Модуль "Формообразование. Литье из гипса. Изготовление подарочного пасхального яйца"

Разделы: Технология


Технико-технологические сведения.

Историческая справка о традициях празднования большого христианского праздника Святой Пасхи. Народные предания и традиции росписи пасхальных яиц.

Форма и формообразование (сущность процесса). Виды литья. Материалы. Виды моделей. Литье из гипса (материалы и приспособления). Правила безопасности работы. Технология литья из гипса с использованием природной формы. Алгоритм работы. Характерные причины брака, приемы его устранения и предупреждения. Отделка литых изделий. Сведения о народных промыслах “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”. Основные приемы росписи и цветовая палитра. Приемы росписи форм из гипса. Закрепление краски на поверхности гипсовой формы. Общий дизайн изделия.

Практические работы

Литье из гипса.

Организация рабочего места, подготовка материалов и инструментов. Изготовление гипсовой формы по предложенному алгоритму работы.

Роспись формы.

Организация рабочего места и подготовка материалов для росписи гипсовой формы. Знакомство с основными приемами росписи, выработанными мастерами народных промыслов “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”. Выполнение росписи. Закрепление краски на гипсовой форме. Окончательная отделка и оформление изделия.

Знания и умения.

Учащиеся должны знать:

  • традиции празднования святой Пасхи;
  • принципы литья; материалы, используемые для литья;
  • технологию литья из гипса, с использованием природной формы;
  • приемы устранения и предупреждения брака;
  • правила безопасности работы;
  • приемы росписи и цветовую палитру народных промыслов “Хохлома”, “Гжель”, “Жостово”;
  • способы закрепления краски на поверхности гипса;
  • способы общего оформления готового изделия.

Учащийся должен уметь:

  • планировать дизайн изделия;
  • изготовлять гипсовую форму по предложенному алгоритму работы;
  • выполнять правила безопасного труда;
  • самостоятельно придумать рисунок росписи;
  • выполнять приемы росписи в выбранной цветовой гамме;
  • закреплять краску на гипсовой поверхности;
  • окончательно оформлять готовое изделие.

Занятие 1 (2 часа)

Модуль: Формообразование. Литье из гипса. Изготовление подарочного пасхального яйца.

Тема: Изготовление формы для росписи”.

Цель: Ознакомление учащихся с народными традициями празднования Пасхи; приемами и традициями росписи пасхальных яиц. Рассмотреть вариант изготовления гипсовой формы для росписи пасхального яйца. Изготовить форму для росписи.

Оборудование и материалы: гипс, вода в стаканчиках, мензурка, стаканчик для смешивания гипса и воды (из под йогурта), стеклянная палочка, скорлупа яйца, подставка (крышечка) для скорлупы. Зрительный ряд. Репродукции глиняных и деревянных игрушек, предметов народного быта, образцов народных промыслов.

Дополнительно: (для сверхстандарта) альбомный лист, краски, кисточки.

План

1. Организационный момент.

Проверка готовности

2. Вводный инструктаж.

Учитель: Сегодня мы с вами обратимся к народным традициям, которые сложились в результате многолетнего празднования большого христианского праздника Святой пасхи.

Вы знаете, что в этот день принято дарить друг другу Пасхальные яйца. Вот изготовление и роспись такого подарка есть цель наших двух занятий по декоративно - прикладному искусству.

Обратимся к истории.

С сообщением о истории празднования Святой Пасхи выступит: Ф.И. ученицы.

Доклад 1. (см. Приложение 1).

О предании о первом красном яичке, преподнесенном в подарок поведает нам: Ф.И. ученицы.

Доклад 2.  (см. Приложение 2).

О традициях росписи пасхальных яиц расскажет: Ф.И. ученицы.

Доклад 3. (см. Приложение 3).

А теперь от истории перейдем к нашей работе. Сегодня мы изготовим гипсовую форму для росписи.

Что нужно для того, чтобы получить нужную форму?

Сущность процесса формообразования заключается:

- в выборе нужной формы - внешнего очертания изделия;

- изготовлении нужной формы;

- заполнении подготовленной формы раствором для литья;

- снятии заготовки с полученной формы.

