Урок математики в 5-м классе по теме: "Задачи на движение"

Разделы: Математика


Одной из моих настольных и любимых книг является книга А. А. Окунева “Спасибо за урок, дети!”. Много интересного и полезного узнаю из этого источника и применяю в своей практике. Сложилось так, что один раз в четверть я провожу уроки-праздники. К таким урокам мы с детьми готовимся заранее: ходим на тематические экскурсии в музеи, на предприятия, выполняем измерительные работы, творческие задания. На уроке дети показывают свои знания, радуются своим успехам, а задача учителя – составить сценарий такого урока.

Цели:

  • Познавательные – отработка навыков решения задач на движение;
  • Развивающие – развить умение учащихся анализировать содержание задачи, устанавливать зависимость между компонентами;
  • Воспитательные – воспитывать личностные качества исполнительность, дисциплинированность, внимательность, сообразительность, интуицию, самооценку своих знаний воспитание бережного отношения к окружающей среде, любви к малой Родине.

Формы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

Ход урока

1. Организационный момент.

Размещение детей в классе группами по 4-5 человек. Раздать тетради, сигнальные карточки.

Начало урока. Гимн математике.

(дети поют стоя – это традиция)

Математика важная в нашей жизни наука,
Математику учим мы, познаем чисел мир,
В астрономии, физике, биологии, химии,
Нам нужна математика,
Математикам слава!

2. Устная работа. фронтальный опрос.

36*25
12*25 (придумать 1 -2 примера и задать другим учащимся)
24*25
48*25

48+36+43+52+64 ответ составить из сигнальных карточек

25+37+75-37+24

134+33+66+1

Ребята обратите внимание на фото-плакат. (см Приложение 1)

Какие фотографии вам знакомы? На плакате мы видим:

  1. памятник кавалерист – девице Н. А. Дуровой (рис1);
  2. памятник художнику И. И. Шишкину (рис2);
  3. мемориал поэтессе М. Цветаевой (рис3);
  4. памятник меценату Стахееву (рис4);
  5. здание нашей школы .

Решите задачу и покажите номер ответа.

Задача 1 (устно).

Расстояние от школы №3 до памятника Н. А. Дуровой 1 км 800 м, что на 300 м меньше, чем расстояние от школы до памятника И. И. Шишкину. Найдите расстояние от школы до памятника И. И. Шишкину.

Ответы 1. Км 500 м; 2. 2 км 100 м 3. 3 км 300 м

Задача 2.

Расстояние от памятника Н. А. Дуровой до мемориала М. Цветаевой 1 км 500 м. Расстояние от мемориала М. Цветаевой до памятника Д Стахееву на 900 м меньше. Найдите расстояние от памятника Н. А. Дуровой до памятника Д Стахееву?

Ответы: 1. 600 м; 2. 2100 м; 3,2400 м;  4. 3900 м

Историческая справка. (зачитывается учеником)

В архивных документах уже 1820 году упоминается о водных источниках нашего края.

Знаменитые люди доставляли воду на лошадях со святого ключа. Середняки использовали воду с реки Тойма. Бедные слои населения черпали воду с мелководной речушки Буг.

В 1833 году впервые в Елабуге был построен водопровод Иваном Васильевичем Шишкиным (отцом художника И. И. Шишкина). Источником служила ключевая вода. Вода в город поступала по деревянным желобам.

К 1900 году в городе наблюдается нехватка воды. Городское управление обращается к жителям города с просьбой помочь в строительстве нового водопровода. Жителями города было собрано 9725 рублей, из них 6000 рублей внес благотворительный фонд Стахеевых.

Данный водопровод был рассчитан на 35000 ведер в сутки. Водоемная башня имела 2 бака, каждый из которых содержал по 20000 ведер.

Задача 3. (устно).

Длина первого водопровода 9000 м. Длина второго водопровода 1500 м. В настоящее время, чтобы вода дошла из Камы до станции очистки воды необходимо 18 км труб. Во сколько раз современный водопровод длиннее первого водопровода 1833 года?

Ответы: 1. в 2раза; 2. в 20 раз; 3. в 17100 раз.

3. Отгадайте ребус.

Рас100яние Т=К К = Р ВР , 7 , Я
100 КОСТЬ

Учитель: К задачам какого вида относится данные компоненты? В каких единицах измеряются V, t, S?

