Как ее создать, сформировать?
Чтобы удобнее было проанализировать процесс создания атмосферы сотрудничества, разобьем образовательный процесс в начальной школе на составляющие.
1. Технология индивидуального взаимодействия с младшими школьниками.
2. Технология организованного общения младших школьников.
3. Технология педагогической поддержки родителей младших школьников.
По данному плану можно выстроить и проанализировать работу с каждым классом. Вот только каждый коллектив особенный и при формировании атмосферы сотрудничества, возникают проблемы, присущие данному сообществу.
Полтора года назад состоялась моя встреча с новым коллективом детей и родителей.
28 детей, 28 индивидуальностей. Как технологически верно строить взаимодействие с индивидуальностью, если ее проявления у конкретных детей бесконечно разнообразны? Изучать индивидуальные особенности детей. Иного не дано. К. Д. Ушинский писал: “Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями”.
При всем многообразии индивидуальных особенностей первоклассников моего 10 набора очень ярко проявилась гиперактивность большинства детей в классе, у 60% наблюдался синдром неустойчивого внимания. На уроках дети были то слишком возбуждены, то пассивны, познавательный интерес проявляли лишь 30% учащихся. На перемене дети бегали, кричали, дрались. У меня возникала острая необходимость в глубоком изучении проблемы гиперактивных детей. Изучив литературу по данному вопросу, я поняла, что необходимо родительское собрание. Гиперактивных детей. На диске “Фестиваль педагогических идей” издательства “Первое сентября” есть слайд – фильм “Гиперактивный ребенок”, который использовала на родительском собрании. Родители нашли для себя полезные советы по воспитанию. Решением родительского собрания был план взаимодействия как направить гиперактивных детей в познавательное русло школьной жизни.
Помня о хрестоматийной истине, что для младшей школы ведущим видом деятельности является учение, не стоит думать, что дети этого возраста ходят в школу только учиться. Мои наблюдения и результаты анкетирования учащихся свидетельствуют о том, что в школу они ходят общаться. На вопрос: “Что вас привлекает в школе?” 60% детей ответили: “Хорошие отношения с друзьями”. Общение младших школьников происходит, в основном, в рамках класса и связано с той деятельностью, которую организует учитель, или с той, что спонтанно возникает в детской среде.
Технология организованного общения младших классов требует определенной последовательности, которая отражена на слайде.
1. Для изучение межличностных отношений детей.
2. Обучение детей коллективной деятельности на уроках и во внеклассной работе.
3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе.
1 раз в полугодие провожу социометрическое исследование. Результаты социометрии дают богатейшие материалы для размышления. Стараюсь повысить социальный статус детей категории “изолированные”, выявляя возможные причины нарушений в межличностных отношениях со сверстниками, раскрывая их лучшие качества. На родительских собраниях я знакомлю родителей с некоторыми результатами исследования, которые помогают родителям дать полезный совет своему ребенку.
О тетрадях для письменного общения с родителями (конфиденциальная информация).
С 1 класса веду тетради общения с родителями каждого ученика. К родительскому собранию делаю записи об успехах, даю советы и рекомендации. В ходе собрания родители заполняют в этих тетрадях тесты, анкеты.
Вклеиваю в эти тетради результаты социометрии, чтобы родители знали с кем общаться их ребенок. Благодарности родителей за помощь в работе с классом. Здесь же родители могут увидеть записи об успехах детей по освоению школьной программы. Родители записывают в эти тетради свои пожелания, советы.
Конечно, ведение тетрадей общения кропотливая и трудоемкая работа, требующая много времени. Но, я считаю, она дает положительный результат, способствует формированию атмосферы сотрудничества педагога и родителей учащихся.
Много сил пришлось потратить, организую разумный отдых первоклассников во время перемен: нужно было учить их играть в коллективные подвижные игры, спокойно беседовать, обсуждать принесенную в класс книгу, сейчас во 2 классе в начале урока после большой перемены обязательно отмечаю тех ребят, кто сам стал организатором коллективной игры. Дети стали спокойнее, организованнее. С учетом особенностей этого класса обучение детей коллективной деятельности на уроках начала со II полугодия II класса. Успешно!
Технология педагогической поддержки родителей младших школьников.
Педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в дело семейного воспитания, а внимательное изучение особенностей каждой семьи, стило родительского поведения и бережное союзничество взаимодействие с родителями.
Изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи.
Бесспорно, следует обратить внимание на материальные условия жизни семьи, количество в ней детей и взрослых, образовательный и культурный уровень родителей. Очень важно понять классному руководителю стиль воспитательного поведения родителей.
Результаты анкетирования “Стиль родительского воспитания” показали, что 63% родителей осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Но у 37% родителей в поведении ярко выраженного стиля воспитания не наблюдается. Следовательно, необходимо убедить этих родителей, что отсутствие четких принципов способствует формированию незрелого типа личности ребенка, а в его поведении будет проявляться непоследовательные и непредсказуемые поступки.
Средний возраст родителей – 30-35 лет. В 17 семьях – первый ребенок пошел в школу.
Работа с диагностической программой изучения уровней проявления воспитанности младших школьников заставило родителей повнимательней отнестись к одной из главных задач гражданина – воспитание человека.