Мы в качестве формы будем использовать данную нам природой форму - яичную скорлупу, а в качестве материала для заполнения формы - раствор из гипса. У вас на столах находится все необходимое для изготовления такой формы.

Рассмотрим алгоритм работы.

Алгоритм изготовления гипсовой формы

Подготовить скорлупу предусмотрев оптимальный размер для заполнения гипсом.

Поставить скорлупу в подставку.

Смешать в пластмассовом стаканчике гипс с водой, (7 ч.л. гипса + 50 мл. воды) хорошо размешав в однородную массу.

Влить гипсовую массу в отверстие скорлупы через край стаканчика, непрерывно помешивая стеклянной палочкой гипсовую массу в скорлупе.

Вставить в форму пластмассовую или деревянную палочку.

Поставить форму на просушку.

Убрать рабочее место.

3. Текущий инструктаж.

Выполнение практической работы по алгоритму.

Примечание: при быстром выполнении практической работы по изготовлению формы из гипса, учащиеся выполняют сверхстандарт.

Сверхстандарт: выполнить на альбомном листе красками элементы росписи.

Во время выполнения практической работы учитель наблюдает за правильностью действий учащихся и при необходимости корректирует их работу.

4. Заключительный инструктаж

1) Сдать листы с выполненной росписью.

2) Убрать рабочее место.

3) Поставить форму на просушку (дежурная бригада собирает формы и ставит

их на просушку).

Примечания: Оценить качество выполнения практической работы учащегося можно только на следующем занятии, когда будет снята скорлупа с гипсовой формы.

Занятие 1 закончено.

Занятие 2 (2 часа)

Тема: “Изготовление подарочного пасхального яйца. Роспись формы”

Цель: Ознакомить учащихся с традициями таких народных промыслов как Хохлома, Гжель, Жостово. Развивать творческие качества личности, умения к самореализации, формировать экономическую и экологическую культуру, культуру труда. Выполнить роспись формы пасхального яйца.

Оборудование и материалы: стаканчики с водой, краски, кисточки, альбомный лист, гипсовая форма, подставка (крышечка), лак для волос или лак для ногтей (прозрачный).

На доске: Элементы росписи, примеры росписи предметов быта.

План

1. Организационный момент.

Проверка готовности.

2. Вводный инструктаж.

Сегодня у нас творческое занятие. Наша цель создать неповторимую роспись подарочного пасхального яйца. Для вдохновения мы, с Вами решили использовать традиции и опыт народных мастеров хохломской (Рисунок 1),жостовской (Рисунок 2) и гжельской росписи (Рисунок 3). Эти промыслы получили всемирную известность благодаря своим ярким краскам и сказочно красивым узорам росписи. Художники всегда искали вдохновения в народном творчестве. Вот и мы с Вами обратимся к народным источникам в выборе цветовой гаммы и вариантах узоров к творчеству хохломских, жоствоских и гжельских мастеров.

С кратким обзором традиций этих росписей Вас познакомят: Ф.И. учениц.

Итак, традиции хохломской росписи. О них нам расскажет Ф.И. ученицы.

Доклад 4 (см. Приложение 4)

Далее мы узнаем о традициях жостовской росписи.

Доклад 5 (см. Приложение 5)

И наконец - традиции гжельской росписи. О них мы узнаем из доклада Ф.И. ученицы.

Доклад 6 (см. Приложение 6)

3. Текущий инструктаж

А теперь приступим к самому интересному, творческому этапу нашего занятий - росписи подарочного пасхального яйца.

4. Выполнение практической работы.

В начале ученики набрасывают элементы росписи и эскизы на альбомном листе, а затем расписывают гипсовую форму. (Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

Учащиеся могут и сразу расписывать гипсовую форму, если они уже четко представляют себе общий вид росписи.

Во время работы учитель наблюдает, координирует действия учеников, стимулирует творчество своих учеников, оказывает педагогическую помощь и поддержку.

5. Заключительный инструктаж.

Анализ выполненной работы и подведение итогов.

Учитель: Я предлагаю оценить Ваши работы в начале самим, а затем мы

уже дадим окончательную оценку своей работы.

Ученики: Выступают и дают краткую оценку своей работы.