Технико-технологические сведения.
Историческая справка о традициях празднования большого христианского праздника Святой Пасхи. Народные предания и традиции росписи пасхальных яиц.
Форма и формообразование (сущность процесса). Виды литья. Материалы. Виды моделей. Литье из гипса (материалы и приспособления). Правила безопасности работы. Технология литья из гипса с использованием природной формы. Алгоритм работы. Характерные причины брака, приемы его устранения и предупреждения. Отделка литых изделий. Сведения о народных промыслах “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”. Основные приемы росписи и цветовая палитра. Приемы росписи форм из гипса. Закрепление краски на поверхности гипсовой формы. Общий дизайн изделия.
Практические работы
Литье из гипса.
Организация рабочего места, подготовка материалов и инструментов. Изготовление гипсовой формы по предложенному алгоритму работы.
Роспись формы.
Организация рабочего места и подготовка материалов для росписи гипсовой формы. Знакомство с основными приемами росписи, выработанными мастерами народных промыслов “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”. Выполнение росписи. Закрепление краски на гипсовой форме. Окончательная отделка и оформление изделия.
Знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- традиции празднования святой Пасхи;
- принципы литья; материалы, используемые для литья;
- технологию литья из гипса, с использованием природной формы;
- приемы устранения и предупреждения брака;
- правила безопасности работы;
- приемы росписи и цветовую палитру народных промыслов “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”;
- способы закрепления краски на поверхности гипса;
- способы общего оформления готового изделия.
Учащийся должен уметь:
- планировать дизайн изделия;
- изготовлять гипсовую форму по предложенному алгоритму работы;
- выполнять правила безопасного труда;
- самостоятельно придумать рисунок росписи;
- выполнять приемы росписи в выбранной цветовой гамме;
- закреплять краску на гипсовой поверхности;
- окончательно оформлять готовое изделие.
Занятие 1 (2 часа)
Модуль: Формообразование. Литье из гипса. Изготовление подарочного пасхального яйца.
Тема: Изготовление формы для росписи”.
Цель: Ознакомление учащихся с народными традициями празднования Пасхи; приемами и традициями росписи пасхальных яиц. Рассмотреть вариант изготовления гипсовой формы для росписи пасхального яйца. Изготовить форму для росписи.
Оборудование и материалы: гипс, вода в стаканчиках, мензурка, стаканчик для смешивания гипса и воды (из под йогурта), стеклянная палочка, скорлупа яйца, подставка (крышечка) для скорлупы. Зрительный ряд. Репродукции глиняных и деревянных игрушек, предметов народного быта, образцов народных промыслов.
Дополнительно: (для сверхстандарта) альбомный лист, краски, кисточки.
План
1. Организационный момент.
Проверка готовности
2. Вводный инструктаж.
Учитель: Сегодня мы с вами обратимся к народным традициям, которые сложились в результате многолетнего празднования большого христианского праздника Святой пасхи.
Вы знаете, что в этот день принято дарить друг другу Пасхальные яйца. Вот изготовление и роспись такого подарка есть цель наших двух занятий по декоративно - прикладному искусству.
Обратимся к истории.
С сообщением о истории празднования Святой Пасхи выступит: Ф.И. ученицы.
Доклад 1. (см. Приложение 1).
О предании о первом красном яичке, преподнесенном в подарок поведает нам: Ф.И. ученицы.
Доклад 2. (см. Приложение 2).
О традициях росписи пасхальных яиц расскажет: Ф.И. ученицы.
Доклад 3. (см. Приложение 3).
А теперь от истории перейдем к нашей работе. Сегодня мы изготовим гипсовую форму для росписи.
Что нужно для того, чтобы получить нужную форму?
Сущность процесса формообразования заключается:
- в выборе нужной формы - внешнего очертания изделия;
- изготовлении нужной формы;
- заполнении подготовленной формы раствором для литья;
- снятии заготовки с полученной формы.
Мы в качестве формы будем использовать данную нам природой форму - яичную скорлупу, а в качестве материала для заполнения формы - раствор из гипса. У вас на столах находится все необходимое для изготовления такой формы.
