Мастерская письма "Родина, как много в этом слове…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Закрепить умение раскрывать тему текста, выделять основную мысль текста, развивать устную и письменную речь, формировать орфографическую зоркость;

2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческое воображение через слово, музыку, живопись, психологические процессы (мышление, память);

3. Пробудить состояние души и сердца, мыслей и чувств, учить детей видеть и чувствовать мир, воспитывать патриотизм, бережное отношение к своей Родине.

Ход мастерской

Саморегуляция

Сядьте удобно, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Учитель ваш – Мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной:

Все мышцы моего тела, лица расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чём пойдёт речь. Я теперь могу легко-легко выразить словами свои мысли. Я смело вступаю в контакт с любым человеком. Я становлюсь общительным человеком, интересным собеседником. У меня правильная, красивая речь. Меня теперь все с удовольствием слушают, и общение с людьми доставляют мне огромное удовольствие”.

Индуктор

(Включается запись “Голоса птиц в природе”, медленно убавляется звук; тишина, на фоне тишины звучит песня В. Беснера “С чего начинается Родина”)

  • Ребята, произнесите медленно слово Ро-ди-на.
  • Что вы видите, когда произносите это слово?
  • Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами.

Ассоциативный ряд

- При слове Родина я вижу:. . Бесконечные необъятные просторы; деревенский дом моей бабушки и обилие цветов; радугу, украсившую унылый пейзаж после дождя…

Мастер записывает на доске слово Родина, а дети у себя на листочках.

Работа с материалом

Набор словаря

  • Возьмите у себя на столах круг.
  • Что он может символизировать? (земной шар, мяч и др. )
  • Круг – это символ вечности, вечной жизни.
  • Разделите его пополам по горизонтали.
  • В верхней половине, где находиться Россия, запишите тёплые слова, связанные со словом Родина (любые части речи)
  • В нижней половине записать холодные слова к слову Родина.

Социализация и обогащение словаря

  • Прочитайте по цепочке тёплые слова, дописывайте те, которых у вас нет. Одинаковые слова не повторять.
  • Чувствуете, как вас согревают эти слова, от них так веет теплом, светом, добротой, вечностью.
  • Холодные слова не будем читать, пусть они останутся на чужбине.

Память

  • Вспомните свой семейный или личный альбом. Там обязательно найдётся фотография, где запечатлён любимый или памятный уголок природы и вы на его фоне.
  • Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография.
  • Запишите отдельными словами свои чувства, состояние, ощущение в этот момент.
  • Как влияла природа на ваше состояние, настроение?

Социализация и обогащение словаря

  • Читаем вслух и дополняем свои записи.

Память и сосредоточение

  • У вас на столах лежат сердечки, возьмите их и звёздочкой отметьте место, где спрятаны ваши сокровенные мысли о Родине.
  • Звёздочка – это символ счастья, удачи, света.
  • Всмотритесь в этот символ, в вашем сердце, в каждом сердце незримо живёт образ малой Родины – места, где человек вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают нам о нерасторжимом единстве Земли и Человека.
  • А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните:
  • Не приходилось ли быть врагом по отношению к своей звёздочке?
  • Не обижали ли вы свою родную землю?
  • Не издевались ли вы над своими родными братьями на планете: над растениями, птицами, животными?
  • Мысленно ответьте честно своему сердцу и принесите искреннее покаяние, если это случилось с вами и дайте обет не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить свою землю и относиться к ней, как к себе самому.
  • Научиться её любить так, как любят её поэты, писатели и художники, истинные дети Земли.

Поэтические образы

(Звучит тихо классическая музыка П. Чайковского “Времена года”)

Запишите слова и словосочетания, связанные с темой Родины, которые особенно тронули вашу душу.

(Смотреть приложение №1)

Социализация и обогащение словаря

  • Чтение и дополнение.

Зрительные образы

(Демонстрируются репродукции картин художников, фотоэтюды по теме)

  • Народные мастера стремятся в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Они хорошо знают о воздействии цвета на психику человека. Ведь с тем или иным цветом ассоциируются определённые настроения и переживания.

Социализация и обогащение словаря

  • С каким цветом вы ассоциируете свою малую Родину и объясните почему.

Ситуация разрыва

(Групповая работа)

  • Составьте слова из букв слова “родина”, не добавляя других букв, не повторяя имеющихся.

(Дина, Ира, Анри, Арно, Ида, народ, Дон, Дора, Нора. )

Социализация и обогащение словаря

  • Чтение и дополнение.
  • Подчеркните слова, которые вам понравились, зачитайте.
  • Много имён.
  • Символично?
  • Родина - рождает, род…

Набор словаря. Выбор доминанты

  • Подберите рифмы к данным словам:

Люблю – ловлю, пою

Родина – смородина, едина

Радуга – дуга, луга

Край – рай, дай

Берёзы – грёзы, розы, слёзы, угрозы

Сосны – вёсны

Ели – пели

Простор – задор, взор

Набор словаря. Социализация и обогащение словаря

  • Чтение и дополнение.
  • Подчеркните удачные рифмовки.

Самоконструкция: создание текста

  • Ребята, просмотрите все свои записи.
  • Подчеркните те тёплые слова, которые согревают вашу душу, когда вы думаете о своей Родине.
  • Поделитесь ими друг с другом.
  • Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите начало ваших творческих работ. Выберите ту, с которой вы хотели бы начать ваш рассказ, а может кто-то попробует себя в роли поэта, напишите, почему

Люблю я родину свою…
Я люблю тебя, мой край…
О, край родной, люблю тебя…
Есть такой уголок в России…
Милее нет сторонки…

Социализация

  • Чтение работ.

Рефлексия

  • Какой этап урока был самым неожиданным?
  • Какой этап урока был самым интересным?
  • Какой этап урока вызвал душевный подъём?
  • Какое задание было самое трудное?
  • Что пожелаете для следующих мастерских?
  • С каким настроением вы покидаете мастерскую? Нарисуйте!

Спасибо за работу!