Урок 1
Показываем образование тени и полутени и рассматриваем образование солнечных и лунных затмений, сопровождая рассказ учебным кинофильмом “Солнечные и лунные затмения” или соответствующим диафильмом. При анализе просмотренных фильмов делаем акцент на проявлении прямолинейности распространения света и формируем закон прямолинейного распространения света: “Свет в прозрачной однородной среде распространяется по прямым линиям”.
Даем понятие о луче света: линия, вдоль которой распространяется свет. Тень – это пространство, в которое попадает свет от источника света S. Источники бывают точечные и протяженные. Источник света называется точечным, если его размеры много меньше, чем расстояние от него до экрана. Источник света называется протяженным, если его размеры сравнимы с расстоянием от него до экрана. Схематично, с помощью рисунков, поясняем образование солнечных и лунных затмений.
Урок 2
Изучаем законы отражения света и их применение, включая построение изображения в плоском зеркале. В начале урока показываем опыт с оптической шайбой, в центр которой помещаем плоское зеркало. Изменяя угол падения, доказываем, что угол отражения тоже изменяется, при этом “луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным к точке падения луча; и угол падения равен углу отражения”.
Рассматриваем свойство обратимости падающего и отраженного лучей. Измеряем углы (падения и отражения) транспортиром и определяем отношение
Урок 3
Изучаем построение изображения в плоском зеркале. Раздаем плоские зеркала и свечи на каждую парту. Задание: построить в плоском зеркале изображение светящейся точки и доказать, что расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до изображения; рассмотреть равенство треугольников OSO1 и S1OO1 и доказать, что SO = S1O.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: “Получение изображения в плоском зеркале”. Оборудование: свеча, плоское зеркало, линейка.
Ход работы
- Поставьте свечу и зеркало в вертикальной плоскости, получите изображение свечи.
- Измерьте расстояние от свечи до изображения свечи.
- Убедитесь, что эти расстояния одинаковы.
- Постройте изображение свечи.
Урок 4
Изучаем преломление света. На оптической шайбе заменяем плоское зеркало прозрачной плоскопараллельной пластиной. Изменяя угол падения луча от 0 до 900, следим за ходом преломленного луча, измеряя каждый раз углы падения и преломления. Даем определение углу преломления, записываем его обозначение (?), записываем соотношения между углами падения (?) и соответствующими углами преломления (?). Делаем соответствующие рисунки, обращая внимание на то, что луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр, проведенный в точку падения луча, лежат в одной плоскости и что отношение величин этих углов больше единицы. Раздаем на каждую парту по призме и по экрану со щелью и предлагаем учащимся пронаблюдать ход луча.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: “Измерение угла падения и угла преломления света”.
Оборудование: лампа накаливания на 3,5 В с колпачком, экран со щелью, транспортир, карандаш, лист белой бумаги, призма.
Ход работы
- зажгите лампу и положите ее на колпачок с одной стороны экрана. С другой стороны экрана положите лист белой бумаги, а на него призму.
- Направьте луч свет, вышедшего из щели экрана, перпендикулярно верхней грани призмы. Убедитесь, что при этом луч при переходе из воздуха в стекло не преломляется.
- Измените положение призмы так, чтобы луч света падал на верхнюю грань под острым углом.
- Обведите контуры призмы карандашом. Отметьте точку падения луча, обозначьте ее буквой А и проведите линию вдоль падающего луча. Отметьте точку выхода луча из призмы буквой В и проведите линию вдоль вышедшего луча.
- Пронаблюдайте, как идет луч в призме.
- Сняв призму, проведите перпендикуляры к граням в точках А и В, соедините их прямой, обозначьте угол падения (), а угол преломления () и угол , образованный вышедшим из призмы лучом.
- Измерьте транспортиром углы ? ,? и ? и запишите в таблицу. Изменяя угол падения, проследите за изменением положения преломленного луча.
Опыт | Вывод | Вывод | |||
1 | |||||
2 | |||||
3 |
Определите соотношения:
и сделайте вывод.
Контрольный вопрос. Как пойдет преломленный луч, если падающий луч направить в т. В вдоль прямой DB? Какой вывод можно сделать? (Ответ: луч обладает свойством обратимости.)
Примечание: если нет лампы накаливания, можно использовать дневной свет от окна.
Урок 5
Изучаем дисперсию (от лат. dispersion – рассеяние) света. С помощью ФОС и трехгранной призмы из флинта или крона получаем спектр. Записываем, в каком порядке расположены цветные полосы: 1) красная…7) фиолетовая. Делаем рисунок.
