Каждый раздел программы “Мировая художественная культура” завершается повторительно-обобщающим уроком. Игровая форма их проведения позволяет обеспечить максимальную активность учеников. Солодовников Ю.А. и Предтеченская Л.М. предлагают викторины и турниры знатоков МХК. Мы часто используем аукцион знаний.
Правила проведения аукциона не нова. “Банкир” – учитель дает каждому ребенку кредит, который необходимо вернуть и преувеличить в ходе игры.
У нас это обычно 500 школьных единиц. Предметом торга являются вопросы. Примером такого аукциона может послужить игра, посвященная итальянскому Возрождению.
I тур. “Один из трех”.
В этом туре предлагаются несложные вопросы с тремя вариантами ответов. Прежде чем задать вопрос учитель устраивает торг. Наибольшая цена- 100 школьных единиц. Следует заметить, что вначале игры ребята часто осторожничают и не столь активны как хотелось бы.
1. Возрождение –
- Культурно-историческая эпоха, сменившая средневековье, главным признаком которой являются расцвет культуры, переворот в культуре, восстановление античности.
- Эпоха в истории Западной Европы между древним миром и новым временем более 1000 лет: от падения Римской империи до открытия Америки Колумбом.
- Это эпоха существования и развития культуры Древней Греции и Древнего Рима.
2. Гуманизм –
- Человеческое общество, культура человека.
- Мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
- Вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музыцирования (для небольшой аудитории, где между музыкантами и слушателями устанавливается очень тесное взаимодействие).
3. Композиция –
- Способ построение художественного произведения (музыкального, литературного, живописного).
- Большой светлый зал, служивший местом многолюдных собраний князя с дружиной и пышных пиров.
- Культовое сооружение в католическом зодчестве, предназначенное для молитв одного семейства.
4. Палаццо –
- Сооружения, составленные из нескольких вертикальных каменных блоков, перекрытых каменной плитой.
- Изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
- Городской светский дворец – особняк в Италии; как новый тип здания сложился в эпоху Возрождения с ростом городской буржуазии.
5. Сфумато –
- Гипсовая штукатурка, обрабатываемая иногда в виде резьбы или искусственного мрамора.
- Живописный прием, главной особенностью которого является игра света и тени, рождающая живые, естественные очертания предметов и фигур, а не доминирование линии, жестко отграничивающей одну фигуру от другой.
- Живописный прием, главной особенностью которого является наложение тонких прозрачных слоев краски на просохшие или полу – просохшие краски, для того, чтобы изменить красочные тона картины.
За правильный ответ учитель дополнительно дает названную цену, за неправильный - ученик выплачивает ее в банк.
II тур. “Титаны Возрождения”
- В каком городе родился Леонардо да Винчи? (г.Винчи).
- О каком из титанов Возрождения Д.Вазари писал: “Ведь и сама живопись могла спокойно умереть после смерти столь благородного художника, ибо лишь только он закрыл глаза, она тотчас же, как бы ослепла”. (Рафаэль).
- “Хотя он много больше сделал на словах, чем на деле, все эти отрасли его деятельности, в которых он настолько божественно себя проявил, никогда не дадут угаснуть ни имени его, ни славе”. А о ком эти слова? (Леонардо).
- Изображение Давида выполнимое этим творцом было встречено флорентинцами как горделивый символ их общины и установлено на главной площади города. (Микеланджело).
- Его фреска “Афинская школа” прославляет не только античную философию, но и всю творческую силу человеческого разума. (Рафаэль).
III тур. “Кто быстрей”.
100 школьных единиц получает ученик первым поднявший руку и правильно назвавший произведение представленное учителем на репродукциях или слайдах.
- Рафаэль “Афинская школа”.
- Леонардо “Мона Лиза”.
- Микеланджело “Страшный суд”.
- Рафаэль “Сикстинская Мадонна”.
- Леонардо “Тайная вечеря”.
- Леонардо “Автопортрет”.
- Рафаэль “Мадонна ”.
- Микеланджело. Пьета.
- Микеланджело. Давид.
- Леонардо. Мадонна с цветком.
IV тур. “Последняя попытка”.
- В последнем туре ребята могут заработать по 100 школьных единиц, узнав произведение или художника по цитате.
- О ком из титанов Возрождения эти строки: “Недаром с молоком кормилицы всосал ты резец и молоток; недаром от отца, от почестей, тебе обязанных, бежал ты, манимый призраком волшебного резца”. (Микеланджело)
- По словам А.Дюма, если бы бессмертный дух Микеланджело еще раз посетил землю, он нашел бы себе достойное жилище именно в этом сооружении. (Собор Святого Петра)
- От напряженья вылез зоб на шее
Да подбородок вклинился в утробу
Грудь – как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда…
О какой из своих работ Микеланджело написал эти строки? (Роспись потолка Сикстинской капеллы) - “Удивительно впечатление простора… особенно, когда отдаешь себе отчет, что на фреске изображено свыше пятидесяти больших действующих фигур. Едва ли не большая часть очарования… приходится на долю легких и грандиозных арок, уходящих в бесконечность над головами Сократа и Аристотеля” (П.П.Муратов). О какой фреске идет речь? (Рафаэль “афинская школа”)
- “Написал он также в Милане… прекраснейшую и чудеснейшую вещь, придав головам апостолов столько величия и красоты, что голову Христа оставил незаконченной, полагая, что ему не удаться выразить в ней ту небесную божественность, которой требует образ Христа” (Д.Вазари). Узнайте произведение и его автора? (Леонардо “Тайная вечеря”)
В конце аукциона подводятся итоги. Ученики, набравшие большее количество школьных единиц получают высокие оценки.
Совет: не пожалейте времени на изготовление атрибутов: трибуны, молотка, купюр школьных единиц, таблички “Банк”. Они непременно создадут атмосферу, способствующую активности, воспитанию, конкурентоспособности и возникновению желания к следующему аукциону подготовиться лучше.
Список литературы
- Дживелегов А.К. Творцы Итальянского Возрождения. М., 1998.
- Пилюгина С.А. Вопросы, задания, задачи по ХК. Саратов, 1999.
- Солодовников ЮА. Человек в МХК. М., 2001.
- Стам С.М. Корифеи Возрождения. Саратов., 2006.
- Эрудит. Изобразительное искусство. М., 2006.