Ожидаемые результаты:
- учащиеся познакомятся с правовыми основами местного самоуправления;
- охарактеризуют основные формы непосредственной демократии на местном уровне и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления;
- смогут совершенствовать навыки работы с документами;
- навыки работы в группе; стратегию принятия решений.
Ход занятия
I. Деление на группы.
Учащиеся получают карточки с понятиями, которые можно объединить по смыслу в 4 группы:
1. “Собственность” (владеть, пользоваться, распоряжаться, имущество и т. д.)
2. “Гражданское общество” (движение, объединение, права, семья и т. д.)
3. “Молодежь” (социализация, эмансипация, воспитание и т. д.)
4. “Власть” (управление, политика, подчинение, режим и т. д.)
II. Мотивация.
“Совет одного из немецких городов постановил изгнать из города Вальтера Кезингера за то, что он предложил построить колесо для прядения шелка, что создавало конкуренцию для цеховиков”.
“Совет города Страсбурга назначал цеховых старшин, собирал налоги и пошлины, ведал чеканкой монеты, получал деньги за пользование городскими мерами и весами. Если между гражданами происходило какое-либо разногласие, то никто не мог взяться за оружие, не представ предварительно перед членами совета”.
“В правилах городского совета Парижа в ХII веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий по середине, мог ухватить по клоку травы с низких боковых оград с каждой из сторон”.
- Что объединяет эти высказывания?
(Здесь перечислены полномочия городских советов в средние века).
III. Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое местное самоуправление?
- Какие вопросы мы относим к вопросам местного значения?
IV. Правовые основы местного самоуправления.
Учащиеся работают с документами: Конституция РФ (глава 8), ФЗ “Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 1). (Приложение 1.)
Задача: найти и записать в таблицу нормы-принципы и нормы-предписания, касающиеся местного самоуправления. Нормы-принципы – есть некие основополагающие декларации, фундамент, на котором держится все местное самоуправление. Нормы-предписания напрямую регулируют муниципальную практику.
Нормы-принципы. | Нормы-предписания. |
1. В РФ признается и гарантируется
местное самоуправление. 2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. 3. Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления. 4. Народ осуществляет власть через органы местного самоуправления. 5. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию. 6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. |
1. Местное самоуправление
осуществляется в городских и сельских
поселениях с учетом исторических и местных
традиций. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения. 3. Местное самоуправление решает 2 задачи: управленческую и имущественную. 4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. 5. Местное самоуправление осуществляется путем различных форм прямой и представительной демократии. 6. Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. |
Проверка таблицы. Вопросы классу:
- Чем нормы-принципы отличаются от норм-предписаний?
V. Беседа с классом.
Принцип разделения властей(один из основополагающих принципов демократии) не оправдывает себя на местном уровне. Что тогда является критерием демократичности власти? Предлагаемые варианты ответов записываем на доске.
- выборность органов местного самоуправления;
- референдумы;
- голосования;
- судебная защита и т. д.
VI. Работа с документом (Приложение 2).
Характеристики форм непосредственной демократии и форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Группы 1 и 2 работают со ст. 22, 25, 28. Группы 3 и 4 работают со ст. 27, 29, 31. Результаты работы заносятся в таблицу.
Формы непосредственной демократии и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. | Характеристика (Цели, кто осуществляет, как исполняются решения). |
После проверки заполнения таблицы можно задать следующие вопросы:
- Чем различаются референдум и опрос?
- Чем различаются сход и собрание?
- Для чего необходимо территориальное общественное самоуправление?
- Какая форма непосредственной демократии кажется вам наиболее эффективной?
VII. Ролевая игра.
В небольшом райцентре, удаленном от крупных городов, переживающем тяжелое экономическое положение, в СМИ появилась информация, что в городе будут строить мусороперерабатывающий завод и полигон по утилизации отходов. Конечно же, эту новость стали обсуждать везде и всюду. Отношение к проекту было неоднозначным. Как поступить администрации города, учитывая интересы граждан, общества и самого города?
Класс уже разделен на 4 группы. Назовем их так:
1. Заказчики.
2. Представители городской общественности.
3. Представители молодежных объединений.
4. Администрация города
Каждая группа вырабатывает свою стратегию, находит положительные и отрицательные стороны данного строительства. Администрация принимает решение.
После выступления групп проводится краткое обсуждение.
- Согласны ли вы с таким решением администрации?
- Если нет, то можно ли его изменить? Каким образом?
- Увидели ли вы в принятом решении свою долю участия?
VIII. Рефлексия.
- Что вам известно об участии жителей нашего города в деятельности органов самоуправления?
Если вопрос вызовет затруднения, его можно дать в качестве домашнего задания.
Литература:
- Конституция РФ.
- ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”.
- Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. Москва “Русское слово”. 2005.
- Основы местного самоуправления. Учебное пособие. М. РИЦ “Муниципальная власть”. 2001.