Цели:
- раскрыть понятие “исследователь”, “открыватель”;
- научить детей первым шагам в самостоятельном исследовании;
- развивать интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка;
Оборудование:
- карточки с символическим изображением методов исследований;
- карточки с рисунками , обозначающими темы детских исследований;
- таблички: “Шаги самостоятельного исследования”; “Исследование – поиск новых знаний”;
- энциклопедии;
- эмблема клуба;
- мультфильм “Комаров”;
- ребус;
- живой хомяк.
Ход занятия
1. Орг.момент.
Вы готовы работать? Настроение хорошее? Подарите друг другу улыбки. Похлопайте сами себе.
2. Объяснение нового материала.
(1) – Начинаем 1-е заседание клуба младших школьников, которое называется “Мои маленькие открытия”.
У нашего клуба есть своя эмблема.
Кто на ней изображен?
(Маленький мальчик, который в одной руке держит шишку, а в другой веточку. Глаза его широко открыты , он улыбается и весело шагает по земному шару.)
Почему на эмблеме нарисован именно он?
У вас возникло затруднение? Пока вы не можете ответить на данный вопрос?
Посмотрим отрывок из мультфильма, может быть тогда найдете ответ на вопрос.
(Учитель включает видеозапись с отрывком из мультфильма “Комаров”)
Краткое содержание фрагмента:
Маленький мальчик Комаров убегает от группы детей и оказывается на тропинке, которая ведет к лугу, на котором пасется бычок. По дороге он встречает лягушку, находит шишку. Маленький мальчик пытается все рассмотреть, исследовать. Он сам делает вывод, что на лугу пасется не большая собака, а маленькая коровка.)
Учитель задает вопросы после просмотра отрывка:
Что и кого он встречает на своем пути?
Что он пытается узнать о лягушке? (Как же она заводится? и др.)
Что вы можете сказать об этом мальчике?
Какой он по характеру?
(любознательный)
Какое открытие он для себя сделал?
(Бычок – это не большая собака, а маленькая коровка.)
Маленький мальчик сделал для себя открытие. Его можно назвать открывателем нового, неизвестного.
Как по- другому можно назвать открывателя? (исследователь).
Что такое исследование?
(предположение детей)
Учитель вывешивает таблицу:
Исследование - поиск новых решений. |
Исследование – поиск новых знаний.
Теперь вы сможете ответить на вопрос: Почему маленький мальчик Комаров является символом нашего клуба?
(предположение детей)
(2) - Сегодня мы будем учиться проводить свои маленькие исследования.
ШАГ 1:
Как вы думаете, с чего начинает свою работу настоящий исследователь? (Он выбирает тему исследования).
(Учитель вывешивает таблицу №1, таблица прилагается).
Тем для исследований очень много. Вы должны выбрать самую интересную для вас тему. Выбирайте такую тему, чтобы над объектом исследования можно было понаблюдать самостоятельно, проделать эксперимент.
(Открываются таблички с темами исследований. На одной стороне рисунок, а на другой напечатана тема. Дети сначала читают, а затем рассматривают рисунок. Учитель вывешивает карточки с темами на магнитную доску ).
Примерные темы исследований:
1. Домашние животные.
2. Автомобили.
3. Водоемы.
4. Насекомые.
5. Рыбы.
6. Природные явления.
7. Истории вещей.
8. Человек.
9. Птицы.
10. Комнатные растения.
11. Солнечная система и т.д.
Затем обсуждаются темы исследований.
ШАГ 2:
Настоящий открыватель должен составить план своего исследования, из каких источников он будет собирать информацию.
ШАГ 3:
Сбор информации – это новое сложное дело. Этому нужно учиться. Ваша задача - собрать всю доступную информацию. Существует много способов добычи информации. Они зашифрованы знаками. Расшифруйте эти знаки.
(Учитель открывает таблички с символическим изображением методов исследования. Таблица №2 прилагается)
Откуда мы можем получить информацию? (ответ детей)
(Учитель выстраивает таблички с расшифровкой символов)
Что мы будем делать в первую очередь, во вторую и т.д.
Ребята, у нас сложилась целая цепочка самостоятельного добывания информации.
ШАГ 4:
После того, как информация получена, мы должны обобщить данные: зарисовать всю информацию при помощи пиктограмм(схематичных рисунков)
ШАГ 5:
А затем сделать сообщение – небольшой доклад.
Ученица нашего класса Бабушкина Ксения проделала такую работу. Послушаем ее.
(Ксюша подготовила сообщение о домашнем попугае).
ШАГ 6:
После выступления вам хочется задать вопросы по теме доклада.
Например: Легко ли попугаи поддаются дрессировке? И др.
Понравился вам доклад Ксении? Давайте ей похлопаем.
Я думаю, что этот вид исследовательской работы вас заинтересовал. Хотите стать исследователями?
- Всю информацию вы будете складывать в папку, которую назовем ”Папка исследователя. Мои маленькие открытия”.
(3) – А сейчас поиграем в исследователей.
Тема исследования зашифрована. Отгадайте ребус.
Правильно ребята , здесь спряталось слово “хомяк”.
Колесников Вадим нам сегодня принес своего домашнего питомца – хомяка.
Подойдите поближе и рассмотрите его.
Сейчас поработаем по группам.
Повторим правила работы в группах:
1. Умейте договариваться с товарищами тихо, не мешая соседям.
2. Используйте знаки “Я говорю”, “Ты говоришь”.
3. Умейте сообща выделить главное.
4. Вместе выберите одного ученика, который будет выступать от вашей группы.
Задание группам:
1 группе: Подумать самостоятельно. (Ребята вспоминают, что они уже знают о хомяке).
2 группе: Найти материал в энциклопедии. (Дети находят рисунки, фотографии с изображением хомяка, рассматривают их).
3 группе: Понаблюдать.
(Ученики наблюдают за хомяком, который сидит в клетке, за его повадками, окрасом и т.д.)
Вся работа занимает 5-10 минут. Затем от каждой группы выходит 1 человек и делает сообщение. Работа проходит весело, занимательно. Дети очень заинтересованы.
Вы убедились, что добывать информацию можно разными способами.
Интересно вам было проделывать такую работу?
Делать открытия, проводить исследование – это большой труд. Успехов вам!
Наше 1-е заседание подходит к концу. Встретимся в следующий четверг на 2-м заседании клуба, на котором мы узнаем, какую тему исследования выбрал каждый из вас.
В заключение ребята исполняют любимую песенку “Чудо песенка”, ведь любое открытие – это необыкновенное чудо!