Рассмотрим алгоритм работы.
Алгоритм изготовления гипсовой формы
Подготовить скорлупу предусмотрев оптимальный размер для заполнения гипсом.
Поставить скорлупу в подставку.
Смешать в пластмассовом стаканчике гипс с водой, (7 ч.л. гипса + 50 мл. воды) хорошо размешав в однородную массу.
Влить гипсовую массу в отверстие скорлупы через край стаканчика, непрерывно помешивая стеклянной палочкой гипсовую массу в скорлупе.
Вставить в форму пластмассовую или деревянную палочку.
Поставить форму на просушку.
Убрать рабочее место.
3. Текущий инструктаж.
Выполнение практической работы по алгоритму.
Примечание: при быстром выполнении практической работы по изготовлению формы из гипса, учащиеся выполняют сверхстандарт.
Сверхстандарт: выполнить на альбомном листе красками элементы росписи.
Во время выполнения практической работы учитель наблюдает за правильностью действий учащихся и при необходимости корректирует их работу.
4. Заключительный инструктаж
1) Сдать листы с выполненной росписью.
2) Убрать рабочее место.
3) Поставить форму на просушку (дежурная бригада собирает формы и ставит
их на просушку).
Примечания: Оценить качество выполнения практической работы учащегося можно только на следующем занятии, когда будет снята скорлупа с гипсовой формы.
Занятие 1 закончено.
Занятие 2 (2 часа)
Тема: “Изготовление подарочного пасхального яйца. Роспись формы”
Цель: Ознакомить учащихся с традициями таких народных промыслов как Хохлома, Гжель, Жостово. Развивать творческие качества личности, умения к самореализации, формировать экономическую и экологическую культуру, культуру труда. Выполнить роспись формы пасхального яйца.
Оборудование и материалы: стаканчики с водой, краски, кисточки, альбомный лист, гипсовая форма, подставка (крышечка), лак для волос или лак для ногтей (прозрачный).
На доске: Элементы росписи, примеры росписи предметов быта.
План
1. Организационный момент.
Проверка готовности.
2. Вводный инструктаж.
Сегодня у нас творческое занятие. Наша цель создать неповторимую роспись подарочного пасхального яйца. Для вдохновения мы, с Вами решили использовать традиции и опыт народных мастеров хохломской (Рисунок 1),жостовской (Рисунок 2) и гжельской росписи (Рисунок 3). Эти промыслы получили всемирную известность благодаря своим ярким краскам и сказочно красивым узорам росписи. Художники всегда искали вдохновения в народном творчестве. Вот и мы с Вами обратимся к народным источникам в выборе цветовой гаммы и вариантах узоров к творчеству хохломских, жоствоских и гжельских мастеров.
С кратким обзором традиций этих росписей Вас познакомят: Ф.И. учениц.
Итак, традиции хохломской росписи. О них нам расскажет Ф.И. ученицы.
Доклад 4 (см. Приложение 4)
Далее мы узнаем о традициях жостовской росписи.
Доклад 5 (см. Приложение 5)
И наконец - традиции гжельской росписи. О них мы узнаем из доклада Ф.И. ученицы.
Доклад 6 (см. Приложение 6)
3. Текущий инструктаж
А теперь приступим к самому интересному, творческому этапу нашего занятий - росписи подарочного пасхального яйца.
4. Выполнение практической работы.
В начале ученики набрасывают элементы росписи и эскизы на альбомном листе, а затем расписывают гипсовую форму. (Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)
Учащиеся могут и сразу расписывать гипсовую форму, если они уже четко представляют себе общий вид росписи.
Во время работы учитель наблюдает, координирует действия учеников, стимулирует творчество своих учеников, оказывает педагогическую помощь и поддержку.
5. Заключительный инструктаж.
Анализ выполненной работы и подведение итогов.
Учитель: Я предлагаю оценить Ваши работы в начале самим, а затем мы
уже дадим окончательную оценку своей работы.
Ученики: Выступают и дают краткую оценку своей работы.