Работа учащихся с разноуровневыми модулями.
Интегрирующая цель:
По завершению работы над учебными элементами учащийся должен
знать:
- факторы, влияющие на распределение температур и осадков, закономерности их распределения;
уметь:
- использовать карты атласа, выделять из текста учебника главное; работать с контурными картами, осуществлять самоконтроль;
увидеть:
- многообразие факторов, влияющих на распределение температур и осадков.
Вводное слово учителя.
Входной контроль:
1. Основные показатели климата.
а) температура, осадки, атмосферное давление;
б) циклоны, антициклоны, атмосферные фронты;
в) рельеф, подстилающая поверхность.
2. Климатообразующие факторы,
а) солнечная радиация, подстилающая поверхность;
б) географическая широта, циркуляция атмосферы;
в) географическая широта, подстилающая поверхность.
3. Линии, соединяющие точки с одинаковыми температурами, называются:
а) изолиниями;
б) изотермами;
в) изобарами.
4. Постоянные пояса давления оказывают влияние на:
а) количество осадков;
б) температуру.
Проверьте себя сами по контрольному листу и поставьте оценку в сводную ведомость.
МОДУЛЬ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУР И ОСАДКОВ.
УРОВЕНЬ 1. (Знаю, понимаю)
№ УЭ | Учебный материал | Содержание занятия | Рекомендации |
УЭО | Цели: сформировать знания о распределении зимних (летних) температур и осадков по территории России; продолжить формирование умения анализировать тематические карты. | ||
УЭ 1 |
С учебника с.82 рис.48, атлас, с.20
с.83 рис.49, атлас, с.20 |
Цель: Сформировать понятия о
распределении температур. Задания: 1. Знать факторы, влияющие на распределение температур летом. В каком направлении меняются летние температуры ? Подтвердите примерами. Контроль: проверьте себя по контрольному листу. Поставьте оценку себе сами. (5 баллов) 2. Знать факторы, влияющие на распределение зимних температур. В каком направлении меняются зимние температуры ? Подтвердите примерами. |
Устно. Работа в тетради. Работа в тетради. |
УЭ 2 | Цель: формирование знаний о
распределении осадков. Задания: 1. Какие факторы оказывают влияние на распределение осадков ? (5 баллов) 2. Назовите районы с наибольшим и наименьшим количеством осадков. (5 баллов) 3. Какое количество осадков выпадает в нашей местности ? (1 балл) Контроль: товарищ проверит и поставит оценку. |
Устно. Работа в тетради. |
|
УЭ 3 | Цель: закрепление умения работать с
картой. Задания: 1. Нанести на к/к районы с самой высокой и низкой температурой зимой и летом. (5 баллов) 2. Нанести на к/к районы с самым большим и малым среднегодовым количеством осадков. (5 баллов) Контроль: проверьте себя по контрольному листу. |
Работа в контурных картах. | |
УЭ 4 | Самостоятельно сделать вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли. Каково было “самочувствие” ? В чем испытали затруднения. | ||
УЭ 5 | Занесите полученные баллы в сводную
ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали: 31 – 29 баллов – “5”; 4 – 28 баллов – “4”. Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома. |
Примечание: Сводная ведомость дана в приложении.
МОДУЛЬ.
Распределение температур и осадков.
