Цели:
- формирование представления детей об изменении глаголов по временам и развитие умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах;
- работать над развитием речи;
- развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма;
- воспитывать внимание, сопереживание друг к другу, интерес к изучаемому материалу, к предмету.
Оборудование:
- для учителя - учебник для 2 класса, часть 2 (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова), оформленная доска, рисунок с изображением солнышка, инд. карточки, таблица;
- для учащихся – учебник, тетрадь, ручки, карандаши, линейка, сигнальные кружочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок. Мы будем продолжать работу над изучением глаголов. Вспомним, что уже изучили и узнаем новое.
II. Чистописание.
Число, классная работа.
- Как обычно, мы начинаем работу с чистописания. Какую букву мы видим?
с
- Какие звуки обозначает?- Дайте характеристику звуку.
- Какие слова мы пишем с маленькой буквы? (нарицательные сущ.)
- Посмотрите, как пишется буква с. Напишите её 5 раз.
- А теперь посмотрите, как пишется заглавная буква С.
Напишите её рядом до конца строчки.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы? (имена собственные)
- Назовите животного, который охраняет дом. (собака)
- Как пишется это слово?
- Посмотрите, как я напишу это слово.
- Придумайте кличку собаки, которая начинается с буквы С.
- Запишем это слово. Какие орфограммы должны помнить при записи этого слова?
Запись в тетрадях:
с с с с с С С С С С
собака Снежок
- Кто за нами наблюдает в окно? (с доски) После долгой полярной ночи к нам пришло долгожданное солнышко. Давайте на этой же строчке запишем слово солнышко. Что мы должны помнить, записывая его?
- Посмотрите, как я напишу это слово.
- Мы записали слова собака, Снежок, солнышко. Что вы можете рассказать о них? Чем отличаются эти имена существительные?
- Укажите род имён существительных. Проверим. Лиза работает у доски, остальные проверяют в тетрадях.
- Оцените свою работу.
- Итак, обобщим всё, что знаем об имени существительном. (часть речи, обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам, бывает собственным и нарицательным, одушевлённым и неодушевлённым, м., ж. и с. рода).
III.
Работа по теме урока.- Давайте составим предложение о солнышке. (Выслушиваю несколько предложений.)
- У меня на доске тоже было составлено предложение, но ветер дунул и все слова разбросал. Составьте предложение.
д/т
Яркое солнышко смотрит в окно.- Прежде чем запишем это предложение, какие правила вспомним при его записи?
- Запишите предложение.
- Что сказано о солнышке? (смотрит)
- К какой части речи относится это слово? (глагол)
- На какой вопрос отвечает? (что делает?)
- О каком времени мы говорим? (О настоящем, оно происходит сейчас.)
- Это глагол настоящего времени. Запишем в тетрадях.
- Измените этот глагол так, как будто это было вчера. (смотрело)
- Какие орфограммы должны применить при записи слова смотрело?
- Запишем это слово.
- На какой вопрос отвечает? (что делало?)
- О каком времени говорим? (о прошедшем) Запишем в тетрадях.
- Как скажем о солнышке, если это произойдёт завтра? (посмотрит, будет смотреть)
- Запишем в тетрадях.
- На какой вопрос отвечает глагол? (что сделает?)
- О каком времени говорим? (будущем) Запишем в тетрадях.
н. вр.
Запись в тетрадях:
Яркое солнышко смотрит в окно.
п. вр.
смотрело
б. вр
посмотрит
б. вр.
будет смотреть
- Что мы узнали сейчас о глаголе? ( изменяется по временам)
- На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?
- Что можете сказать о глаголе? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и изменяется по числам и временам.)
- Какая же тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)
- Придумайте глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего.
Игра на внимание.
- Посмотрим, какие вы внимательные. Если назову глагол прошедшего времени – вы руки уберёте за голову, настоящего – вверх, будущего - вперёд.
Дети, давайте повторим движения. Глаголы прошедшего времени -? Настоящего -? Будущего -?
(моет, стонал, напишу, гонит, писали, читаю, нарисую)
- Молодцы!
IV. Закрепление.
Работа по учебнику, с. 34, у. 52.
- Прочитай, Вася, 1 задание. (Вспомните, что называют глаголы, на какие вопросы отвечают, как изменяются.) Ответьте на него.
- Прочитайте следующее задание. (Прочитайте, выделяя голосом каждое предложение.)
Зима прошла птицы возвращаются на родину они спешат вить гнёзда
- Сколько здесь предложений? (3)
- Какое 1 предложение? 2? 3?
- Запишем 1 предложение. У доски работает Настя, остальные – в тетрадях.
Зима прошла.
- Подчеркните главные члены предложения.
- 2 предложение комментирует с места Родион.
Птицы возвращаются на родину.
- Найдите глагол, подчеркните его. Определите время глагола. (наст. вр.)
- Следующее предложение запишите самостоятельно, найдите глагол, определите время.
Они спешат вить гнёзда.
- Давайте проверим работы друг у друга, как выполнили задание. Поменяйтесь тетрадями. Какие же глаголы вы нашли? (спешат - наст. вр.; вить - неопр. ф.).
Оцените работу своего соседа.
- Молодцы! Солнышко радо за вас. Вы хорошо поработали. А сейчас отдохнём.
V. Зарядка для глаз + физ. минутка.
Потянулись, до солнышка дотянулись,
Вам стало тепло.
Ручки опустили, потрясли.
Ручкам тепло. Все согрелись?
- Какие глаголы сейчас вам встретились? Назовите их.
- На какой вопрос отвечают?
- В каком времени находятся?
- А почему эти глаголы стоят в прошедшем времени? (прошло)
VI. Резерв. Творческая работа.
– А сейчас поработаем самостоятельно.- Индивидуальная работа по карточкам – 4 ученика работают индивидуально по карточкам. Закончите, можете подключиться к нам.
1. - Прочитайте текст с доски. ( каждое слово – на карточке)
Пришла весна. Ярко светит солнце. Зажурчали говорливые ручейки. Показалась зелёная травка. Скоро из тёплых стран прилетят перелётные птицы.
- Как его можно озаглавить?
- Почему?
- Внимание! А теперь задание. Выпишите глаголы по временам самостоятельно (может выполнение детьми по рядам, если не будет времени) Слабым уч-ся даю карточки-подсказки.
пр. вр. н. вр. б. вр.
- А теперь проверим. Назовите глаголы прошедшего времени, настоящего, будущего. Оцените свою работу.
- Молодцы! (собрать карточки инд. работы)
Резерв.
– Обратите внимание на глаголы прошедшего времени. Что вы заметили в словах? (суффикс –л- )- Запомните, это будет вам в дальнейшем как подсказка.
VII.Д/з.
– За хорошую работу хочу подарить вам картинки с изображениями солнышка. Все они красивые, разные. Вам задания тоже даю разные, которые вы должны выполнить на этих картинках с обратной стороны.
- И ещё, посмотрите, сколько разных заданий я для вас подобрала. Если у вас есть желание, подойдите после урока к моему столу и возьмите карточки.
VIII. Итог урока.
- Внимание!
- Над словами какой части речи работали?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Как может изменяться глагол? (по числам и временам)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.
- Довольны ли вы уроком?
- Давайте похлопаем друг другу в ладоши. Спасибо за урок!