Внеклассное чтение по теме: "Сказки Г.Х. Андерсена"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с произведениями и творчеством Г. Х. Андерсена
  2. Учить строить собственное суждение, развивать речь, память, внимание.
  3. Учить выделять основную мысль
  4. Развивать творческие способности учеников
  5. Прививать любовь к чтению, обогащать словарный запас учеников

Оборудование:

  • Портрет Г. Х. Андерсена
  • Карточки с датами жизни и творчества Г. Х. Андерсена
  • Видеофрагменты из мультфильмов по сказкам Г. Х. Андерсена
  • Выставка книг
  • Рисунки героев к сказке “Дюймовочка”
  • Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”, “Гадкий утёнок”
  • Аудиозапись песни “Сказки”

Ход урока

I. Организация класса

Звучит песня “Сказки”

Сегодня мы перелистаем страницы сказок Г. Х Андерсена.

II. Творческий портрет писателя

В небольшой стране Дания есть маленький остров Фюн, а на нем город ее- столица острова Фюн. В этом городе 15 апреля 1805г. родился Г. Х. Андерсен. Отец был его сапожником. Сапожники бывают разные: богатые и бедные. Андерсен был бедным. Он не хотел быть сапожником, а мечтал учиться и путешествовать. Он был большим книголюбом и мечтателем. Он перечитывал сказки “1000 и одна ночь”. Отец рано умер, но успел сделать еще одно великое дело – сходить с сыном в театр. Вот тут-то все и началось!

Вы думаете великий сказочник Андерсен мечтал стать сказочником или писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актером и только актером, хотел петь на сцене, танцевать, читать стихи. Причем все это у него не плохо получалось. Худощавого-худощавого, ужасно длинного и совсем некрасивого мальчишку, который звонко пел, а стихи мог читать целыми часами, любили слушать все в городе.

Он понимал, что в маленьком городке ему не осуществить своей мечты, и когда ему исполнилось 14 лет, он покинул родительский дом и уехал в столицу Дании город Копенгаген. Мама горько плакала. Она была прачкой и знала как плохо быть бедным и как тяжело заработать на жизнь. Он тоже плакал и на вопрос мамы: “Зачем?” он ответил: “Чтоб стать знаменитым!”

Копенгаген встретил его холодно, не приветливо. Его преследовала одна неудача за другой. Он настойчиво учился пению, но потерял голос. Занимался в балетной школе при театре, но не получал ролей. Тогда он стал писать. Сначала стихи, пьесы, потом романы писал, много мучился, переживал, потому что его сочинения долго никому не нравились.

Ганс понимал, что ему не хватает образования, но оно было дорогим. И вот один из его покровителей выхлопотал для него бесплатное поступление и ежегодную пенсию. Так в 1828 году он стал студентом.

Андерсен много путешествовал, он считал путешествия прекрасной жизненной школой.

Судьба так сложилась, что у него не было семьи и в поездках он обретал знакомых и друзей, знания окружающей действительности, что помогало ему творить. А творчество было для него главным, оно давало силы преодолевать трудности, спасало от отчаяния, приносило радость.

И только в 1835 году Ганс Христиан Андерсен уже 30-летний, еще бедный и почти никому неизвестный написал наконец на листе “…шел солдат по дороге: раз-два, раз-два… Ранец за спиной, сабля на боку…” Это была сказка. Какая? (Огниво)

Это было начало новой жизни. Этот человек достиг своей мечты. Он стал всемирно-знаменитым.

В 1872 году Андерсен тяжело заболел, долгие месяцы был прикован к постели. Осенью 1875 года великого сказочника не стало.

Он написал более 150 сказок. 10 сказок его стали золотым фондом в чтении младших школьников. Назовите эти сказки. (Дюймовочка. Гадкий утенок. Дикие лебеди. Снежная королева. Соловей. Огниво. Оле - Лукойле. Принцесса на горошине. Свинопас. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. )

Сказки Андерсена очень разные и по сюжету, и по объему, и по смыслу.

