Первое заседание клуба младших школьников "Мои маленькие открытия"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • раскрыть понятие “исследователь”, “открыватель”;
  • научить детей первым шагам в самостоятельном исследовании;
  • развивать интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка;

Оборудование:

  • карточки с символическим изображением методов исследований;
  • карточки с рисунками , обозначающими темы детских исследований;
  • таблички: “Шаги самостоятельного исследования”; “Исследование – поиск новых знаний”;
  • энциклопедии;
  • эмблема клуба;
  • мультфильм “Комаров”;
  • ребус;
  • живой хомяк.

Ход занятия

1. Орг.момент.

Вы готовы работать? Настроение хорошее? Подарите друг другу улыбки. Похлопайте сами себе.

2. Объяснение нового материала.

(1) – Начинаем 1-е заседание клуба младших школьников, которое называется “Мои маленькие открытия”.

У нашего клуба есть своя эмблема.

Кто на ней изображен?

(Маленький мальчик, который в одной руке держит шишку, а в другой веточку. Глаза его широко открыты , он улыбается и весело шагает по земному шару.)

Почему на эмблеме нарисован именно он?

У вас возникло затруднение? Пока вы не можете ответить на данный вопрос?

Посмотрим отрывок из мультфильма, может быть тогда найдете ответ на вопрос.

(Учитель включает видеозапись с отрывком из мультфильма “Комаров”)

Краткое содержание фрагмента:

Маленький мальчик Комаров убегает от группы детей и оказывается на тропинке, которая ведет к лугу, на котором пасется бычок. По дороге он встречает лягушку, находит шишку. Маленький мальчик пытается все рассмотреть, исследовать. Он сам делает вывод, что на лугу пасется не большая собака, а маленькая коровка.)

Учитель задает вопросы после просмотра отрывка:

Что и кого он встречает на своем пути?

Что он пытается узнать о лягушке? (Как же она заводится? и др.)

Что вы можете сказать об этом мальчике?

Какой он по характеру?

(любознательный)

Какое открытие он для себя сделал?

(Бычок – это не большая собака, а маленькая коровка.)

Маленький мальчик сделал для себя открытие. Его можно назвать открывателем нового, неизвестного.

Как по- другому можно назвать открывателя? (исследователь).

Что такое исследование?

(предположение детей)

Учитель вывешивает таблицу:

Исследование - поиск новых решений.

Исследование – поиск новых знаний.

Теперь вы сможете ответить на вопрос: Почему маленький мальчик Комаров является символом нашего клуба?

(предположение детей)

(2) - Сегодня мы будем учиться проводить свои маленькие исследования.

ШАГ 1:

Как вы думаете, с чего начинает свою работу настоящий исследователь? (Он выбирает тему исследования).

(Учитель вывешивает таблицу №1, таблица прилагается).

Тем для исследований очень много. Вы должны выбрать самую интересную для вас тему. Выбирайте такую тему, чтобы над объектом исследования можно было понаблюдать самостоятельно, проделать эксперимент.

(Открываются таблички с темами исследований. На одной стороне рисунок, а на другой напечатана тема. Дети сначала читают, а затем рассматривают рисунок. Учитель вывешивает карточки с темами на магнитную доску ).

Примерные темы исследований:

1. Домашние животные.

2. Автомобили.

3. Водоемы.

4. Насекомые.

5. Рыбы.

6. Природные явления.

7. Истории вещей.

8. Человек.

9. Птицы.

10. Комнатные растения.

11. Солнечная система и т.д.

Затем обсуждаются темы исследований.

ШАГ 2:

Настоящий открыватель должен составить план своего исследования, из каких источников он будет собирать информацию.

ШАГ 3:

Сбор информации – это новое сложное дело. Этому нужно учиться. Ваша задача - собрать всю доступную информацию. Существует много способов добычи информации. Они зашифрованы знаками. Расшифруйте эти знаки.

(Учитель открывает таблички с символическим изображением методов исследования. Таблица №2 прилагается)

Откуда мы можем получить информацию? (ответ детей)

(Учитель выстраивает таблички с расшифровкой символов)

Что мы будем делать в первую очередь, во вторую и т.д.

Ребята, у нас сложилась целая цепочка самостоятельного добывания информации.

ШАГ 4:

После того, как информация получена, мы должны обобщить данные: зарисовать всю информацию при помощи пиктограмм(схематичных рисунков)

ШАГ 5:

А затем сделать сообщение – небольшой доклад.

Ученица нашего класса Бабушкина Ксения проделала такую работу. Послушаем ее.

(Ксюша подготовила сообщение о домашнем попугае).

ШАГ 6:

После выступления вам хочется задать вопросы по теме доклада.

Например: Легко ли попугаи поддаются дрессировке? И др.

Понравился вам доклад Ксении? Давайте ей похлопаем.

Я думаю, что этот вид исследовательской работы вас заинтересовал. Хотите стать исследователями?

- Всю информацию вы будете складывать в папку, которую назовем ”Папка исследователя. Мои маленькие открытия”.

(3) – А сейчас поиграем в исследователей.

Тема исследования зашифрована. Отгадайте ребус.

Правильно ребята , здесь спряталось слово “хомяк”.

Колесников Вадим нам сегодня принес своего домашнего питомца – хомяка.

Подойдите поближе и рассмотрите его.

Сейчас поработаем по группам.

Повторим правила работы в группах:

1. Умейте договариваться с товарищами тихо, не мешая соседям.

2. Используйте знаки “Я говорю”, “Ты говоришь”.

3. Умейте сообща выделить главное.

4. Вместе выберите одного ученика, который будет выступать от вашей группы.

Задание группам:

1 группе: Подумать самостоятельно. (Ребята вспоминают, что они уже знают о хомяке).

2 группе: Найти материал в энциклопедии. (Дети находят рисунки, фотографии с изображением хомяка, рассматривают их).

3 группе: Понаблюдать.

(Ученики наблюдают за хомяком, который сидит в клетке, за его повадками, окрасом и т.д.)

Вся работа занимает 5-10 минут. Затем от каждой группы выходит 1 человек и делает сообщение. Работа проходит весело, занимательно. Дети очень заинтересованы.

Вы убедились, что добывать информацию можно разными способами.

Интересно вам было проделывать такую работу?

Делать открытия, проводить исследование – это большой труд. Успехов вам!

Наше 1-е заседание подходит к концу. Встретимся в следующий четверг на 2-м заседании клуба, на котором мы узнаем, какую тему исследования выбрал каждый из вас.

В заключение ребята исполняют любимую песенку “Чудо песенка”, ведь любое открытие – это необыкновенное чудо!

Приложение