Цель: Дать представление о влиянии человека на природу, охарактеризовать стихийные бедствия, заповедники и национальные парки.
Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы, изображающие наиболее известные заповедники Африки, иллюстрации, изображающие заповедные и охраняемые территории материка, атласы, дополнительные сообщения, видеофильм “Серенгети – заповедник Африки”, доклады учащихся об экологических проблемах и путях решения их.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.
1. Опрос домашнего задания (Фронтальный опрос)
а) какие природные зоны на материке выделяются? Перечислите и покажите по карте.
б) каковы особенности размещения природных зон Африки?
в) какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами?
г) назовите существенные признаки зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.
2. Индивидуально-письменный опрос учащихся – по бланку ответов.
На доске написать название природных зон:
а) экваториальные леса;
б) саванна;
в) тропические пустыни.
Бланк ответов | |||||
Фамилия, имя | |||||
Класс Дата | |||||
1 а б в | 2 а б в | 3 а б в | 4 а б в | 5 а б в | 6 а б в |
7 а б в | 8 а б в | 9 а б в | 10 а б в | 11 а б в | 12 а б в |
13 а б в | 14 а б в | 15 а б в | 16 а б в | 17 а б в | 18 а б в |
Учащиеся отвечая на вопросы крестиком х отмечают правильный ответ.
Вопросы:
1. Занимает почти около трети материка, особенно в северной части (1в)
2. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора (а)
3. Занимает почти 40 % площади материка (б)
4. Осадки почти год, особенно после 12 часов дня (в)
5. Выделяются сухой и влажные сезоны (б)
6. Иногда дожди не выпадают годами (в)
7. Почвы практически отсутствуют (в)
8. Почвы красно-жёлтые, ферраллитные (б)
9. Богатые перегноем красно-бурые почвы (б)
10. Лесная растительность расположена ярусами (а)
11. Растительность сосредоточена в оазисах (в)
12. Преобладают травы и редко стоящие деревья (б)
13. Самое ценное растение – финиковая пальма (в)
14. Много деревьев с ценной древесиной (а)
15. Самые распространённые деревья – баобаб и зонтичная акация (б)
16. места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенёк (в)
17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле (б)
18. Обезьяны, леопарды, окапи – обитатели этой зоны (а)
Что такое? | Кто такой? | |
Мадагаскар | Гвинейский | Вади |
Гибралтарский | Сомали | Чад |
Суэцкий | Васко да Гама | Атлас |
Альмади | Д. Ливингстон | Килиманджаро |
Тунис | Ньяса | Алмаз |
Конго (Заир) | Вавилов | Виктория |
Зенит | Самум | Хартум |
Асуан | Нил | Нигер |
Замбези | “Гремящий дым” | Юнкер |
Танганьика | Кения | Фосфориты |
(Угадать, что означает каждое слово)
3. Изучение нового материала.
1. Влияние человека на природу.
(Изучение темы по опорным конспектам и логическим цепочкам).
XIX век —> изменение природы Африки —> сокращение S лесов (раскорчёвывание и выжигание под пашни и пастбища)
Также:
болезни растений,
нашествия саранчи
(учебник – стр. 130, рисунок 59)
3. Заповедники и национальные парки.
Заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы.
Национальные парки – их могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила.
Особенно много заповедников и национальных парков в Южной и Восточной Африке.
Серенгети Крюгера Калахари |
|
Наиболее известные заповедники природных зон.
Название | Страна | S, га |
Саванна: | ||
Амбосели | Кения | 225000 |
Баминги | Центрально-Африканская Республика | 1000000 |
Буна | Кот-д’Ивуар | 900000 |
Кафуэ | Замбия | 2249000 |
Крюгера | ЮАР | 1820000 |
Селус | Танзания | 3293120 |
Серенгети | Танзания | 1450000 |
Влажные экв. леса: | ||
Виктория-Фоллс | Замбия | 52900 |
Киву | Демократическая Республика Конго | 800000 |
Нгоронгоро | Танзания | 39000 |
Одзала | Конго | 110000 |
Пустыни: | ||
Диндер | Судан | 715000 |
Калахари-Гемсбок | ЮАР | 1105000 |
Этоша-Пан | Намибия | 6734000 |
Просмотр видеофильма “Серенгети”.
Дополнительное сообщение.
1. Создание национальных парков – основное условие сохранения заповедных территорий, где остаётся нетронутой человеком природа – её животный мир. Национальные парки Африки, значение которых трудно переоценивать, посещают теперь не только иностранные туристы, но и сами африканцы, особенно школьники и студенты. Национальные парки сохраняют природу, служат естественными научно-исследовательскими лабораториями для проведения важнейших наблюдений.
Звери в таких парках забыли, что такое выстрел, и к слону, жирафу, антилопе, ко льву можно очень близко подъехать на машине – они доверчиво смотрят на человека, а это служит лучшей пропагандой охраны природы и необходимости создания национальных парков.
Миллионы туристов устремляются в заповедные территории и, пробыв среди доверчивых зверей хоть бы несколько часов, уезжают друзьями и защитниками их на всю жизнь.
Благодаря работам двух известных зоологов – отца и сына Грижменов, особенно привлекателен для людей национальный парк Серенгети.
2. Национальный парк Крюгер.
Национальный парк Крюгер расположен на северо-востоке Южно-Африканской Республики в провинциях Лимпопо и Мпуланга. На севере р. Лимпопо отделяет его от Зимбабве, на востоке государственная граница – от Мозамбика.
Парк входит в десятку крупнейших природных парков мира. Он имеет протяжённость с север на юг 345 км, а с запада на восток – 54 км. Площадь его (20 тыс. км2) сопоставима с площадью нашей Ивановской области.
Большую часть территории Крюгер – парка занимает волнистая равнина, переходящая на востоке в невысокие скалистые предгорные участки хребта Лебомбо.
Климат здесь тропический, с жарким и дождливым летом и тёплой, сухой зимой.
Территорию парка пересекают несколько сравнительно крупных рек, текущих с запада на восток, - Крокодайл, Сабия, Олифантс, Летаба, Шингведзи, Лувувху.
Множество небольших водотоков в зимний период переспахают, образуя сухие песчаные русла. Дефицит воды – одна из основных проблем парка, как, впрочем, и ЮАР в целом.
Растительный мир представлен 1968 видами растений, из которых 457 видов деревьев и кустарников, 235 – злаковых, 27 – папоротников, 16 – лиан, 1213 – трав и цветов. В национальном парке представлено более 800 видов животных: 147 видов млекопитающих, 34 землеводных, 114 – рептилий, 49 – рыб, 507 рыб.
Из растительного мира встречаются “слоновая” трава, бородач, папирус и обилие деревьев и кустарников; из животного мира – слоны, буйволы, зебры, жирафы, антилопы, обезьяны, бородавочники, шакалы, крокодилы, бегемоты, львы, гиены и другие.
На территории национального парка в последнее время начинается восстановление популяции таких животных, как – чёрный и белый носорог, гигантский слон.
Ежегодно более миллиона туристов со всего мира посещают национальный парк Крюгер и соприкасающиеся с ним заповедные места.
(Из журнала “География в школе” №8, 2006г.)
III. Закрепление. Прослушивание докладов и сообщений. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание.
§29, написать сочинение “Один день в Африке”.