Конспект урока русского языка в 1-м классе по программе "Школа-2000" на тему: "Перенос слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с правилом переноса слов;
  • развивать речь, внимание и память;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Оборудования: картинки с героями: фея Азбука, злая волшебница Буквоедка; карточки со словами, которые раскладываются; иллюстрации с изображением животных: лошади, барана, ослика, коровы.

Ход урока

I. Самоопределение.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Чистописание.

1. – Откройте тетрадь на с.9. Рассмотрите рисунок. Куда спешит улитка? Интересно, кто её там ждёт?

- Нарисуем улитку на строчке. (Показ учителем на доске. Сначала е-образные рожки, затем туловище и “домик”).

2. – Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (ь, ъ, ы).

- Поэтому в русском языке нет этих … (заглавных букв)

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединение с другими буквами.

3. – Прочитайте слова про себя. А теперь вслух прочитайте слова, состоящие из одного слога, из двух слогов, из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.

- Запишите слова, диктуя их по слогам.

- Какую роль в словах играют буквы мягкий знак и твёрдый знак?

- Подчеркните их в словах.

4. Упражнение для самоконтроля.

Улитка в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять она забыла.
Вам надо за неё решить,
Куда отправиться гостить!
Принять её готовы, факт,
“ы”, твёрдый или мягкий знак.

- Лучшую из 3-х букв впишите в окошко домика.

III. Словарная работа.

1. Работа по рисункам, с. 18-19.

- Какие слова составили ученики?

-Правописание каких слов надо запомнить? (Корова, собака).

- Запишите слово “корова”, определим количество слогов, поставим ударение, зелёной ручкой подчеркнём безударную гласную о, не проверяемую ударением. (То же самое со словом “собака”).

- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.

“Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву “о” и грызть бублик, похожий на букву “о”. Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву “о” и захотела с ней писаться

- Ну хорошо! – сказали ей, будем тебя писать “бока”.

- Нет. Я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. – Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с “о”. И стали её писать с “о”. Вот так: с “о” бака. А потом просто “собака”. Так до сих пор и пишут.

IV. Актуализация знаний.

1. Беседа по вопросам и запоминание правила в стихах.

- Сегодня у нас в гостях фея Азбука. Она хотела бы знать, что осталось в вашей памяти после чтения первой книги. В конце урока она оценит вашу работу на уроке. Итак, начинаем опрос.

- Сколько букв в русском алфавите? (33).

- Что такое буква?

- Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные).

(Ученик читает стихотворение)

Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.

- Какие бываю речевые звуки? (Гласные и согласные).

- Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

- Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!
Ах, кружится голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!

- Что такое слог?

- Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

V. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

- Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.

VI. Знакомство с новым материалом.

1. – Запишите предложение.

Бродит стадо по лугам. (Под диктовку с комментированием).

- Разделите каждое слово на слоги. Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую. (На доске: Бро-дит ста-до по лу-гам).

Как надо переносить слова? (По слогам).

Запомните это правило:

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

2. Упражнение 18 на с. 18.

Запись: Бараны, лошади, ослики, коровы.

Ба-раны, бара-ны. Ло-шади, лоша-ди. Ос-лики, осли-ки. Ко-ровы, коро-вы. (На доске появляются иллюстрации с изображением этих животных).

3. Физминутка.

Вы старались, вы писали
И немножечко устали
Вверх поднимем ручки
И дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют).
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!

4. - Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

груп-па паль-то чай-ник
тон-на подъ-ехал зай-ка

(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)

Теперь прочитаем правила переноса слов на с. 21 учебника.

5. Упражнение в делении слов для переноса.

- Злая волшебница Буквоедка заморозила слова, чтобы их нельзя было разделить для переноса. Проведите лучи от её волшебной палочки так, чтобы они разделили слова для переноса.

(На доске карточки со словами диван, рейка, семья, подъём, письмо, змея, кольцо, огонь. Дети проводят указкой, затем берёт карточку со словом и она раскладывается на части, т.е разделилось для переноса. Два слова змея, огонь не разделились.)

Почему эти слова нельзя переносить?

VII. Итог урока.

Прочитайте на рисунке ещё раз слова, которые держат игрушки. Какое из этих слов нельзя переносить? Почему? Приведите примеры таких слов.

Прочитайте на зелёной полосе в тетради слова и расскажите о правилах переноса слов.

Кто из вас усвоил эти правила – поднимите руки. Молодцы!

А теперь пойдут к фее Азбуке все, кто считает, что он хорошо поработал на уроке. Фея очень рада за вас.