Цели:
1. Закрепить умение раскрывать тему текста, выделять основную мысль текста, развивать устную и письменную речь, формировать орфографическую зоркость;
2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, живопись, психологические процессы (мышление, память);
3. Пробудить состояние души и сердца, мыслей и чувств, учить детей видеть и чувствовать мир, воспитывать патриотизм, бережное отношение к своей Родине.
Ход мастерской
Саморегуляция
Сядьте удобно, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Учитель ваш – Мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной:
Все мышцы моего тела, лица расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чём пойдёт речь. Я теперь могу легко-легко выразить словами свои мысли. Я смело вступаю в контакт с любым человеком. Я становлюсь общительным человеком, интересным собеседником. У меня правильная, красивая речь. Меня теперь все с удовольствием слушают, и общение с людьми доставляют мне огромное удовольствие”.
Индуктор
(Включается запись “Голоса птиц в природе”, медленно убавляется звук; тишина, на фоне тишины звучит песня В. Беснера “С чего начинается Родина”)
- Ребята, произнесите медленно слово Ро-ди-на.
- Что вы видите, когда произносите это слово?
- Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами.
Ассоциативный ряд
- При слове Родина я вижу:. . Бесконечные необъятные просторы; деревенский дом моей бабушки и обилие цветов; радугу, украсившую унылый пейзаж после дождя…
Мастер записывает на доске слово Родина, а дети у себя на листочках.
Работа с материалом
Набор словаря
- Возьмите у себя на столах круг.
- Что он может символизировать? (земной шар, мяч и др. )
- Круг – это символ вечности, вечной жизни.
- Разделите его пополам по горизонтали.
- В верхней половине, где находиться Россия, запишите тёплые слова, связанные со словом Родина (любые части речи)
- В нижней половине записать холодные слова к слову Родина.
Социализация и обогащение словаря
- Прочитайте по цепочке тёплые слова, дописывайте те, которых у вас нет. Одинаковые слова не повторять.
- Чувствуете, как вас согревают эти слова, от них так веет теплом, светом, добротой, вечностью.
- Холодные слова не будем читать, пусть они останутся на чужбине.
Память
- Вспомните свой семейный или личный альбом. Там обязательно найдётся фотография, где запечатлён любимый или памятный уголок природы и вы на его фоне.
- Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография.
- Запишите отдельными словами свои чувства, состояние, ощущение в этот момент.
- Как влияла природа на ваше состояние, настроение?
Социализация и обогащение словаря
- Читаем вслух и дополняем свои записи.
Память и сосредоточение
- У вас на столах лежат сердечки, возьмите их и звёздочкой отметьте место, где спрятаны ваши сокровенные мысли о Родине.
- Звёздочка – это символ счастья, удачи, света.
- Всмотритесь в этот символ, в вашем сердце, в каждом сердце незримо живёт образ малой Родины – места, где человек вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают нам о нерасторжимом единстве Земли и Человека.
- А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните:
- Не приходилось ли быть врагом по отношению к своей звёздочке?
- Не обижали ли вы свою родную землю?
- Не издевались ли вы над своими родными братьями на планете: над растениями, птицами, животными?
- Мысленно ответьте честно своему сердцу и принесите искреннее покаяние, если это случилось с вами и дайте обет не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить свою землю и относиться к ней, как к себе самому.
- Научиться её любить так, как любят её поэты, писатели и художники, истинные дети Земли.
Поэтические образы
(Звучит тихо классическая музыка П. Чайковского “Времена года”)
Запишите слова и словосочетания, связанные с темой Родины, которые особенно тронули вашу душу.
(Смотреть приложение №1)
Социализация и обогащение словаря
- Чтение и дополнение.
Зрительные образы
(Демонстрируются репродукции картин художников, фотоэтюды по теме)
- Народные мастера стремятся в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Они хорошо знают о воздействии цвета на психику человека. Ведь с тем или иным цветом ассоциируются определённые настроения и переживания.
Социализация и обогащение словаря
- С каким цветом вы ассоциируете свою малую Родину и объясните почему.
Ситуация разрыва
(Групповая работа)
- Составьте слова из букв слова “родина”, не добавляя других букв, не повторяя имеющихся.
(Дина, Ира, Анри, Арно, Ида, народ, Дон, Дора, Нора. )
Социализация и обогащение словаря
- Чтение и дополнение.
- Подчеркните слова, которые вам понравились, зачитайте.
- Много имён.
- Символично?
- Родина - рождает, род…
Набор словаря. Выбор доминанты
- Подберите рифмы к данным словам:
Люблю – ловлю, пою
Родина – смородина, едина
Радуга – дуга, луга
Край – рай, дай
Берёзы – грёзы, розы, слёзы, угрозы
Сосны – вёсны
Ели – пели
Простор – задор, взор
Набор словаря. Социализация и обогащение словаря
- Чтение и дополнение.
- Подчеркните удачные рифмовки.
Самоконструкция: создание текста
- Ребята, просмотрите все свои записи.
- Подчеркните те тёплые слова, которые согревают вашу душу, когда вы думаете о своей Родине.
- Поделитесь ими друг с другом.
- Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите начало ваших творческих работ. Выберите ту, с которой вы хотели бы начать ваш рассказ, а может кто-то попробует себя в роли поэта, напишите, почему
Люблю я родину свою…
Я люблю тебя, мой край…
О, край родной, люблю тебя…
Есть такой уголок в России…
Милее нет сторонки…
Социализация
- Чтение работ.
Рефлексия
- Какой этап урока был самым неожиданным?
- Какой этап урока был самым интересным?
- Какой этап урока вызвал душевный подъём?
- Какое задание было самое трудное?
- Что пожелаете для следующих мастерских?
- С каким настроением вы покидаете мастерскую? Нарисуйте!
Спасибо за работу!