Уровень П (Знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации)
№ УЭ | Учебный материал | Содержание занятия | Рекомендации |
УЭО | Цели: сформировать знания о распределении зимних (летних) температур и осадков по территории России; продолжить формирование умений анализировать, сравнивать тематические карты, делать выводы. | ||
УЭ 1 | учебник, с.82-83 рис.48,49 атлас, с.20,21 |
Цели: сформировать понятия о
распределении температур. Задания: 1. Знать факторы, влияющие на распределение летних температур и зимних. (1 балл) 2. Сравнить распределение летних и зимних температур. В чем сходство или отличия их распределения ? (5 баллов) 3. Сравнить и объяснить особенности распределения температур (на западе, востоке, юге) (5 баллов) Контроль: проверьте себя сами по контрольному листу. Оцените себя сами. |
Устно. Работа в тетради. |
УЭ 2 | учебник с.83-85 атлас с.20,21 |
Цели: формирование знаний о
распределении осадков. Задания: Знать основные закономерности в распределении осадков на территории России. (5 баллов) 2. Объяснить причины возникновения этих закономерностей. Подтвердить конкретными примерами. (5 баллов) Контроль: посмотрите контрольную карту, оцените себя сами. |
Устно. Работа в тетради. |
УЭ 3 | Атлас с.20,21 |
Цели: продолжить формирование
умений работы с картой, делать выводы. Задание: Составить таблицу, отражающую закономерности распределения температур и осадков. (5 баллов) Мурманск Сочи Якутск Влади-восток Летняя t Зимняя t Среднегодовое количество осадков Сделайте вывод о влиянии климатообразующих факторов на распределение температур и осадков. Контроль: учитель. |
Работа в тетради. |
УЭ 4 | Самостоятельно сделайте вывод,
достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь
к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли. Каково было “самочувствие” на уроке ? В чем испытывали затруднения ? Что понравилось (не понравилось) на уроке ? |
||
УЭ 5 | Занесите полученные баллы в сводную
ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали: 29-31 баллов – “5”; 24–28 баллов – “4”. Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома. |
Примечание: Сводная ведомость дана в приложении.
МОДУЛЬ.
Распределение температур и осадков.
Уровень ПI (Знаю, понимаю, применяю в знакомой ситуации и в нестандартой).
№ УЭ | Учебный материал | Содержание занятия | Рекомендации |
УЭО | Цели: формирование знаний о закономерностях распределения температур и осадков на террито-рии России, умение анализировать результаты их влияния на жизнедеятельность человека. | ||
УЭ 1 | Учебник стр.82-85 рис.48,49; атлас, стр.20-21 |
Цель: сформировать знания о
закономерностях распределения сезонных
температур. Задания: 1. Знать закономерности распределения летних и зимних температур (5 балл.). 2. Сравнить сходство и отличие в распределении сезонных температур. Объяснить причины возникновения этих закономерностей (5 балл.). 3. Изменилось бы распределение температур, если бы Уральские горы имели бы такую же высоту, как Памир ? Контроль учителя (5 балл.) |
Устно |
УЭ 2 | Учебник, стр.82-83 рис.48,49; Атлас, стр.20-21 |
Цель: сформировать знания о
закономерностях распределения осадков. Задания: 1. Знать основные закономерности распределения осадков на территории России. Контроль: проверьте себя сами. (5 балл.) 2. Почему при меньшем количестве осадков в Западной Сибири высота снежного покрова больше, чем на Восточно-Европейской равнине ? Контроль учителя. (5 балл.) |
Устно |
УЭ 3 |
Атлас, стр.20-21 |
Цель: выявить влияние климата на
жизнедея-тельность человека. Задание: 1. Выявить влияние климата нашей местности на жизнедеятельность человека. Контроль учителя. (5 балл.) |
В тетради |
УЭ 4 | Самостоятельно сделайте вывод,
достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь
к УЭО и прочтите какие цели перед вами стояли. Каково было “самочувствие” на уроке ? В чем испытывали затруднения ? Что понравилось (не понравилось) на уроке ? |
||
УЭ 5 | Занесите полученные баллы в сводную
ведомость. Суммируйте баллы. Если вы набрали: 29-31 баллов – “5”; 24–28 баллов – “4”. Если не успели усвоить все учебные элементы, продолжите работу дома. |
Выходной контроль.
Какие факторы оказывают влияние на распределение зимних температур:
а) распределение солнечной радиации;
б) западный перенос воздушных масс.
2. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на распределение летних температур:
а) западный перенос;
б) солнечная радиация.
3. Закономерности распределения осадков:
а) уменьшение с запада на восток;
б) увеличение с севера на юг.
4. Увеличение континентальности климата – это:
а) увеличение сухости климата;
б) увеличение амплитуды колебания температуры;
в) увеличение сухости климата, амплитуды колебания температуры.
Подведение итогов урока.