Урок-путешествие с использованием информационных технологий по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Разделы: Математика


Мой опыт работы показывает, что компьютер соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

На уроках математики я использую компьютер с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения.

Применяю компьютерные презентации на разных этапах урока: сообщение темы, плана работы, при изучении и первичному закреплению нового материала, при контроле и самоконтроле, на этапе информации о домашнем задании, подведении итогов учебного занятия, рефлексии. Учебные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, активизировать познавательный интерес, что усиливает мотивацию обучения, стимулирует умственную деятельность.

Для автоматизации процесса обучения и контроля знаний использую на своих уроках универсальный сетевой программный комплекс “Ассистент II”, разработанный Иваненко Фёдором Григорьевичем, который позволяет также осуществлять сбор статистики и информации о результатах выполнения тестов. Процесс создания и добавления новых тестов легок, и может быть выполнен в максимально короткие сроки. В программе отсутствуют ограничения на количество тестов, вопросов и вариантов ответов. Работа с программой максимально упрощена и интуитивно понятна.

Для проверки техники устного счета в 5-6 классах использую программу 1С:Тренажер устного счета (диск “1С: Репетитор. Математика” (часть 1), раздел в меню “Дополнительно”). Программа работает в двух режимах тренировка или состязание, задается время, тренажер поставляется с набором заданий различных тематики и сложности, от простого сложения и вычитания до работы со степенями, сокращения дробей и пр. Программа поддерживает накопление результатов различных пользователей и удобное их представление для сравнения по различным параметрам. Ученик может работать без надзора учителя, потому что ведется протокол выполненных заданий и ошибок. В это время учитель может работать с классом, а после урока проанализировать результаты. Учащиеся с удовольствием работают с Тренажером устного счета и во внеурочное время.

Предлагаю пример урока с использованием информационных технологий в 5 классе.

Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. (Сенека)

Цели урока:

  1. Проверить умения учащихся выполнять действия с обыкновенными дробями в различных по степени сложности заданиях.
  2. Развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность

Оборудование: Компьютерный класс, проектор, экран, карточки с заданиями, листы контроля, учебная презентация, программы: Ассистент II, 1С:Тренажер устного счета.

Ход урока

Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну обыкновенных дробей (Приложение 1).

Тема урока Действия с обыкновенными дробями.

Цель нашего урока – проверить ваши умения выполнять действия с обыкновенными дробями. Ваш маршрут будет проходить через города: “Равновесия”, “Правильных дробей”, “Найденных ошибок”, “Умножайка”, “Умных дробей”, “Зачетный”.

Путешествовать вы будете тремя командами, помогать в путешествии нам будут консультанты. (Учитель представляет команды, капитанов команд, консультантов)

Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать свой маршрут путешествия (Приложение 2). А сейчас давайте познакомимся с направлениями вашего движения по стране Обыкновенных дробей.

Переходить от города к городу вы будете только по моей команде.

В каждом городе вам предложат решить задания за которые можно получить от 1 до 5 баллов. Завершив всё путешествие и набрав определенное количество баллов, вы получаете за урок оценку.

(Слайд: Шкала оценок)

  • 25-28 баллов –“5”
  • 20-24 балла – “4”
  • 13-19 баллов – “3”

Ваша задача решить как можно больше заданий и набрать больше баллов.

Вопросы есть?

Счастливого пути.

Город “Умных дробей” (5 баллов)

  1. Вычислите:
  2. Как называется 1/100 метра?
  3. 3/5 числа равняется 9, чему равно само число?
  4. Точка С лежит на отрезке АВ, равном 36 см. Отрезок АС составляет 1/3 АВ. Найдите длину ВС.

Город “Правильных и Неправильных дробей” (5 баллов)

  1. Укажите все неправильные дроби
  2. При каком наименьшем а дробь будет правильной.
  3. При каком наибольшем n дробь будет неправильной?

Город “Найденных ошибок” (5 баллов)

Город “Равновесия” (3 балла)

Сравните дроби:

1) 157/157…1

2) 149/259…1

3) 4/3…118/314

4) Сколько существует значений х, для которых верно неравенство: х/7<1

5) Сравните дроби: *1*/991 и 109/991

Город “Умножайка”

На этом этапе учащиеся работают с Тренажером устного счета, раздел умножение, задание таблица умножения.

Количество баллов выставляется соответственно числу правильно решенных примеров.

  • < 10 – 2 балла
  • 10-19 – 3 балла
  • 20-29 – 4 балла
  • 30 и более – 5 баллов

Город “Зачетный”

Работа с программой “Ассистент II”. Учащиеся рассаживаются по одному за компьютер, отвечают на пять тестовых вопросов из 21. Программа сама выбирает пять вопросов из 21, причем вопросы и варианты ответов перемешиваются. Вероятность того, что на соседних компьютерах будут одновременно одинаковые вопросы очень мала, это исключает списывание. Статистика собирается на server, в роли консультанта на данной станции выступает учитель.

Тест для программы “Ассистент II” (Приложение 3, рисунки к тесту находятся в Приложении 4).

Рефлексия.

Учащимся предлагается продолжить фразу.

  1. Сегодня на уроке мне понравилось…
  2. Сегодня на уроке мне не понравилось…
  3. Мне интересно, когда…..
  4. Мне нравится….
  5. Я решил, что …

У меня …… настроение.

Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу.

Объявить команды-победители, оценки.

Спасибо за работу на уроке!