлочки, снаружи изобразите домик, на границе нарисуйте небольшое озеро.

(...)

- Область может принимать любую форму, рассмотрим в учебнике области и границы, раскрасим их.

с. 60 № 4

(...)

- А теперь поработаем с проволокой – это граница, обозначьте ею какую – то область.

(…)

  • Возьмите, пожалуйста, фишку:
  • поставьте её внутри границы;
  • поставьте снаружи;
  • поставьте на границу.

(…)

- А сейчас мы попробуем образовать область сами, взявшись за руки.

(1 ряд – образуют границу области, второй ряд должен оказаться внутри области, третий ряд – снаружи области)

(…)

6. Арифметический диктант.

- На карте обведите границу Томской области красным карандашом.

(...)

- Выполним арифметический диктант, правильно ответив на вопросы, мы сможем узнать некоторые интересные сведения, связанные с Томской областью.

- какое число стоит перед числом 2?

- запишите число, которое стоит между 2 и 4;

- первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, найдите сумму;

- запишите число, которое находится справа от числа 4;

- найдите целое, если часть 3 и 3;

- запишите число, следующее за числом 2

1 3 6 5 6 3

Самопроверка.

(...)

- Встаньте те дети, которым не пришлось ничего исправлять, а они сразу верно справились с заданием.

(...)

- Пожалуйста, обведите замкнутыми линиями цифры, которые я назову:

- первые две (13)

- отдельно третью (6)

- последние три (563)

- Прочитаем числа, которые у нас образовались:

13 – 13 августа 1944 года была образована Томская область.

7. Физ. минутка (разминка для глаз).

(На доске – карта Томской области. Глазками проведём по границе области слева направо и справа налево)

8. Работа с картой.

- Следующее число, которое поможет нам больше узнать о Томской области – 6. На территории Томской области располагается шесть городов. Найдём их на карте и подчеркнём: Томск, Асино, Кедровый, Колпашево, Северск, Стрежевой.

(…)

- Число 563 рассказывает нам о реках, протекающих по территории Томской области. Какие реки обозначены на карте? Томь, Обь, Чулым. Раскрасим их синим карандашом.

(…)

9. Решение заданий на повторение.

- Вычислим и расшифруем слово.

Д     1 + 5 – 3 = 3

А     5 – 2 + 3 = 6

Н     3 – 1 + 3 = 5

И     6 – 4 + 2 = 4

Р     2 + 3 – 4 = 1

О     4 + 1 – 3 = 2

1 2 3 4 5 6
Р О Д И Н А

- Как вы думаете, почему именно сегодня, говоря о Томской области, у нас получилось такое слово: Родина?

(…)

- Действительно почти все мы родились в городе Томске, поэтому наш город это наша маленькая Родина, которую надо любить и знать, на уроках мы будем узнавать много нового и интересного о месте нашего рождения.

(…)

10. Расшифровка слова в лабиринте.

- Постарайтесь, проведя по ломанной линии прочитать слово.

- Какое слово получилось?

(…)

- Итак, Зональный - это название небольшого посёлка, расположенного на территории Томской области, в котором мы проживаем.

11. Домашнее задание.

Дома постарайтесь узнать у родителей:

(дети получают карточки с текстом)

Фамилия, имя ребёнка …………………………………………………………….

- Где ты родился?………………………………………………………………….

- В каком году семья переехали в посёлок Зональный?........................................

- Сколько лет посёлку Зональный?..........................................................................

- Сколько лет нашей школе?....................................................................................

12. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задания вам понравилось выполнять?