Урок математики в 5-м классе по теме: "В мире животных"

Разделы: Математика


Цели:

  • развитие вычислительных навыков, познавательных интересов;
  • воспитание любви к окружающему миру.

Ход урока

1. Устный счет.

Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц,
8 рыженьких лисиц.
6 ежей и 5 зайчат
На качели все спешат.
Вы ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.

Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите здесь было волков?

Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами веселых мышей.
Мыши услышали злую лису.
Мышек же было всего только 5,
У каждого мамаши по 9 мышат.
Тихо под елью ветвистой сидят.
Так сколько, скажите, и мышат?

Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-ворона и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?

На птичьем дворе гусей дети кормили.
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей,
Папа и мама, и бабушка с дедом
Сколько гусей собралось за обедом?

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.

2. Решение задач.

1) Задачи на тему “Знаете ли вы?”

Самое крупное наземное животное – африканский слон. Узнайте высоту и длину тела ( в см) слона и его массу (в кг), решая пример, заданный блок схемой:

Масса новорожденного слоненка в 60 раз меньше массы взрослого слона. Найти массу слоненка. На сколько килограммов масса взрослого слона больше массы слоненка?

2) Задачи на тему “Хочу все знать”.

1 задача. На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Названия этих птиц зашифрованы примерами. Применяя прием последовательного деления найдите частные: 450: 18; 315: 15; 420: 28; 360: 8; 2100: 15; 600:25; 425: 25; 490: 14.

Заменив частные буквами, вы прочитаете название птиц-метеорологов.

 

Фламинго из песка строит гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым-то более низкими.

2 задача. На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире.

Узнать название самой крупной в мире черепахи поможет вам следующее задание. 

3) Задание “Угадай-ка!”

1 задача. Какой из указанных зверей самый крупный и самый сильный?

Леопард – 0,9. Гепард – 9,9. Тигр – 2,8. Рысь – 1,24.

Проверьте свою догадку выполнением следующего задания.

Вычислите произведение 28· 34. Используя полученный результат, запишите значения выражений, не выполняя указанных в них действий: 2,8·34; 28·0,34; 952:34; 95,2:2,8; 9,52:3,4; 280·3,4.

Наименьшее из полученных значений подсказывает вам ответ на вопрос.

Тигр – самый крупный и самый сильный из названных зверей. Ударом лапы он может свалить оленя, лося, переплыть с убитым кабаном бурную реку.

2 задача. “Я по России протекаю, я всем известна, но, когда ко мне прибавить букву с караю, свое значенье я теряю и птицей становлюсь тогда.” Ответ зашифрован парами чисел. Замените каждую пару чисел буквой. Прочитайте.

(2; 2) (1; 1) (3; 3) (1; 2) (3; 1) (2; 3)
           

 

4) Задание: “Знаешь ли ты загадки?”

1 задача. “Правда, дети, я хорош, на большой мешок похож. По морям былые годы обгонял я пароходы”. Кто же я?

Решите примеры:

… : 7 =13 (ост.5); 87: … =9 (ост.6); 152: … =50 (ост.2); 88: 14= … (ост.4);
… :23=4 (ост.5); 118: … =7 (ост.6).

На ответы всех примеров даны буквы. Лишь ответы вы узнаете – и загадку отгадаете.

 

Что вы знаете о дельфинах?

2 задача. “Днем спит, ночью лает, прохожих пугает”. Кто это?

Найдите значение выражения:

(67,23 – 18,05 + 50,82) · 0,02 +4998=

Ответы каждого действия зашифрованы буквами:

  • 5000 – а;
  • 49,18 – с;
  • 2 – в;
  • 100 – о.

3 задача. “Кто первым землю пашет?”

Решите пример:

(28· 93 + (1927-1873) · 31) :6-710

  • 4278 – в;
  • 54 – е;
  • 1674 – р;
  • 2604 – г; 7
  • 13 – я;
  • 3 – к.

5) Задание: “Это интересно знать”.

В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины 5-6 м.

Задание 1. Узнайте длину бобра ( в дм) . Поможет вам удивительный квадрат.

5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4

1) Из первой строки выберите наименьшее число.

2) Из второй строки выберите наибольшее число.

3) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.

4) Найдите сумму выбранных трех чисел – и вы получите ответ на вопрос.

(3,6+2,7+3,7=10 длина тела бобра 10 дм.)

10 дм – сколько это сантиметров?

Сравните длину тела бобра со своим ростом.

Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? (6,3+2,3+1,4=10) .

Найдите сумму чисел по главной диагонали. Что вы заметили? Найдите сумму чисел по побочной диагонали таблицы. Сделайте вывод.

Задание 2. Узнайте массу бобра ( в кг) .

Как называются фигуры, используемые в этом задании? Какая фигура лишняя? Почему?

Таблица 4

Очень ценятся мех и кожа бобра. Из жира бобра изготавливают лекарство.

Задание 3. Узнайте сколько стоят 100 г жира бобра (в рублях) . Ответить поможет блок-схема.

Итак, 100 г жира стоят 50 руб. Сколько стоит 1 кг жира бобра? Какую часть 100 г составляет от 1 кг? Сколько жира можно купить на 1 руб.?

Задание 4. В строки таблицы 4 впишите названия чисел: 900, 600, 1000, 500.

В одном из столбцов прочтите название числа, указывающего, сколько минут бобр может находиться под водой.

5 минут – сколько это секунд? Какую часть 5 мин составляет о 1 ч?

3. Подведение итогов урока.

Игра: лото загадок.

Учащиеся получают карточки, складывая которые можно получить изображения фигур животных. Нужно складывать карточки в порядке возрастания дробей, написанных на них.

  • Какие фигуры у вас получились?
  • В каком мире вы оказались? (В мире животных)

Говорят животные – братья наши меньшие. Мы должны их охранять, помогать им выживать в их диком мире.

4. Задание.

Найти материал на тему “это интересно знать” о животных и составить задачу по нему.