Цели:
- познакомить учащихся с приёмом письменного сложения двузначных чисел с переходом
- через десяток, когда в ответе получается круглое число (37 + 53 );
- закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи;
- систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах, отрабатывать умение находить периметр фигуры;
- продолжить работу над развитием логического мышления, внимания, воображения, речи, памяти, самостоятельности, орфографической зоркости;
- воспитывать интерес к уроку математике, аккуратность, старание.
Оборудование:
- для учителя: учебник М. И. Моро, М. А. Бантова, карточки с индивидуальными заданиями, космический человечек, стихотворение, карточки со словами, таблица чисел, числовые карточки, задачи в стихах, оформление доски, звёздочки с заданием, иллюстрированные карточки, карточки – помощники;
- для учащихся: учебник М. И. Моро, М. А. Бантова, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, абак, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте мы их поприветствуем.
- Итак, сейчас у нас урок математики.
- Посмотрите на доску. Кого вы видите? (космического человечка)
- Верно. Он очень любит математику и разные математические задания. И предлагает нам прочитать следующее стихотворение. Давайте его прочитаем.
(развитие слуховой памяти и внимания)
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука.
Очень точная наука.
Интересная наука –
Это математика!
- Назовите ключевые слова (главные) в этом
стихотворении о математике (на доску вывешиваю
слова).
- Верно, математика наука точная и требует много стараний и умений.
- Поднимите руку, кто сегодня постарается?
- Молодцы!
А что потребуется вам для того, чтобы справиться сегодня со всеми заданиями?
(показываю таблички со словами, если подходит, то дети топают ногами, если нет, сидят тихо)
внимание аккуратность лень память логика пассивность рассуждение хорошее настроение
- Ну что, приступим к работе!
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток, когда в ответе получается круглое число.
III. Устный счёт.
- Но сначала давайте проведём небольшую разминку. (На доске таблица)
а). Упражнение на развитие памяти и внимания
- Запомнить числа и записать на листочке. (Проверка)
- Какие числа записали? (Открываю таблицу)
- На какие две группы можно разделить эти числа?
- Представьте все двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
(10 + 5, 30 + 9, 20 + 5)
- Назовите все числа в порядке убывания.
- Молодцы!
- Разминку закончили.
б). Инд. работа по карточкам – 6 уч-ся. (проверка)
в). Инд. работа у доски.
1 ученик. Расставить матем. знаки + и –
(40 * 36) * 8 = 68
30 * (98 * 40) = 88
- Как называются компоненты при сложении?
2 ученик. Вместо звёздочек вставить нужное число. * 7 17 7 * 79
- Как называются компоненты при вычитании?
(Проверка с сигнальными карточками)
г). Фронтальная работа. (Дети на абаках показывают ответы).
- Если правильно справитесь с заданием, то расшифруете спрятанное слово.
На доске:
- Как нашли сумму чисел 78 и 4?
- Назовите предшествующее число числу 82.
- Как нашли разность чисел 60 и 15?
- Назовите последующее число числу 45.
- Расположите значения выражений в порядке возрастания.
45 82 84
- Молодцы, справились с заданием!
- Давайте посмотрим, какое же слово было спрятано. УРА
Решение задач на логику и внимание
- А задачи любите решать?
- Будьте внимательны.
1.
Яблоки дети в саду собирали.
Взвесив их, урожай посчитали.
Дети собрали 16 корзин.
8 корзин увезли в магазин,
3 – детскому саду отдали,
Остальные в школу послали.
Сколько корзин для школы дадут,
Когда все корзины они развезут? (16 – 8 – 3 = 5)
2. Росли 2 вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Ск. всего груш?
- Молодцы! (10 минут)
Физ. минутка.
В хоровод встал серый зайка
И поёт: "Я был зазнайкой,
А теперь могу считать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: "Ура! Ура!"
IV. Работа над новым материалом.
а). Чистописание
- Откройте тетради, запишите число.
На доске: 12 23 34 45 … … … … … 100
- Найдите закономерность ряда чисел.
- Дополните ряд чисел ещё одним числом.
- Какое получилось у вас число? (100)
- Какое это число? (круглое, трёхзначное, чётное)
- Молодцы!
- Вот сегодня мы будем работать с такими выражениями, где в ответе получается круглое число. Но сначала давайте вспомним, с каким приёмом сложения мы познакомились на прошлом уроке?
б). Повторение изученного материала.
1 ученик у доски:
в). Знакомство с новым приёмом сложения.
(Объяснение учителя с помощью учащихся)
- Какое число получилось? (круглое)
- А какие вы ещё знаете круглые числа?
- Кому понравилось вычислять такие выражения?
- У кого вызвало затруднение в вычислении таких выражений?
г). Закрепление нового материала.
- Хорошо, давайте ещё поупражняемся в выполнении новых выражений.
д). Работа по карточкам в паре.
(оценивание, взаимопроверка)
I в. 32 + 28 = 60
63 + 27 = 90
54 + 36 = 90
II в. 49 + 41 = 90
25 + 35 = 60
34 + 26 = 60
- Кто нашёл ошибки в вычислении у своего соседа?
- Прочитайте выражение, где в значении получается 60.
Физ. минутка для глаз.
V. Работа над пройденным материалом.
а). Решение задачи. (стр. 11 № 4)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите известные величины.
- Назовите неизвестные величины.
- Какой вопрос задачи?
- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- А можем ли узнать?
- Каким действием?
- Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
На доске краткая запись.
- Какие главные слова нам понадобятся для краткой записи?
Большие – 16 яхт
Маленькие - ? на 7 яхт < Всего- ?
- Как обозначим всего?
- Запишите решение самостоятельно любым способом
(слабые ученики получают карточки – помощники).
1 ученик решает у доски по действиям, 2 ученик – выражением.
- Какой ответ у вас получился?
- Давайте проверим решение у ребят на доске (сигнальные карточки).
Решение:
1). 16 – 7 = 9(яхт.) – маленьких вышло в море.
2). 16 + 9 = 25(яхт.)
16 + (16 – 7)= 25(яхт.)
- Молодцы!
б). Геометрический материал. (резерв)
(задание на логическое мышление и внимание, воображение)
а). - Сколько квадратов на чертеже? (3)
- Покажите эти квадраты.
- Какая это геометрическая фигура?
б). Нахождение Р.
- Что такое периметр?
- Найдите Р прямоугольника самостоятельно.
Р = 6 + 4 + 6 + 4
Р = 20 см
в). Самостоятельная работа.
Учебник, стр. 11, № 5 (1, 2 столбик).
VI. Итог урока.
- С какой же новой темой мы сегодня познакомились?
- Кому понравился урок?
- А покажите мне, с каким настроением вы уйдёте с урока?
- Я очень рада за вас!
- За хорошую работу вас каждого ожидают сюрпризы, которые находятся за доской класса (звёздочки разных цветов и дифференцированное домашнее задание).
- А ещё за хорошее поведение каждый ряд получает большую звезду.
- Урок окончен. Спасибо!