Урок русского языка во 2-м классе (система Л.В. Занкова) по теме: "Прилагательное как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Презентация

Слайд1. Урок русский язык

Девиз урока: наблюдать, думать, изучать, запоминать.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока: наблюдение.

Цели урока:

  • организовать деятельность детей по изучению существенных признаков имени прилагательного как части речи;
  • способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные;
  • содействовать развитию внимания, умения анализировать, развивать речь, умения выделять существенные и несущественные признаки предметов.
  • воспитывать любовь к животному миру и в целом к природе.

Оборудование: карточки, картины природы, компьютер,тесты.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Чистописание. Подготовка руки.

Слайд 2. Сугроб, снег, мелкий, ветер, холод. (слова на экране)

У. Что вы можете сказать о словах. (лишнее слово)

Д. Буква спряталась в слове. Это слово – имя сущ., м. р., ед. ч., неодушевл.

Будем писать букву, которая обозначает звук – согласный, звонкий, непарный, мягкий

(Работа в тетради. 2 строки. )

Лишнее слово обозначает признак предмета.

У. В первом классе мы знакомились с такими словами, а сегодня мы узнаем, как они называются.

3. Словарная работа:

У. Дети повторим слова, которые мы изучали, а для этого вам надо угадать о ком идет речь.

Большой, косолапый … (медведь), Рыжая плутовка, двигается ловко (лисица), насекомое - может быть зеленой, и даже синей (стрекоза) Домашняя птица, с красивым оперением (петух), Домашнее животное, которое дает очень ценный продукт, особенно для детей.. А это слово узнайте по моей шифровке ящ__р_ц__, друг человека (собака)

Проверка. Слайд 3. (на экране)

У. Что вы можете сказать о словах. ?

Д. Животный мир – это часть нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных.

4. Наблюдение над ролью имен прилагательных постановка цели урока.

Слайд 4. Учитель открывает запись на доске.

У. Я подготовила для вас интересное задание с секретом прочитайте и догадайтесь, о ком идет речь (чтение )

Под кустом притаился... зверек. У него... уши,... хвост. Тело покрыто,., шерстью. Есть... зубы, но обороняться ими он не может.

- Кто догадался, о ком составлены предложения? (Это сделать трудно. )

- Какие бы слова вы записали вместо точек, если бы речь шла о зайце? Запишите их.

Маленький, длинные, короткий, мягкой (серой или белой), острые (крепкие).

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают слова, которые помогли описать животное?

Кто запомнил как называется эта часть речи?

- Сегодня наш урок и посвящен изучению темы:

Слайд 6. Тема урока:Имя прилагательное как часть речи.

5. Изучение нового материала

а) Находим информацию в толковом словаре.

У. Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Значение этого слова в толковом словаре искала Рубаненко Лена…

Давайте ее послушаем. (чтение информации из толкового словаря)

У. Дословный перевод названия прилагательное с греческого – эпитет. (образное сравнение)

У. Проведем наблюдения над этой частью речи.

Задание 1. Прочитайте. Запишите слова, которые обозначают признак предмета. Комментированное письмо

Б) Синий, синеет, синева.

Пугает, испуг, пугливый.

Белизна, белеет, белый.

Трусость, трусит, трусливый.

Зелень, зеленеет, зеленый. (Слова на экране)

Прочитаем записанные слова.

Предлагаю прочитать правило.

Задание 2. Работа в группе.

Составь предложение

(Разрезанные слова 3 вариант).

Тихим и солнечным выдалось морозное утро.

Позаботились люди о лесных обитателях.

Для могучих оленей и быстрых косуль набили в кормушки сено.

Слова, которые обозначают признаки предметов, подчеркнуть волнистой линией.

Физминутка (под музыку аудиозапись “ пропала собака”)

5. Закрепление.

1. Игра “Аукцион признаков.

У. Внимательно посмотрите на предмет. Кто больше назовет признаков этого предмета.

Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом. Например, яблоко (какое?) красное. Второй ученик называет предмет, вопрос, признак и новый признак данного предмета. Например, яблоко (какое?) красное, большое. И т. д. Полную цепочку слов запишите по памяти. Изображенные на картинках предметы: морковь, капуста,,орех., лук

Задание 2. (работа в группе)

“Составь рассказ”.

Был ? день
Смотрю на ? небо
По небу плывут ? облака
Падают ?, и ?. снежинки.

У. Вывод: Для чего нам нужны имена прилагательные?

Д. Они украшают нашу речь.

У. Задание1. Прочитайте. Какая связь между словами в левой части.

Составьте пару слов справа, выбрав одно из четырех слов в скобках.

Слайд Стул – деревянный игла (острая, тонкая, стальная, короткая)
Свинец – тяжелый пух (куриный, легкий, белый, красивый)
Темный – светлый мокрый (скользкий, холодный, теплый, сухой)
Лето- жаркое зима (снежная, холодная, теплая, долгая)
Уголь- черный сахар (белый, тяжелый, сладкий, сыпучий)
Клюква- кислая мед (сладкий, полезный, лечебный, майский)
Слон- большой мышка (быстрая, серая, юркая, маленькая)

У. На какие две группы можно разделить все слова в полученных примерах?

(взаимопроверка) вывод: существительные связаны с именами прилагательными.

Вывод. Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное. На какие вопросы отвечает?

Первичная проверка знаний вариант первый тесты. Вариант второй карточки.

6. Информация о домашнем задании.

С. 128. упражнение 290.

В подарок об уроке вам памятка.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

7. Оценивание.

8. Итог урока

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь- ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное”,
Не скажем -безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу,и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

9. Рефлексия.

Приложение 2