Пояснительная записка
Программа “География России” для 8-9 классов – комплексный курс физической и социально-экономической географии, реализуемый в соответствии с концепцией страноведческого подхода в преподавании данного предмета. По виду является базовой. Разработана на основе Программы по географии для общеобразовательных учреждений (Лаборатория обучения географии Института общего среднего образования РАО под редакцией Н.Н. Петровой).
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Учебный план
Темы | Количество часов |
Раздел I. Хозяйство России | 22 |
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. | 4 |
Структура и этапы формирования хозяйства России | 2 |
Географическое районирование | 2 |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 18 |
Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство | 2 |
АПК. Легкая и пищевая промышленность | 2 |
ТЭК | 2 |
Металлургический комплекс | 2 |
Машиностроительный комплекс | 1 |
ВПК | 1 |
Химическая промышленность | 1 |
Лесной комплекс | 1 |
Транспортный комплекс | 2 |
Информационный комплекс | 1 |
Сфера услуг. Рекреационное хозяйство | 2 |
Территориальное разделение труда | 1 |
Раздел II. Районы России | 34 |
Тема 3. Европейская часть России | 22 |
Географические районы европейской части России | 1 |
Русская (Восточно-Европейская) равнина | 1 |
Волга | 1 |
Состав, ГП Центральной России | 1 |
Центральный район | 3 |
Города Центрального района | 2 |
Центрально-Чернозёмный район | 1 |
Волго-Вятский район | 1 |
Северо-Западный район | 1 |
Санкт-Петербург | 1 |
Калининградская область | 1 |
Европейский Север | 2 |
Северный Кавказ | 2 |
Поволжье | 2 |
Урал | 2 |
Тема 4. Азиатская часть России | 10 |
Природа Сибири. Арктические моря | 1 |
Природа и ресурсы Южной Сибири | 1 |
Население и хозяйственное освоение Сибири | 1 |
Западная Сибирь | 2 |
Восточная Сибирь | 2 |
Байкал | 1 |
Дальний Восток | 2 |
Россия в мире | 2 |
Раздел III. География своего района | 8 |
Хозяйственный комплекс Республики Бурятия | 3 |
Особенности хозяйства Муйского района | 2 |
Экономические связи РБ | 1 |
Перспективы развития Республики Бурятия | 1 |
Будущее Муйского района | 1 |
ВСЕГО: | 64 |
Содержание курса представлено в Приложении 1.
Практические работы
№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.
№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.
№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.
№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.
№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.
№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.
№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.
№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
№ 13. Составление картосхемы размещения отраслей хозяйства Республики Бурятия.
№ 14. Разработка проекта развития Муйского района.
Творческие работы
- Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
- Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
- Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
- Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
- Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
- Описание народных помыслов Центральной России.
- Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
- История и современность нижегородской ярмарки.
- Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
- Описание и оценка условий жизни, труда, отдыха в районе.
- Этническая культура народов Северного Кавказа.
- Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
- Народные промыслы Урала.
- Современные проблемы коренных народов Севера.
- Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
Требования к подготовке учащихся
1. Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
2. Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
3. Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
4. Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Особенности организации УВП
Данная программа имеет проектно-практическую направленность обучения. Практические и творческие работы составляют более 1/3 объёма содержания.
Предлагаемые практические работы позволяют организовать как индивидуальный, так и групповой рубежный контроль.
В начале учебного года до сведения девятиклассников доводятся требования к подготовке учащихся по курсу. В соответствии со своими интересами школьники выбирают темы творческих работ. При разработке проектов им предоставляется возможность использования дистанционных методов получения информации через сеть Интернет. С учётом загруженности Интернет-класса это может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Выполненные работы формируют школьный сборник “Моя Россия”.
География своего региона изучается в течение двух лет: в 8 классе – ГП, природные условия и ресурсы, население; в 9 – характеристика хозяйственного комплекса республики, проблемы и перспективы развития. Реализация краеведческого компонента так же носит практический характер. Используются возможности исследовательского и проектного методов обучения.
Учебно-методический комплекс
- Программа по географии для общеобразовательных учреждений, разработанная Лабораторией обучения географии Института общего среднего образования РАО под редакцией Н.Н. Петровой.
- Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений “География России. Хозяйство и географические регионы” под редакцией А.И. Алексеева, книга вторая. Москва, изд. “Дрофа”, 2002
- Баринова И.И. “Школьный практикум. География России. Природа” Москва, изд. “Дрофа”, 2001
- Малиновская С.А. “География, 8 класс. Поурочные планы” Волгоград, изд. “Учитель”, 2004
- Ром В.Я., Дронов В.П. “Школьный практикум. География России. Население и хозяйство” Москва, изд. “Дрофа”, 1999
- Хабибуллин Р.Х. “Раздаточные материалы по географии. 8 – 9 классы” Москва, изд. “Дрофа”, 2002
- ЭУ “География России. Хозяйство и регионы” 1С. Образовательная коллекция
- Интернет-ресурсы