Цели:
- познакомит с порядком действий в сложных выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней;
- развивать внимание, память, логическое мышление, учебную активность;
- воспитывать умение сотрудничать.
Форма работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Ход работы
I. Организационный момент:
Математики тропинки –
Одолеем без запинки!
А кому будет трудно,
Мы тому поможем дружно!
II. “Гимнастика для ума” - “Ленивые восьмерки”.
III. Устный счет:
1. На доске записаны числа: 30, 45, 17, 10, 25, 15, 40, 35.
- Назовите лишнее число. (Лишнее число 17, а остальные числа – это значения произведений из таблицы умножения на 5).
(в это время слабые учащиеся работают по карточкам над пробелами знаний).
2. Задачи в стихах на умножение и деление:
a)
От Федоры сбежала посуда:
3 стакана, 3 чашки, 3 блюда.
Кто сказать готов,
Сколько всего беглецов? (3+3+3 или 3– 3)
б)
К трем зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (7+7+7+7+7+7 или 7– 6)
- Ребята, как удобнее считать? (Дети: - С помощью таблицы умножения.)
в)
Принесла коза для деток
Со двора 16 веток.
Положила на пол их.
Как делить на четверых? (16:4=4, т. к 4– 4=16)
г) Задача на внимание: “На птичьем дворе петух снес 5 яиц, а потом еще 5 яиц. Сколько яиц снес петух?”
(Дети: - Петухи яиц не несут.)
IV. Введение в новую тему. Знакомство с порядком действий в выражениях без скобок с действиями разных ступеней. № 269 с.111
Задача: “Маша и Витя решали задачу: В равнобедренном треугольнике длина равных сторон 5 см, а третьей стороны – 8 см. Чему равен периметр треугольника?” Маша решила так задачу: Р=8+5+5=18(см), а Витя – Р=8+5– 2=
И остановился, что его затруднило?
Действия, каких ступеней встретились в выражениях Маши и Вити?
(дети: - Первой ступени – сложение у Маши. У Вити – 2 ступени и 1 ступени.)
В каком же порядке их выполнять? Витя догадался. А вы, ребята догадались?
(дети: - действия нужно выполнять слева направо.)
Витя выполнил действия в разном порядке и сравнил с правильным ответом, ведь его найти легко. Попробуйте и вы, ребята.
Сформулируйте правило порядка выполнения действий в выражениях с действиями разных ступеней. (учащиеся высказывают свои версии)
А теперь давайте сравним ваши высказывания с правилом, которое написано в учебнике. (учащиеся читают правило помещенное в учебнике с высказываниями ребят)
Физминутка:
Ты мой друг и я твой друг
Вместе мы друзья.
Нам ссориться нельзя!
V. Закрепление нового материала: (Работа в группах)
78 – 27 : 3 = | 53 + 9 – 4 = | Дополнительно: |
4 – 2 + 12 : 4 = | 81 – 7 – 6 = | 24 : 6 + 8 – 3 = |
6 – 4 – 5 – 3 + 38 = |
VI. Работа над задачей
с. 108 № 267
Дополнительный текст задачи так, чтобы задача получилось простая.
(Дети: - Сколько игрушек механических использовали для оформления витрины магазина?)
Назовите решение задачи. (17 + 8 = 25 (иг.)
– А теперь дополните этот же текст, чтобы получилось составная задача.
(Дети: - Сколько всего игрушек использовали для оформления витрины магазина?)
Какое решение будет у этой задачи?
(1.17 + 8 = 25 (иг.) – механ.
2.25 + 17 = 42 (иг.) –всего)
(решение задачи записывают на доске представители каждой группы)
– Верно, 42 игрушки использовали для оформления витрины магазина.
(Пока представители групп работали у доски для ребят всего класса была предложена задача на логическое мышление):
Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу – 12 ребят.
У каждого по 3 лукошка
В каждом лукошке – кошка.
У каждой кошки – 12 котят.
У каждого котенка в зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышей и котят
Ребята несут в Ленинград?
VII. Домашнее задание: дифференцированного характера
* стр. 10 № 18
VIII. Рефлексия: - Ребята, с каким настроением вы сегодня уходите с урока?
Оцените работу своей группы на уроке. (ребята сигнализируют цветными карточками: синий – слабо, “недружно” зеленый – хорошо, красный – отлично)