Стихотворение. (хоровой ответ)

Хочешь узнать расстояние, путь,
Скорость на время умножь, не забудь,
Если же скорость ты хочешь найти,
То расстояние на время дели.

4. Работа в тетрадях: число, классная работа. Задачи на движение.

5. Сюрпризный момент: раздается звуковой сигнал, на доске высвечиваются лучи лазера и на учительский стол приземляется НЛО (см. Приложение 2). В нем письмо?

“Уважаемые земляне! Наш космический корабль возвращается на свою планету в созвездии “Жираф”. На борту корабля заканчивается запас питьевой воды. Наши бортовые приборы показывают, что Ваш район богат источниками минеральной воды. Помогите пожалуйста, нам пополнить запас питьевой воды.

Жители планеты из созвездия “Жираф””

Какие водные источники г. Елабуги вы знаете?

Самый знаменитый – Святой ключ вблизи Елабуги.

На плакате на скотч прикреплены числа 10, 220, 45. Под ними скрыты картинки с изображением источников воды.

  • 10 – Святой ключ;
  • 220 – Раифский монастырь;
  • 45 – Ижевский источник

Когда все участники группы решили задачу, командир выбирает карточку с числом-ответом и узнает, до какого источника они добирались.

Задача 1.

Чтобы добраться до водного источника “Святой ключ” , туристы проехали 10 минут на автобусе, скорость которого 600 м/мин, а затем шли пешком 1 час со скоростью 4 км/ч. Каково расстояние от школы №3 до “Святого ключа”.

Задача 2.

Путешественник добирался до данного источника 3 часа на автобусе, скорость которого 70 км/ч, а затем на велосипеде, скорость которого 10 км/ч, причем время затратил на 2 час меньше. Найдите расстояние до данного источника.

Задача 3.

Путешественник проехал 3 часа на велосипеде со скоростью 10 км/ч, а затем на лошади со скоростью 15 км/ч. При этом затратил на 2 часа меньше. Найдите расстояние до данного источника.

Учитель вносит колбу с водой.

Какие свойства воды вы знаете? (прозрачная, без цвета, без запаха)

Минеральная вода содержит соли и этим минеральные воды отличаются друг от друга.

Разминка. Так как сегодня у нас в классе есть энергия вселенной, то возьмем ее положительный заряд. Сильно потрите ладони, быстро разведите их на небольшое расстояние, а затем медленно с силой сжимайте теплый воздух. Повторите 3 раза. Выполните повороты направо и налево. А теперь повернитесь ко мне те, кто знает имена математиков, изображенных на портретах (Пифагор и Архимед).

Какое изобретение Архимеда используется и сейчас (винт мясорубки). А для чего Архимед изобрел это устройство (для доставки воды в осажденный город Сиракузы)

Учитель. Какая могла быть причина, что у инопланетян закончилась вода?

а) мало взяли;

б) не экономили воду;

в) протекал кран.

Задача на тему “Экономь воду”.

Представьте, что водопроводный кран по небрежности плохо закрыт, и из него каждую секунду капает всего одна капля. Интересно узнать, много ли утечет воды из такого крана: а) за час;

б) за сутки.

Масса ста капель равна 7 г. Сколько воды вытечет за час? За сутки?

Учитель.

Задача 1. Инопланетный корабль прилетел к нам из созвездия Жираф. Расстояние до нее от планеты 330 световых лет. Каково расстояние до планеты.

Задача 2. В октябре 2003 года открыта новая планета в созвездии Жирафа. Расстояние до нее 330 световых лет. Сколько это земных лет, если один световой год равен 9 463 000 000 000 км.

Задание на дом.

Придумайте задачи на движение, используя следующие данные:

Vчеловека = 4 км/ч или 5 км/ч;

Vавтобуса = 60 км/ч или 80 км/ч;

Vавтомобиля = 100 км/ч или 120 км/ч;

Vвелосипедиста = 12 км/ч.

Сюрпризный момент: входит робот.

“Нам очень понравилась Ваша зеленая планета и Ваш красивый старинный город. Но больше всего мы благодарны Вам за чистую воду. Теперь наше путешествие можно продолжить. В подарок мы дарим Вам фотографии нашего корабля и космические конфеты. Всего Вам хорошего на Вашей прекрасной Земле”.

А земляне передают ему бутылку с минеральной водой. Провожаем робота.

Подведение итогов урока, выставление оценок.