Выделяют сказки:

волшебные

  • Огниво
  • Дикие лебеди

бытовые -

  • Садовник и господа

психологические

  • Русалка
  • Снежная королева

философские -

  • Оле-Лукойле
  • Гадкий утенок

научные

  • Немая книга
  • Истории года

По источнику, который лежит в основе сюжета выделяют:

народные датские сказки в обработке - Огниво

  • Свинопас
  • Принцесса на горошине

иностранные мотивы -

  • Новое платья короля
  • Летающий сундук

сюжеты, которые он сам придумал -

  • Дюймовочка
  • Русалочка
  • Стойкий оловянный солдатик

Ш. Работа с выставкой книг

Все эти сказки вы можете найти на нашей выставке.

  1. Скажите, эта выставка авторская или тематическая? Почему?
  2. Что можно прочитать на обложке книги?
  3. Что можно узнать дополнительно о книге по титульному листу? (автор, название, издательство, год. . )
  4. Покажите книги - сборники. Ваши сборники авторские или тематические? Почему?
  5. Покажите у кого книга - произведение?
  6. Прочитайте год издания, названия издательства, город, в котором издана эта книга

IV. Работа по содержанию сказок

А сейчас, ребята, мы посмотрим как вы хорошо знаете содержание сказок Андерсена.

Киновикторина (по фрагменту из мультфильма дети отгадывают название сказки и идет работа по содержанию этой сказки)

1 фрагмент. Гадкий утёнок

Задание 1.

Даны иллюстрации к сказке. Их надо расставить по развитию сюжета сказки.

Многие литературоведы, которые изучают творчество Андерсена, утверждают, что это сказка является автобиографической.

Задание 2

Подписать каждую иллюстрацию строчками из сказки.

2 фрагмент. Стойкий оловянный солдатик

Задание 1

На доске даны карточки со словами

храбрый несгибаемый
упорный настойчивый
смелый мужественный

Прочитайте и выберите те слова, которыми можно охарактеризовать солдата.

Доказать строчками из сказки

3 фрагмент. Дикие лебеди

Задание

Игра “Угадай кто это?”. Заранее подготовленные дети дают описание героя, не называя его. Ученики класса должны угадать о ком идет речь

4 фрагмент. Дюймовочка

Задание.

Игра “Найди пару”

На доске даны рисунки героев этой сказки и карточки со словами, характеризующие этих героев.

Рисунки Карточки со словами
лягушка ленивый
рыбы бесскорыстный
крот благодарный
ласточка жадный
майский жук добрый

5 фрагмент. Свинопас

Учащиеся показывают сценку из сказки, заранее подготовленную.

Что высмеивает в этой сказке Андерсен?

Бездушие

Черствость

Холодность

6 фрагмент. Принцесса на горошине

Андерсен в некоторых сказках выступает сатириком т. е. высмеивает негодяев, пороки, черты характера, поступки, которые не украшают человека.

1. Словарная работа

тюфяк – мешок, набитый соломой, сеном, перьями. Служит постелью.

Переносное значение – человек вялый, безвольный, медлительный.

почивала – то же что и спать (устаревшее слово)

деликатная - вежливая, предупредительная, мягкая в общении.

кунскамера – собрание разнообразных редкостей, диковинок, а также помещение для них.

2. Чтение сказки

3. Пересказ по картинкам (даны иллюстрации к сказке по сюжету)

4. Вопрос Что высмеивает Андерсен в этой сказке?

  • капризность
  • избалованность
  • неблагодарность

5. Афоризмом стали слова из сказки “… принцесса на горошине…” Как вы понимаете?

V. Итог

1. Вопросы:

Какие сказки Андерсена составляют золотой фонд мировой детской литературы?

Какие его любимые герои?

Чему учат сказки?