Распределение температур и осадков на территории России

Разделы: География


Работа учащихся с разноуровневыми модулями.

Интегрирующая цель:

По завершению работы над учебными элементами учащийся должен

знать:

  • факторы, влияющие на распределение температур и осадков, закономерности их распределения;

уметь:

  • использовать карты атласа, выделять из текста учебника главное; работать с контурными картами, осуществлять самоконтроль;

увидеть:

  • многообразие факторов, влияющих на распределение температур и осадков.

Вводное слово учителя.

Входной контроль:

1. Основные показатели климата.

а) температура, осадки, атмосферное давление;
б) циклоны, антициклоны, атмосферные фронты;
в) рельеф, подстилающая поверхность.

2. Климатообразующие факторы,

а) солнечная радиация, подстилающая поверхность;
б) географическая широта, циркуляция атмосферы;
в) географическая широта, подстилающая поверхность.

3. Линии, соединяющие точки с одинаковыми температурами, называются:

а) изолиниями;
б) изотермами;
в) изобарами.

4. Постоянные пояса давления оказывают влияние на:

а) количество осадков;
б) температуру.

Проверьте себя сами по контрольному листу и поставьте оценку в сводную ведомость.

МОДУЛЬ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУР И ОСАДКОВ.

УРОВЕНЬ 1. (Знаю, понимаю)

№ УЭ Учебный материал Содержание занятия Рекомендации
УЭО   Цели: сформировать знания о распределении зимних (летних) температур и осадков по территории России; продолжить формирование умения анализировать тематические карты.  
УЭ 1  

 

С учебника с.82 рис.48, атлас, с.20

 

 

с.83

рис.49, атлас, с.20

Цель: Сформировать понятия о распределении температур.

Задания:

1. Знать факторы, влияющие на распределение температур летом. В каком направлении меняются летние температуры ? Подтвердите примерами.

Контроль: проверьте себя по контрольному листу. Поставьте оценку себе сами. (5 баллов)

2. Знать факторы, влияющие на распределение зимних температур. В каком направлении меняются зимние температуры ? Подтвердите примерами.

Устно.

Работа в тетради.

Работа в тетради.

УЭ 2   Цель: формирование знаний о распределении осадков.

Задания:

1. Какие факторы оказывают влияние на распределение осадков ? (5 баллов)

2. Назовите районы с наибольшим и наименьшим количеством осадков. (5 баллов)

3. Какое количество осадков выпадает в нашей местности ? (1 балл)

Контроль: товарищ проверит и поставит оценку.

Устно.

Работа в тетради.

УЭ 3   Цель: закрепление умения работать с картой.

Задания:

1. Нанести на к/к районы с самой высокой и низкой температурой зимой и летом. (5 баллов)

2. Нанести на к/к районы с самым большим и малым среднегодовым количеством осадков.

(5 баллов)

Контроль: проверьте себя по контрольному листу.

Работа в контурных картах.
УЭ 4   Самостоятельно сделать вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли. Каково было “самочувствие” ? В чем испытали затруднения.  
УЭ 5   Занесите полученные баллы в сводную ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали:

31 – 29 баллов – “5”; 4 – 28 баллов – “4”.

Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома.

 

Примечание: Сводная ведомость дана в приложении.

МОДУЛЬ.

Распределение температур и осадков.

Уровень П (Знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации)

№ УЭ Учебный материал Содержание занятия Рекомендации
УЭО   Цели: сформировать знания о распределении зимних (летних) температур и осадков по территории России; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать тематические карты, делать выводы.  
УЭ 1 учебник, с.82-83

рис.48,49

атлас, с.20,21

Цели: сформировать понятия о распределении температур.

Задания:

1. Знать факторы, влияющие на распределение летних температур и зимних. (1 балл)

2. Сравнить распределение летних и зимних температур. В чем сходство или отличия их распределения ? (5 баллов)

3. Сравнить и объяснить особенности распределения температур (на западе, востоке, юге) (5 баллов)

Контроль: проверьте себя сами по контрольному листу. Оцените себя сами.

