Урок письма в 1-м классе (система Л.В. Занкова) по теме: "Заглавная Ш. Сочетания ШИ"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: учебное занятие по изучению нового.

Форма урока: урок творчества.

Оборудование: учебник Т. М. Андрианова, А. В. Остроумова, И. Л. Андрианова, демонстрационная карточка буквы Ш и ШИ, проволока, картонные элементы букв, карточка с образцом буквы из наждачной бумаги, грамзапись стихотворения А. С. Пушкина, иллюстрации картин и портрет И. И. Шишкина.

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному заключению буквы Ш, сочетание ши.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности содействовать развитию у детей умение общаться.

Задачи:

  1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться строить текст с соблюдением красной строки и списывать с печатного текста.
  2. Развивать образную память, координацию движений.
  3. Воспитывать положительное положение к письму, как к виду речевой деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цели:

  1. Проверить готовность учащихся к уроку, наличие учебных принадлежностей, настроить детей на плодотворную работу.
  2. Проверить посадку (опираясь на образец)
  3. Тренировочные упражнения.

а) 1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять
1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять
б) Гимнастика для пальчиков: руки вытянуты на стол, по команде поднимаем по одному пальчику (1, 2, 3, 4, 5 – держим две секунды и опускаем по одному 1, 2, 3, 4, 5).

II. Актуализация субъективного опыта.

Цель: подвести детей к изучению нового материала; создать проблемную ситуацию; помочь учащимся сформулировать тему урока самостоятельно; помочь осознать ценность совместной деятельности.

  1. Записать первую букву, с которой начинается слово (малыши, паровоз, зима, дерево, окно).
  2. Записать первую букву, с которой начинаются предложения
    • В саду рос куст.
    • Он был пышный.
    • На ветках красные розы.
    • Розы так пахли!
    • Пушок их нюхал.
    • Запиши буквы тех слов, которые всегда являются заглавными.
    • У Ани живет кот Мурзик.
    • Катюша и Леня гуляли в саду.

Проверь. У тебя должно получиться так.

  • м п з д о
  • В О Н Р П
  • А М
  • К Л

Почему были строчные и заглавные ряды?

Оцени себя?

Если у тебя все так I_____I___x___I,

Если ты ошибался так I___ x __I_______I.

III. Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянись, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Полежите, поднимитесь,
Распрямитесь, пошагайте,
Постучите, помолчите,
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь!

IV. Изучение нового материала.

1. Работа на доске.

АСПУШКИНИИШИШКИН

Что можно сказать об этой записи?

Предложите задания (исправить ошибки и записать правильно слова).

Ответы детей.

Изобразите схематично и убедитесь, что вы правы.

А знаете ли вы кто эти люди и чем они знамениты? (ответы детей)

Я приготовила для вас выставку книг и небольшой отрывок стихотворения А. С. Пушкина “Зимняя дорога”.

Послушайте и представьте то, о чем говориться в этом стихотворении.

(Слушание и беседа по представлению)

Сравнение детских ответов с иллюстрацией к стихотворению.

Кто же такой И. И. Шишкин? Где можем найти о нем информацию.

(Дети находят в учебнике информацию о художнике, учитель знакомит с иллюстрациями известных картин)

А теперь я предлагаю вернуться к нашему заданию и записать фамилии известных людей.

Подумайте, все ли здесь мы умеем писать? (Дети сталкиваются с проблемой, они не могут записать фамилию великого художника так как не умеют писать букву Ш )

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Дети называют тему урока)

Да, я с вами согласна.

2. Попробуем изготовить букву Ш

  • Из проволоки
  • Из элементов букв, вырезанных из картона
  • Прощупывание буквы на карточке из наждачной бумаги
  • Письмо в воздухе

3. Образец написания буквы учителем.

4. Письмо буквы в прописи детьми

5. Для того чтобы написать фамилии недостаточно уметь писать букву, нужно научиться соединять ее с другими буквами.

Слоговой аукцион (какие слова подойдут к соединениям следующей строки задания)

Шура, Шарик, Шмякин.

6. Письмо фамилий

V. Физминутка

VI. Повторение.

1. Самостоятельная работа.

Напиши слоги по образцу:

Би-пи, ди-ти, жи-ши (дети сталкиваются с проблемой, самостоятельно находят правила, которое приготовили для них ручка и карандаш)

Проверка. Почему возникла проблема написания ши? Какие звуки образуют буква ш.

2. Работа над текстом.

  • чтение задания
  • разбор текста, нумерация
  • повтор знаний о красной строке
  • запись первого предложения

VII. Сообщение информации о домашнем задании.

Цель: разъяснить порядок выполнения домашнего задания; закреплять изученное на уроке.

Записать оставшиеся два предложения .

VIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

IX. Оценивание.

X. Рефлексия.

Всем спасибо, улыбнитесь друг другу, поблагодарите, и тихо похлопаем, сильнее, сильнее.

Молодцы, еще раз спасибо.