Цели:
- ознакомить с понятиями область и границы;
- закрепить название компонент сложения, навыки счёта в пределах 6, взаимосвязь между частью и целым;
- расширить кругозор учащихся, познакомить с некоторыми особенностями нашего края.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.
2. Графический диктант.
- Начнём работу с графического диктанта:
- 2 клеточки вверх,
- 1 клеточка влево,
- 1 клеточка вверх,
- 3 клеточки вправо,
- 1 клеточка вниз,
- 1 клеточка влево,
- 2 клеточки вниз,
- 3 клеточки вправо,
- 2 клеточки вверх и.т.д.
- Продолжите “узор”.
(…)
- Какую букву вам напомнил сегодняшний узор графического диктанта.
(…)
3. Открыие нового знания, через подводящий диалог.
- Да действительно очень похоже на букву Т и это не случайно, потому что сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Томской области. Когда люди отправляются в малознакомое место, что им может помочь сориентироваться на местности?
(...)
- Конечно – это карта. А кто может сказать, что такое карта?
(..)
- Карта – это уменьшенное изображение на бумаге города, страны, поверхности Земли. У вас в тетрадях лежит карта Томской области. Давайте познакомимся с ней поближе.
- Итак, перед вами карта Томской области. А как можно назвать линию, вокруг нашей области?
(замкнутая линия, граница)
- Что же такое граница?
(Граница – это линия раздела между территориями. Территория внутри границы называется областью).
На доске появляются новые слова: граница, область.
- Пальчиком проведём по границе Томской области.
(…)
4. Физ. минутка.
- На территории Томской области большую территорию занимают леса, отправимся в лес.
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем.
Медведя и зайчика встречаем.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Вот идёт медведь домой,
Скачет зайчик маленький.
Мы зверяток провожаем, и работать продолжаем.
(…)
5. Первичное закрепление.
- Границы леса, в котором мы только что побывали, изобразили в нашем учебнике (“Математика, 1 класс” автор Петерсон Л.Г.) с. 60 №3.
- Внутри нарисуйте три ёлочки, снаружи изобразите домик, на границе нарисуйте небольшое озеро.
(...)
- Область может принимать любую форму, рассмотрим в учебнике области и границы, раскрасим их.
с. 60 № 4
(...)
- А теперь поработаем с проволокой – это граница, обозначьте ею какую – то область.
(…)
- Возьмите, пожалуйста, фишку:
- поставьте её внутри границы;
- поставьте снаружи;
- поставьте на границу.
(…)
- А сейчас мы попробуем образовать область сами, взявшись за руки.
(1 ряд – образуют границу области, второй ряд должен оказаться внутри области, третий ряд – снаружи области)
(…)
6. Арифметический диктант.
- На карте обведите границу Томской области красным карандашом.
(...)
- Выполним арифметический диктант, правильно ответив на вопросы, мы сможем узнать некоторые интересные сведения, связанные с Томской областью.
- какое число стоит перед числом 2?
- запишите число, которое стоит между 2 и 4;
- первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, найдите сумму;
- запишите число, которое находится справа от числа 4;
- найдите целое, если часть 3 и 3;
- запишите число, следующее за числом 2
1 3 6 5 6 3
Самопроверка.
(...)
- Встаньте те дети, которым не пришлось ничего исправлять, а они сразу верно справились с заданием.
(...)
- Пожалуйста, обведите замкнутыми линиями цифры, которые я назову:
- первые две (13)
- отдельно третью (6)
- последние три (563)
- Прочитаем числа, которые у нас образовались:
13 – 13 августа 1944 года была образована Томская область.
7. Физ. минутка (разминка для глаз).
(На доске – карта Томской области. Глазками проведём по границе области слева направо и справа налево)
8. Работа с картой.
- Следующее число, которое поможет нам больше узнать о Томской области – 6. На территории Томской области располагается шесть городов. Найдём их на карте и подчеркнём: Томск, Асино, Кедровый, Колпашево, Северск, Стрежевой.
(…)
- Число 563 рассказывает нам о реках, протекающих по территории Томской области. Какие реки обозначены на карте? Томь, Обь, Чулым. Раскрасим их синим карандашом.
(…)
9. Решение заданий на повторение.
- Вычислим и расшифруем слово.
Д 1 + 5 – 3 = 3
А 5 – 2 + 3 = 6
Н 3 – 1 + 3 = 5
И 6 – 4 + 2 = 4
Р 2 + 3 – 4 = 1
О 4 + 1 – 3 = 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Р | О | Д | И | Н | А |
- Как вы думаете, почему именно сегодня, говоря о Томской области, у нас получилось такое слово: Родина?
(…)
- Действительно почти все мы родились в городе Томске, поэтому наш город это наша маленькая Родина, которую надо любить и знать, на уроках мы будем узнавать много нового и интересного о месте нашего рождения.
(…)
10. Расшифровка слова в лабиринте.
- Постарайтесь, проведя по ломанной линии прочитать слово.
- Какое слово получилось?
(…)
- Итак, Зональный - это название небольшого посёлка, расположенного на территории Томской области, в котором мы проживаем.
11. Домашнее задание.
Дома постарайтесь узнать у родителей:
(дети получают карточки с текстом)
Фамилия, имя ребёнка …………………………………………………………….
- Где ты родился?………………………………………………………………….
- В каком году семья переехали в посёлок Зональный?........................................
- Сколько лет посёлку Зональный?..........................................................................
- Сколько лет нашей школе?....................................................................................
12. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие задания вам понравилось выполнять?