Устно.

Работа в тетради.

УЭ 2 учебник

с.83-85

атлас

с.20,21

Цели: формирование знаний о распределении осадков.

Задания:

Знать основные закономерности в распределении осадков на территории России.

(5 баллов)

2. Объяснить причины возникновения этих закономерностей. Подтвердить конкретными примерами. (5 баллов)

Контроль: посмотрите контрольную карту, оцените себя сами.

Устно.

Работа в тетради.

УЭ 3  

Атлас

с.20,21

Цели: продолжить формирование умений работы с картой, делать выводы.

Задание: Составить таблицу, отражающую закономерности распределения температур и осадков. (5 баллов)

Мурманск

Сочи

Якутск

Влади-восток

Летняя t

Зимняя t

Среднегодовое количество осадков

Сделайте вывод о влиянии климатообразующих факторов на распределение температур и осадков.

Контроль: учитель.

Работа в тетради.
УЭ 4   Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли.

Каково было “самочувствие” на уроке ? В чем испытывали затруднения ? Что понравилось (не понравилось) на уроке ?

 
УЭ 5   Занесите полученные баллы в сводную ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали:

29-31 баллов – “5”; 24–28 баллов – “4”.

Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома.

 

Примечание: Сводная ведомость дана в приложении.

МОДУЛЬ.

Распределение температур и осадков.

Уровень ПI (Знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации и в нестандартой).

№ УЭ Учебный материал Содержание занятия Рекомендации
УЭО   Цели: формирование знаний о закономерностях распределения температур и осадков на террито-рии России, умение анализировать результаты их влияния на жизнедеятельность человека.  
УЭ 1  

Учебник стр.82-85

рис.48,49;

атлас,

стр.20-21

Цель: сформировать знания о закономерностях распределения сезонных температур.

Задания:

1. Знать закономерности распределения летних и зимних температур (5 балл.).

2. Сравнить сходство и отличие в распределении сезонных температур. Объяснить причины возникновения этих закономерностей (5 балл.).

3. Изменилось бы распределение температур, если бы Уральские горы имели бы такую же высоту, как Памир ?

Контроль учителя (5 балл.)

Устно
УЭ 2  

Учебник,

стр.82-83

рис.48,49;

Атлас,

стр.20-21

Цель: сформировать знания о закономерностях распределения осадков.

Задания:

1. Знать основные закономерности распределения осадков на территории России.

Контроль: проверьте себя сами. (5 балл.)

2. Почему при меньшем количестве осадков в Западной Сибири высота снежного покрова больше, чем на Восточно-Европейской равнине ?

Контроль учителя. (5 балл.)

Устно
УЭ 3  

 

Атлас,

стр.20-21

Цель: выявить влияние климата на жизнедея-тельность человека.

Задание:

1. Выявить влияние климата нашей местности на жизнедеятельность человека.

Контроль учителя. (5 балл.)

В тетради
УЭ 4   Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли.

Каково было “самочувствие” на уроке ? В чем испытывали затруднения ? Что понравилось

(не понравилось) на уроке ?

 
УЭ 5   Занесите полученные баллы в сводную ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали:

29-31 баллов – “5”; 24–28 баллов – “4”.

Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома.

 

Выходной контроль.

Какие факторы оказывают влияние на распределение зимних температур:

а) распределение солнечной радиации;
б) западный перенос воздушных масс.

2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на распределение летних температур:

а) западный перенос;
б) солнечная радиация.

3. Закономерности распределения осадков:

а) уменьшение с запада на восток;
б) увеличение с севера на юг.

4. Увеличение континентальности климата – это:

а) увеличение сухости климата;
б) увеличение амплитуды колебания температуры;
в) увеличение сухости климата, амплитуды колебания температуры.

Подведение итогов урока.

Приложение 1