Раздаем на парты трехгранные призмы и предлагаем учащимся получить спектр белого света. Обращаем внимание на то, что меньше всего преломляются красные лучи, а больше всего – фиолетовые. Делаем вывод, что показатель преломления для красного света меньше, чем для фиолетового. Опираясь на опыты с призмами, делаем вывод: белый свет состоит из смеси лучей разного цвета.
Ставим вопрос: что такое белый свет и что такое цвет луча? Разложение белого света на составляющие его цветные лучи и есть дисперсия. Впервые дисперсию света получил английский ученый И. Ньютон.
Вводим понятие об электромагнитной волне. При наблюдении дисперсии белого света невольно возникает вопрос: а что представляет собой луч белого света в понимании физиков? Впервые о природе света высказался английский ученый Дж. Максвелл: “Свет – это электромагнитная волна, распространяющая в пространстве со скоростью 300 000км/с”.
Что такое электромагнитная волна? Как известно, существуют электрическое и магнитное поля. Силовой характеристикой электрического поля является вектор напряженности Е.
Но если заряд движется, т.е. есть электрический ток, то появляется и магнитное поле.
Силовой характеристикой магнитного поля является вектор магнитной индукции В. Если электрическое поле изменяется, то возникает переменное магнитное поле, и наоборот.
Дж. Максвелл сказал: “Изменяясь во времени, магнитное поле порождает электрическое поле”. Изменения во времени напряженности электрического поля и индукции магнитного поля образуют электромагнитную волну. Каждая электромагнитная волна имеет определенную волну и соответственно частоту. Так, например, длина волны красного света 7,5*10-7м, а длина волны фиолетового света 4*10-7м. графически электромагнитная волна представляется двумя синусоидами, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Урок 6
Изучаем интерференцию (от лат. inter- ударяю и ferio – взаимно) электромагнитные волны одинаковой длины волны, не изменяющейся со временем, при встрече друг с другом могут усиливаться или ослабляться. Например, если встречаются два таких луча красного света, то образуются ярко-красные и темные кольца. Показываем кольца Ньютона сначала в красном свете, затем в белом.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: “Наблюдение интерференции света”
Оборудование: мыльный раствор, трубка, проволочное кольцо с ручкой, листок черной бумаги, два хорошо протертых спиртом предметных зеркала, ФОС, светофильтр.
Ход работы
- получите мыльный пузырь и посмотрите, как он переливается всеми цветами при освещении белым светом.
- опустите проволочное кольцо в мыльный раствор, расположив его вертикально, посмотрите через пленку на источник белого света, пронаблюдайте цветные полосы.
- Наложите предметное стекло на лист черной бумаги, на него наложите второе предметное стекло, нажмите на стекло и добейтесь получения цветных колец или полос. Сделайте вывод.
Урок 7
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Тема: “Наблюдение дифракции и поляризации света”.
Оборудование: ФОС, диск, проволка, фильтры, два поляроида, штангенциркуль или лист алюминиевой фольги со щелью, капроновый лоскут.
Ход работы
1. Демонстрация: используя ФОС, фильтр и диск, показываем образование светлого пятна за диском на темном фоне и образование темного пятна за круглым отверстием. Поясняем: свет огибает непрозрачный диск и заходит в тень диска; это явление называется дифракцией.
2.Демонстрация: ставим на демонстративный стол лампу накаливания с вертикальной нитью и предлагаем учащимся посмотреть через узкую щель на эту лампу – по обе стороны от щели видны радужные полосы.
3.Фронтальный эксперимент: наблюдаем дифракционный спектр в свете, проходящем через лоскутки капрона
Фронтальный эксперимент: наблюдаем дифракционный спектр в свете, отраженном под скользящим углом от грампластинки (грампластинку следует расположить на уровне глаз, пред лампой, почти горизонтально).
Фронтальный эксперимент: пронаблюдаем прохождение света через два поляроида, поворачивая их друг относительно друга. Делаем вывод: поляроиды пропускают свет только в одной плоскости. Это и есть поляризация света.
На экране светлое пятно.
Светлое пятно исчезает.
Урок 8
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
- Что такое свет?
- Какими свойствами обладает свет?
- Какие опыты подтверждают прямолинейность распространения света?
- Как читается закон отражения света?
- Как читается закон преломления света?
- Что такое дисперсия света?
- Что такое электромагнитная волна?
- Какие опыты показывают интерференцию, дифракцию и поляризацию света?
После этого продолжаем изучение геометрической оптики по стандартной программе.