Детские рисунки.
Рисуночный тест “Моя семья” ярко характеризует взаимоотношения в семье.
На уроках окружающего мира во 2 классе были предложены следующие задания.
Работа является социально-значимой, т.к выходит на изучение не только семьи, но и всего рода.
На уроках дети с интересом слушали рассказы одноклассников о трудовых династиях, традициях.
Мы планируем создать “Книгу о главном”.
Установление личностного контакта с родителями.
Родители обязательно проявят заинтересованность в общении с классным руководителем, если почувствуют, что он любит их ребенка, беспокоиться о его здоровье и учебных успехах, жалеет его, понимает слабости и гордится его достижениями.
При установлении личностного контакта с родителями младших школьников стоит учитывать ряд важных условий.
Я руководствуюсь своеобразными педагогическими табу;
- Не допускать невидимой “войны” с родителями учеников: перестав предъявлять всем без исключения требования, которые они не могут выполнить
- Не “примерять” к семьям своих учеников шаблон некой идеальной семьи, а начать кропотливое и бережное изучение каждой семьи: выделяя типичные черты семейного воспитания – помнить о его уникальности.
- Не обсуждать на родительских собраниях публично личности отдельных учеников, их недостатки и, тем более, не высказываться критично в адрес конкретных родителей.
- Не разжигать соперничеств между родителями по поводу учебных успехов детей, проявлений их индивидуальных способностей, побед на олимпиадах и конкурсах.
- Не жаловаться родителям на учебную работу детей в школе, на их поведение. Помните это область действия педагога-профессионала, а не родителей.
О тетрадях общения с родителями
(альбом с фотограф.)
Сделав родителей своими союзниками, единомышленниками, педагог обязательно почувствует их стремление включить в жизнь класса: помочь съездить на экскурсию, сделать ремонт в кабинете, сшить новые шторы, развести цветы, провести праздник с детьми. Да мало ли что придет в голову родителям, особенно мамам, преодолевшим недоверие к главному учителю своего ребенка. Эту бурную деятельность надо корректно направлять в соответствии с задачами образовательного процесса и планом воспитательной работы классного руоводителя.
Критерии успешной завершения начального образования об успеваемости.
И сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведет к ошибкам, непониманию, а значит – к безрезультативности воспитания. Мои основные усилия направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используется такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
Хочется верить, что именно этим требованиям отвечают собрания, которые мы проводим соответственно с родительским комитетом.
Заседания МС от 22.01.2007 г.
1. Результаты выполнения решения предыдущего МС.
а) Утверждение рабочих программ педагогов МО. Составление экспертных заключений на рабочие программы.
б) Подготовка и проведение педсовета по теме “Профессиональная культура педагога” как необходимое условие достижения современного результата образования. 30.11.06г. (Невмержицкая Л.В)
2. Отчеты председателей МО о проделанной работы за I полугодие.
Полшкова И.И (в писем. форме)
3. Профилизация обучения. Пивоварова Н.Ю
4. Планы на будущее:
Январь:
1) пред. Неделя физкульт.
2) подгот. Этап ОКР
Февраль:
1) предм неделя иностр. языка
2) проведение “Дней мастерства” открытый педагогический форм учителей, аттестация на 1 и 2 категории
3) проведении ОКР
Присутствовали:
Евсевьева Е.А Сарсадских Т.А Дунина Л.К Юрко Е.В Полшкова И.И Терехова Л.В Углова Г.И Федякова Т.М Михайлова Е.С Пивоварова Н.Ю Логинова В.В
Февраль городское мероприятие по физической культуре
Решение:
- Считать работу МО за I полугодие удовлетворительной
- Спланировать работу МО на II полугодие с учетом вопросов введения профильного обучения.
- Проработать программы профильного обучения на МО.
- К следующему заседанию МС определить формы представления пед. опыта.
Список литературы.
- Закон РФ “Об образовании”
- Национальная доктрина образования в РФ
- Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года
- Государственный образовательный стандарт (НРК) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екат., изд-во “Дома учителя”, 1999г.
- Областной закон “Об образовании Свердловской области” 1998год.
- Образовательная система “Школа 2100”. Пе5дагогика здравого смысла. Сборник мат-лов. М., 2003, Баласс.
- Витковская И.М. “Как организовать групповую учебную работу младших школьников”, журнал “Начальная школа” №12,1997г. М.
- Голованова Н.Ф. “Особенности технологии воспитательной работы в начальной школе”, ж. “Начальная школа плюс. До и После”, №3, 2003г. ООО “Баласс”,2002.
- Крикунов А.С., Чернышев А.С., Луньков А.И. “Социально-психологические основы работы классного руководителя”, М., “Просвещение”, 1989г.
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н., “Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству”, Москва М.:ТЦ “сфера”, 2004.-80с.
- Левитес Д.Г. “Школа и безопасность страны: что между ними”, ж. “Начальная школа: плюс-минус”,№4, 2002г.
- “Обучение для будущего” под ред. Ястребцевой Е.Н. Быховеного Я.С.-М.: Издательско-торговый дом “русская Редакция”, 2004г.
- “Формы взаимодействия учителя в начальной школе”, Сост. Касаткина Н.А., Волгоград: “Учитель”, 2004г.